Delist.ru

Повышение конкурентоспособности автомобильного трансполрта Вьетнами при интеграции страны в Асеан (27.03.2009)

Автор: Динь Куок Ши

осуществление модернизации и ускоренное обновление автотранспортных средств для международных перевозок грузов;

развитие терминальной системы и инфраструктуры транспортно-дорожного сервиса, обеспечивающей расширение номенклатуры и повышение качества услуг.

Рис. 6. Принципиальная схема функционирования системы поддержки и развития рынка

автомобильных грузовых перевозок во Вьетнаме

Рис. 7. Предлагаемая схема организационной структуры кооператива грузовых автоперевозчиков с централизованной системой управления

В работе значительное внимание уделено проблеме расширения масштаба деятельности АТП, в результате этого внесено предложение по созданию кооперативов АТП. Создание кооперативов предполагает создание системы выживания, повышение качества предоставляемых услуг, повышение рентабельности предприятий за счет разнообразия направлений взаимопомощи: финансовой, технической, имущественной и кадровой. В соответствии с законодательством СРВ кооперативы могут быть созданы в двух формах: кооператив с централизованной системой управления и кооператив, созданный для оказания взаимопомощи его участникам (без головного управления).

Рис. 8. Предлагаемый вариант организационной структуры

кооператива без головного управления

Обобщая вьетнамский и зарубежный опыт, на основе проведенного исследования автором предложены следующие меры для совершенствования структуры парка подвижного состава:

использование методов развития финансового лизинга  современных транспортных средств во Вьетнаме;

применение льготного кредитования АТП на приобретение современного подвижного состава с компенсацией соответствующей разницы кредитными организациями за счет средств фондов поддержки;

стимулирование использования экономических механизмов, направленных на покупку автотранспортных средств от зарубежных стран, находящиеся в хорошем состоянии, но в которых не нуждаются автоперевозчики этих стран;

разработка и реализация экономических механизмов, направленных на повышение уровня технического состояния подвижного состава и безопасности дорожного движения с учетом требований рынка и современных международных стандартов.

В части оказания по кредитно-финансовой помощи вновь создаваемым и функционирующим малым АТП автором предложено:

создание особых нормативных и отраслевых регламентных условий, предполагающих использование малыми АТП государственных и частных финансовых ресурсов на основе действия механизма через предоставление государственных гарантий и поручительств по кредитам, выделяемым кредитными организациями на коммерческой основе;

создание целевых частных и частно-государственных специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов для льготного кредитования вновь создаваемых и функционирующих малых АТП с компенсацией разницы процентных ставок.

Таким образом, в современных условиях хозяйствования для того чтобы достойно расширяться, необходимо активно пользоваться лизингом и кредитованием в дополнении. Кредит берется на пополнение оборотных средств для повышения качества предоставляемых транспортных услуг, а лизинг – на приобретение или обновление подвижного состава.

При интеграции СРВ в АСЕАН и ВТО возрастает роль крупных АТП, обеспечивающих ускорение конкурентоспособности вьетнамских грузоперевозчиков. В этой связи вопрос организации их управления должен быть решен на государственном уровне, что обеспечит повышение эффективности работы отрасли и повышения ее конкурентных преимуществ перед иностранными перевозчиками как на локальном, так и региональном рынке. На основе анализа были предложены следующие рекомендации: повышение качества образования в ВУЗАХ и специальных заведениях, создание системы и обеспечение переподготовки и повышения квалификации менеджеров, создание социально-экономических условий для закрепления кадров в отрасли.

Рис. 9. Прогноз изменения объемов грузоперевозок в результате внедрения

предложенных мероприятий (тыс. тонн)

На основе планирования уровня социально-экономического развития страны и предложенных автором рекомендаций в диссертации сделан концептуальный прогноз тенденций развития автомобильных перевозок на период 2010-2015 гг. Возможный эффект от реализации проектных мероприятий выражается в увеличении объема грузовых перевозок на 17,8% за счет улучшения технико-экономических показателей работы автотранспортных средств при сохранении прежнего количества автомобилей.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

На основе анализа состояния вьетнамского рынка автомобильных грузоперевозок в общем и территориальном разрезе, а также исследования состояния рынка автомобильных перевозок в странах АСЕАН установлены следующие тенденции: опережающий рост числа грузовых автомобилей с малой грузоподъемностью; высокий удельный вес автомобилей находится в частной форме собственности; устойчивый рост общего количества и удельного веса автомобилей, произведенных за пределами АСЕАН; преобладание небольших АТП с парком от 1 до 10 автомобилей; обострение проблемы несоответствия автотранспортных средств стандартным техническим характеристикам.

Основная причина сложившейся ситуации заключается в том, что на пути развития рынка автомобильных грузоперевозок имеется множество сдерживающих факторов внешней и внутренней среды, которые непосредственно оказывают влияние на уровень конкурентоспособности: несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы, неэффективная система государственной поддержки, низкий технический уровень и высокая степень изношенности подвижного состава, маленький первоначальный капитал и нехватка оборотных средств для развития деятельности, отсутствие управленческих навыков и проблемы взаимодействия на рынках.

Внесены предложения, выражаемые в совершенствовании нормативно-правовой среды и системы поддержки автомобильных грузоперевозок, включающей в себя формирование специального государственного органа и соответствующих блоков поддержки его функционирования (кредитно-финансовой, имущественной, информационной, правовой и общественно-предпринимательской).

Предложены в качестве основных направлений реформирования рынка автомобильных грузоперевозок создание кооперативов (с головным управлением и без него) и совершенствование структуры парка подвижного состава через лизинговый механизм и льготное кредитование.

Сформулированы способы расширения кредитно-финансовой поддержки на основе применения государственных гарантий, создания целевых фондов и отраслевых условий использования вновь создаваемыми и функционирующими малыми АТП государственных и частных финансовых ресурсов.

Разработан и обоснован прогноз изменения реальной конкурентоспособности и тенденций развития автомобильных грузоперевозок на среднесрочную перспективу (2010-2015 гг.). В результате внедрения предложенных рекомендаций определен прогностический эффект, выраженный в увеличении объема грузоперевозок за счет улучшения технико-экономических показателей работы автотранспортных средств при сохранении прежнего количества автомобилей на 17,8%.

По результатам исследований опубликованы 7 печатных работ, в которых отражены основные положения диссертации:

Динь Куок Ши. Актуальные проблемы российского автомобильного транспорта в современных условиях хозяйствования (зарубежный взгляд) // Международная экономика, 2006, № 6, 0,2 п.л.

Динь Куок Ши. Основные проблемы автотранспортных предприятий во Вьетнаме в условиях мировой экономической интеграции // Международная экономика, 2006, № 7, 0,15 п.л.

Динь Куок Ши. Роль автомобильного транспорта в единой транспортной системе Вьетнама // Международная экономика, 2008, № 6, 0,25 п.л. (входит в состав списка ВАК)

Динь Куок Ши. Анализ рынка автомобильных перевозок во Вьетнаме // Международная экономика, 2008, № 11, 0,45 п.л. (входит в состав списка ВАК)

Динь Куок Ши. Анализ конкурентоспособности автомобильных перевозок во Вьетнаме // Сборник научных трудов. Вып. 14. – М.: МАДИ (ГТУ), 2008, 0,5 п.л.

Динь Куок Ши. Методы повышения конкурентоспособности автомобильных перевозок во Вьетнаме // Международная экономика, 2009, № 2, 0,45 п.л. (входит в состав списка ВАК)

Динь Куок Ши. Интенсификация развития транспорта Вьетнама в условиях активного сближения внешнеполитического курса России и СРВ – Материалы 67-ой научно-методической и научно-исследовательской конференции. М.: МАДИ (ГТУ), 2009, 0,2 п.л.

загрузка...