Delist.ru

Повышение эффективности оперативного управления международными автомобильными перевозками в направлении Запад-Восток (26.06.2009)

Автор: Соколов Евгений Геннадьевич

Следует отметить, что по всем типам производственной деятельности, за исключением Корпоративного управления и науки, работники показали уровень практических навыков, существенно превышающий уровень знаний, определенный по результатам экзамена. Это может свидетельствовать о более практической направленности деятельности работников.

Полученные результаты анализа свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к формированию кадров переподготовки, что приводит к задачам оценки связности базовых знаний персонала (профессиональная деятельность) с программами переподготовки. При этом особенно важна оценка взаимосвязи между всеми курсами и блоками, входящими в цикл переподготовки.

В заключении представлены основные результаты работы.

Приложение содержит документы об использовании результатов работы.

Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано 27 печатных работ, приведенных в списке публикаций.

Основные выводы и результаты работы

Проведен анализ инструментальных средств создания ЭОР с учетом критериев семантического соответствия индивидуальным запросам пользователей и адаптивных технологий их создания. Показано, что в существующих инструментальных обучающих системах имеются развитые средства для создания интерактивных ЭОР. Однако в них отсутствуют средства для синтеза ЭОР по критериям семантического соответствия индивидуальным запросам пользователей.

Разработана модель семантической сети знаний предметной области.

Разработан метод построения оптимальной траектории обучения. В качестве модели задачи синтеза маршрутов обучения в работе предложено использовать семантическую сеть в виде И-ИЛИ-графа, содержащего концепты и учебные модули предметной области, а также смешанные отношения между ними. Задача синтеза маршрута обучения при этом сводится к описанию указанного И-ИЛИ графа в виде логической скобочной формы и ее преобразованию. Выбор оптимального маршрута сводится к выбору дизъюнкта финальной формы, соответствующего минимуму используемого критерия оптимальности маршрута.

Разработана база данных и диаграммы поведенческой деятельности участников создания ЭОР.

Разработан программно-моделирующий комплекс синтеза оптимального маршрута обучения в рамках инструментальной системы «БиГОР». С помощью версии системы «БиГОР», реализующей разработанный метод синтеза маршрутов обучения, сформирован ряд ЭОР, соответствующих индивидуальным запросам обучаемых.

Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения в ряде промышленных предприятий, а также в учебный процесс. Показано, что внедрение результатов работы позволяет повысить качество и эффективность процесса профориентации и переподготовки персонала промышленных предприятий.

Публикации по теме диссертационной работы

Публикации в рецензируемых журналах

Соколов Н.К. Куда идут экспертные системы? /Соломатин Н.М., Мартынчик С.А., Пугачев Е.К., Соколов Н.К.// Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана Серия «Приборостроение». Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана №2, 1995 – С.10-16.

Соколов Н.К. Семантические аспекты функционирования когнитивных систем. /Соломатин Н.М., Мартынчик С.А., Сонин А.И., Соколов Н.К.// Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана Серия «Приборостроение» №2, 1996. – С.3-12.

Соколов Н.К. Система интеллектуального агента в открытом мультимедиа пространстве. /Соломатин Н.М., Сонин А.И., Соколов Н.К., Семенов Д.В., Хорькова М.В. // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана Серия «Приборостроение» №2, 1997. С. 3-13.

Соколов Н.К. Лекция как информационная семантическая система. / Соломатин Н.М., Сонин А.И., Соколов Н.К.//Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана Серия «Приборостроение» №2, 1997. - С. 14-19.

Соколов Н.К. Особенности семантического интерфейса в системах обработки знаний. /Соломатин Н.М., Сонин А.И., Соколов Н.К., Серебрякова И.Л., Семенов Д.В.// Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана Серия «Приборостроение» №2, 1998. – С. 4-11.

Соколов Н.К. Особенности дистанционного обучения в системе высшего образования. /Соломатин Н.М., Сонин А.И., Соколов Н.К., Серебрякова И.Л., Семенов Д.В.// Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана Серия «Приборостроение» №2, 1998 – С. 101-108.

Соколов Н.К. Принципы совместимости и стабильности систем. /Соломатин Н.М., Сонин А.И., Соколов Н.К., Семенов Д.В..// Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана Серия «Приборостроение» №2, 1999. – С. 6-13.

Соколов Н.К. Классификация объектов с использованием технологии баз данных и знаний. /Соломатин Н.М., Сонин А.И., Соколов Н.К., Семенов Д.В., Володин Д.С.// Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана Серия «Приборостроение» №2, 1999. – С. 46-55.

Соколов Н.К. Принцип субъективизма в информационных технологиях. /Соломатин Н.М., Сонин А.И., Соколов Н.К., Гудзенко Д.Ю.// Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана Серия «Приборостроение» №2, 2000. – С. 5-9.

Соколов Н.К. Синтез индивидуальных маршрутов обучения в онтологических обучающих системах. /Норенков И.П., Соколов Н.К.// Информационные технологии №3 - М., 2008. – С. 74-77.

Соколов Н.К. Оценка сложности семантической сети в обучающей системе. /Карпенко А.П., Соколов Н.К.// technomag/edu/ru Наука и образование: электронное научно-технич. издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2008. Выпуск 11. – С. 18-39.URL.

Соколов Н.К. Расширенная семантическая сеть обучающей системы и оценка ее сложности. /Карпенко А.П., Соколов Н.К.//technomag/edu/ru Наука и образование: электронное научно-технич. издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2008. Выпуск 12. – С. 15-24. URL.

Соколов Н.К. Методика контроля понятийных знаний субъекта обучения в обучающей системе. /Галямова Е.В., Карпенко А.П., Соколов Н.К.//technomag/edu/ru Наука и образование: электронное научно-технич. издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2009. Выпуск 2. – С. 1-9. URL.

Соколов Н.К. Адаптивные среды создания образовательных ресурсов. /Норенков И.П., Соколов Н.К., Уваров М.Ю.//technomag/edu/ru Наука и образование: электронное научно-технич. издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2009. Выпуск 3. – С. 44-56. URL.

Соколов Н.К. Меры сложности семантической сети обучающей системы. /Карпенко А.П., Соколов Н.К.// Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана Серия «Приборостроение» №1, 2009. – С. 50-66.

Соколов Н.К. Синтез оптимальных траекторий обучения. /Соколов Н.К.// technomag/edu/ru Наука и образование: электронное научно-технич. издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2012. Выпуск 1. – С. 1-18. URL.

Публикации в других изданиях

Соколов Н.К. Семантический интерфейс между пользователем и медицинской диагностической экспертной системой. /Соломатин Н.М., Соколов Н.К., Пугачев Е.К.// Конверсия №10, 1997. – С. 57-59.

Соколов Н.К. Контроль понятийных знаний субъекта обучения с помощью когнитивных карт. /Карпенко А.П., Соколов Н.К.// Сб. докладов Ч.2 Межд. науч. метод.конф. «Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии», - М., 2008. – С. 55-57.

Соколов Н.К. Управление университетом на основе информационных технологий. /Балдин А.В., Соколов Н.К.// Сб. докладов Ч.2 Межд. науч.-метод.конф. «Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии». – М., 2008. – С. 117-124.

Соколов Н.К. Научное издание (Книга) Информационная управляющая система МГТУ им. Н.Э. Баумана «Электронный университет» Концепция и реализация /Соколов Н.К в составе коллектива авторов под ред. Федорова И.Б. и Черненького В.М.// Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. – гл.7, раздел 7.2, С. 234-244.

Соколов Н.К. Контроль знаний субъекта обучения с помощью онтологий. /Соколов Н.К., Сухарь Р.С.// Труды ХVI Байкальской Всероссийской конференции. «Информационные и математические технологии в науке и управлении» том 2, - Иркутск, 2010 – С. 211-215.

Онтологии в инструментальных средствах создания электронных образовательных ресурсов. /Норенков И.П., Соколов Н.К., Уваров М.Ю.// Школьные технологии №3, - М., 2010 - С. 26-39.

Соколов Н.К. Метрические шкалы в оценке уровня знаний персонала / Белоус В.В., Соколов Н.К., Строганов В.Ю.// Автоматизация систем управления персоналом: сб. науч. тр. МАДИ. - - М.: МАДИ, 2011 – С. 74-83.

Соколов Н.К. Точность исходных измерений тестового контроля знаний персонала / Рогова О.Б., Соколов Н.К., Толкаев Е.Ю. // Автоматизация систем управления персоналом: сб. науч. тр. МАДИ. - М.: МАДИ. 2011. – С.89-93.

Соколов Н.К. Точность исходных измерений тестового контроля знаний персонала / Белоус В.В., Соколов Н.К., Строганов В.Ю.// Автоматизация систем поддержки управленческой деятельности: сб. науч. тр. МАДИ. - М.: МАДИ, 2011. – С.89-93.

загрузка...