Delist.ru

Повышение конкурентоспособности автомобильного трансполрта Вьетнами при интеграции страны в Асеан (27.03.2009)

Автор: Динь Куок Ши

Таблица 8

Количество и темп прироста автотранспортных средств во Вьетнаме (за период 2000 – 2007 гг.)

Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Количество 417768 443000 465000 486000 520243 566514 631580 647213

Темп прироста 7,9% 6,0% 5,0% 4,51% 7,05% 8,89% 11,49% 2,48%

Парк характеризуется низким техническим уровнем, высокой степенью изношенности в эксплуатации, несоответствием структуре перевозимых грузов и другим эксплуатационным требованиям (рис. 4 и 5). Подвижной состав в основном состоит из российских и корейских автомобилей и это легковые грузовые автомобили (грузоподъемность от 2,5 до 5 тонн). Более 65% автотранспортных средств принадлежат частным предприятиям и индивидуальным предпринимателям, однако на их балансе имеются лишь 1-3 автомобиля. Парк большинства грузовых АТП колеблется от 30 до 50 автомобилей, а крупными считаются предприятия с парком до 100 автомобилей.

Рис. 4. Распределение грузового подвижного состава во Вьетнаме по сроку эксплуатации

Рис. 5. Распределение грузовых автомобилей во Вьетнаме

по годам выпуска (1981 – 2005 гг.)

На основе изучения основных технико-эксплуатационных показателей работы грузового автомобильного транспорта Вьетнама сделан вывод, что использование грузового автотранспорта крайне неэффективное и провозная способность достаточно низкая. Грузовики в среднем работают не более 18 дней в месяц и не более 7 часов в сутки, средний объем перевозки составляет менее 1,7 тонн, а среднесуточный пробег автомобиля – 73 км.

В исследовании подчеркивается, что большинство малых АТП во Вьетнаме сталкиваются с проблемой нехватка оборотных средств для поддержания нормального функционирования деятельности или ее расширения. Основными причинами являются: формирование стартового капитала за счет личных сбережений и займов у родственников, функционирование деятельности на принципах самофинансирования и безубыточности, трудность получения банковских кредитов из-за высоких банковских процентов, трудности по обеспечению залога, высокого уровня риска.

Анализ автомобильных перевозок по основным транспортным коридорам показал, что автотранспорт Вьетнама играет важную роль в осуществлении грузовых перевозок по основным транспортным коридорам страны (табл. 9). Об этом свидетельствуют растущая потребность в нем и возможность конкурировать с другими видами транспорта на локальном рынке.

Таблица 9

Распределение объема автомобильных грузоперевозок

по экономико-транспортным коридорам Вьетнама

№ Экономико-транспортный коридор Доля автотранспорта, %

1 Транспортный коридор «Север-Юг вдоль побережья» (Ханой – Хошимин) - центральная трасса № 1 28,82

2 Транспортный коридор «Север-Юг-Восток» - центральная трасса им. Хошимина 100,00

3 Транспортные коридоры, проходящие через главные экономические зоны страны

Транспортный коридор Ханой – Хайфонг

Транспортный коридор Ханой – Куангнинь

Транспортный коридор Куангнинь – Хайфонг

Намдинь – Ниньбинь

Транспортный коридор Хошимин – Вунгтау

Транспортный коридор Хошимин – Далат

Транспортный коридор Хошимин – Кантхо

Транспортный коридор Ханой – Лангшон

Транспортный коридор Ханой – Лаокай

Среди причин, обуславливающих трудности развития грузового автомобильного транспорта во Вьетнаме, не последнее место занимает проблема управления и подготовки соответствующих кадров для работы в современных условиях рыночных отношений. По последним данным только 5% населения, занятого на АТП, имеет высшее образование.

Изучение локального рынка позволяет сделать вывод о том, что наиболее актуальными являются проблемы: отсутствие взаимодействия, сплоченности и солидарности в действиях национальных автоперевозчиков; свободный допуск иностранных перевозчиков на национальный рынок; слабое взаимодействие автомобильного транспорта с другими видами транспорта; низкая экономическая эффективность междугородних и международных перевозок.

Анализ регионального и мирового рынка показывает, что для обеспечения полноценного развития рынка необходимо решение 3-х основных проблем: качество подвижного состава, качество автотранспортной услуги и управленческий аспект, т.к. вступление страны в ВТО и вторжение иностранных фирм на национальный рынок предполагают создание крупномасштабных АТП и постоянное взаимодействие с партнерами для обеспечения конкурентоспособности.

Исследования показывают, что многие факторы, влияющие на поступательное развитие рынка и уровень конкурентоспособности автомобильных грузовых перевозок, не могут быть устранены самостоятельно, поэтому в третьей главе внесены автором научно обоснованные рекомендации по повышению конкурентоспособности данного сектора.

По масштабу действий, направленных на изменение уровня конкурентоспособности и тенденций развития автомобильных перевозок, целесообразно начать с коренного пересмотра государственной политики в сфере регулирования и поддержки АТП, развитие которых должно стать одним из приоритетов национальной экономики. Поэтому при активизации системы поддержки и развития АТП целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями:

разработка и реализация системы поддержки, основанной на создании специализированного государственного органа, который выполняет все функции по регулированию деятельности автоперевозчиков и по координации работы всех государственно-частных органов по развитию рынка автомобильных перевозок.

наличие развитой системы специализированных правительственных учреждений и организаций с государственным или смешанным капиталом, обеспечивающих скоординированное выполнение всего комплекса задач в области поддержки автотранспорта на основе сочетания прямых и косвенных мер. Предложенная система включает в себя 5 блоков поддержки (рис. 6): кредитно-финансовую, имущественную, информационную, правовую поддержку и общественные предпринимательские организации. Эти объекты должны быть на трех уровнях: государственном, провинциальном и местном.

ориентация государственной политики в сфере автомобильных перевозок на поощрение совместной деятельности, взаимопомощи и кооперирования внутри сектора, что обеспечивает повышение его конкурентоспособности, устойчивости и эффективности на национальном и мировом рынках.

первоочередные направления государственной кредитно-финансовой поддержки АТП: ежегодное выделение в государственном бюджете ассигнований на реализацию государственных программ поддержки АТ; финансовое обеспечение государственных и региональных программ поддержки АТ за счет средств бюджетов различных уровней; создание особых условий использования малыми АТП государственных и частных финансовых ресурсов.

На основе накопленного опыта повышения конкурентоспособности на мировом рынке в области международных перевозок предложены такие рекомендации как:

совершенствование нормативно-правовой базы и отстаивание законных интересов Вьетнама при совершенствовании механизмов определения квот в рамках многосторонних и двусторонних соглашений об организации автомобильного сообщения;

повышение конкурентоспособности вьетнамских перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок и обеспечение уровня равновыгодного паритета с иностранными перевозчиками на основе создания благоприятного налогового режима, проведения политики разумного протекционизма с применением мер тарифного и нетарифного регулирования, совершенствования законодательных гарантий стабильности условий работы;

загрузка...