Delist.ru

Повышение конкурентоспособности автомобильного трансполрта Вьетнами при интеграции страны в Асеан (27.03.2009)

Автор: Динь Куок Ши

Камбоджа 2,2 3,1 3,7 2,0 3,6 3,0 2,3 3,7

Лаос 15,2 17,6 18,8 20,1 21,6 23,1 25,6 29,4

Малайзия - 49,9 74,9 102,7 96,5 19,0 28,6 36,8

Мьянма 51,1 63,9 68,9 72,3 68,3 74,8 82,8 96,1

Сингапур 126,9 136,8 140,0 142,7 144,8 142,6 141,3 137,2

Таиланд 2954,0 3357,6 3741,5 3959,1 4241,6 4419,6 4600,6 4842,5

Филиппины 133,3 147,4 207,3 220,9 249,6 274,7 263,0 276,6

Проведенный анализ рынка международных грузоперевозок показал, что вьетнамский автомобильный транспорт занимает очень маленькую долю на региональном рынке (4% в общем объеме перевозок страны). Импортные грузы поступают в морские порты, откуда вывозятся автомобильным транспортом в Лаос и Камбоджу. Таким же способом завозятся экспортные грузы этих стран в морские порты СРВ для дальнейшей перевозки морским транспортом в разные страны мира.

Таким образом, в результате изучения места автомобильных грузовых перевозок во Вьетнаме и странах АСЕАН выявлены такие тенденции развития как: опережающий рост числа грузовых автомобилей с малой грузоподъемностью (от 2,5 до 5 тонн); высокий удельный вес автомобилей находится в частной форме собственности; устойчивый рост общего количества и удельного веса автомобилей, произведенных за пределами АСЕАН; преобладание небольших АТП с парком от 1 до 10 автомобилей; обострение проблемы несоответствия автотранспортных средств стандартным техническим характеристикам.

Однако, несмотря на эти факты, согласно аналитическим материалам, представленным на Конференции «Конкурентоспособность автотранспортных предприятий в условиях интеграции в мировую экономику», Вьетнам уступает всем странам АСЕАН, а лидерами в завоевании конкурентных преимуществ являются Таиланд, Малайзия и Филиппины. Причина заключается в том, что максимальное использование возможностей автомобильного транспорта во Вьетнаме пока не является реальным приоритетом государственной политики, которая не делает ставку на наращивание автомобильного транспорта как одного из средств, определяющих ускорение экономического роста.

Вторая глава «Анализ конкурентоспособности автомобильных грузовых перевозок в СРВ» посвящена анализу сущности конкурентоспособности автомобильных грузовых перевозок, критериев ее определения, методов ее оценки, а также разработке методики оценки ее уровня на рынке Вьетнама.

В ходе анализа было признано отсутствие в сегменте автотранспортного рынка единого определения конкурентоспособности. В связи с этим предложено авторское понимание конкурентоспособности на автотранспортном рынке как способность АТП, транспортно-экспедиционных предприятий и других субъектов хозяйствования, осуществляющих перевозки грузов своими самостоятельными действиями эффективно ограничивать возможности каждого из них воздействовать на общие условия предоставления услуг на определенном рынке и стимулировать предложение тех услуг, которые требуются потребителю.

На основе изучения и критического анализа научных работ конкурентоспособность в диссертации рассматривается на 4-х уровнях, между которыми существует внутренняя и внешняя зависимость: страновая, отраслевая, конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товара. Такое разделение субъектов конкурентной борьбы позволяет глубже изучить конкурентоспособность, обоснованно выбрать подходы к ее анализу и оценке. Конкурентоспособность отрасли есть суммарная конкурентоспособность ее предприятий. Конкурентоспособность АТП - это его способность длительное время занимать желаемое место на рынке среди других фирм транспорта за счет конкурентных преимуществ.

На основе анализа научной литературы установлено, что не выработано единого подхода к вопросу оценки конкурентоспособности, несмотря на многообразие методов оценки. Методы в основном носят фрагментальный характер, не затрагивают некоторые важные методические и практические аспекты конкурентоспособности, поэтому необходимо их комплексное использование на практике.

?????$??c

????????$??c

?????E?n

???????$????c

???????c

экономический анализ и оценки конкурентоспособности автомобильных грузоперевозок целесообразно проводить через анализ системы факторов микроуровня и макроуровня (рис. 1). Все факторы классифицированы автором по степени их влияния на уровень конкурентоспособности автомобильных грузовых перевозок.

Рис.1. Система факторов, характеризующих конкурентоспособность автомобильных грузоперевозок

Действующая система поддержки автомобильных грузоперевозок во Вьетнаме опирается на законодательные и нормативные акты, в основном носящие декларативный характер, который не позволяет отрасли достичь поставленных целей. Основными причинами неэффективной системы государственной поддержки автомобильного транспорта являются: недостаточная развитость самой системы государственной поддержки, отсутствие взаимодействия между элементами инфраструктуры, неравномерность в распределении объектов инфраструктуры и низкая пропускная способность инфраструктуры.

Анализ нормативно-правовой среды показал, что значительная часть проблем связана с несовершенством законодательства на государственном и региональном уровне, а в ряде случаев - с отсутствием механизмов его реализации на практике. На основе этого можно прийти к выводу, что темп развития дорожной инфраструктуры отстает от темпа развития рынка автомобильных перевозок и насыщения средствами в стране. В настоящее время имеется около 257 тыс. км дорог, т.е. плотность автодорог в стране составляет 0,77 км/кв. км. В стране только 43% дорог находится в хорошем состоянии; 37% - в удовлетворительном, 20% - в плохом и очень плохом состоянии. Из-за плохого состояния дорожного покрытия и мостов, их узкой ширины и низкой грузоподъемности скорость автодвижения в среднем 40 км/ч.

В диссертации показано, что в развитии автомобильных грузовых перевозок за последние годы наметились разные тенденции, выразившиеся в опережающих темпах развития главных экономических показателей отрасли: объема грузоперевозок, грузооборота, количества АТП. Однако по сравнению со странами-участницами АСЕАН масштабы и уровень развития автомобильного транспорта во Вьетнаме остаются весьма скромными.

Рис. 2. Распределение количества грузовых АТП по численности работников (чел.)

Анализ по форме собственности и масштабу деятельности показывает, что в стране наблюдается преобладание малых форм организации АТП (малые предприятия и индивидуальные предприниматели) над средним бизнесом и преобладание частной формы собственности (88%) над государственной (12%). По критериям численности рабочих и объему уставного капитала 98,5% автоперевозчиков во Вьетнаме относятся к категории малых предприятий (рис. 2 и 3).

Рис. 3. Распределение количества грузовых АТП по размеру капитала (в млрд. донг)

Изучение развития АТП в территориальном разрезе показывает, что АТП расположены во всех регионах страны, что свидетельствует об их разбросанности, раздробленности. Наибольший объем автомобильных грузовых перевозок осуществляется в дельте реки Хонг (28,63%) и южно-восточном регионе (20,46%), т.е. в крупных городах – Ханой и Хошимин, где сосредоточены основное население, промышленные предприятия, экономические зоны, международные порты. Это приводит к тому, что довольно трудно равномерно проводить общую государственную политику по поддержке АТП, проводить техническое обслуживание и эксплуатацию автотранспортных средств (табл. 7).

Таблица 7

Распределение объема автомобильных грузоперевозок по регионам Вьетнама,

Район Регион 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Северный Вьетнам Дельта реки Хонг 24.33 27.92 27.28 27.60 27.97 28.18 28.42 28.63

Северо-восточный 12.79 13.50 13.29 13.68 13.76 13.38 13.05 12.68

Северо-западный 1.88 1.87 1.59 1.99 1.98 1.88 1.78 1.68

Средний Вьетнам Северно-центральное побережье 14.50 15.32 14.65 13.79 14.11 15.72 15.21 15.64

Южно-центральное побережье 10.35 10.42 9.67 11.15 11.94 12.01 11.72 11.65

Вьетнам Центральное плоскогорье 3.36 3.42 3.12 3.10 2.80 2.99 3.23 3.40

Южно-восточный 25.08 19.88 22.96 22.05 21.96 19.69 20.70 20.46

Дельта реки Меконг 7.71 7.91 7.64 7.05 6.11 6.24 5.88 5.86

Важнейшее место среди факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности автомобильных грузовых перевозок, занимают основные средства (табл. 8). Ежегодный темп обновления грузового автомобильного парка приблизительно 6,67%.

загрузка...