Delist.ru

Повышение эффективности оперативного управления международными автомобильными перевозками в направлении Запад-Восток (26.06.2009)

Автор: Соколов Евгений Геннадьевич

Синтез маршрутов обучения начинается с выбора множества целевых и исходных концептов. Этот выбор выполняет преподаватель, ориентируясь на индивидуальные особенности обучаемого и/или на учебную программу курса. При самообразовании задание цели исходит от самого обучаемого, которому нужно пособие для ее достижения.

не будет переменных других концептов, кроме исходных.

Результаты тестового контроля (O(T), связность учебных материалов (U(U) и связность тестовых заданий и учебного материала (T(U) формально представлены как бинарные отношения, для которых определена операция нечеткой композиции ((). Задача заключается в поиске отношений (O(U) и (O(T). При этом (O(T)=(O(U)((U(T) является композицией для формирования теста по заданным разделам, а (O(U)=(O(T)((T(U) –композицией формирования индивидуальной траектории обучения по результатам тестового контроля без учета связности учебного материала. Больший теоретический интерес представляет композиция (O(U)=(O(T)((T(U)((U(U), которая учитывает связность учебных материалов (U(U). Бинарное отношение (U(U) будем формировать в виде нечеткого графа, вершины которого являются модулями учебного материала.

Итак, пусть множество модулей представляет собой граф G=(M, E), где отношение порядка E определяется на основании связности термов. Wj>Wi означает, что выходной терм Wi(WO необходим для понимания входного терма Wj(WI. Отношение порядка между термами определяет отношение порядка на модулях, что задается отношением:

которое должно обладать свойствами антирефлексивности; антисимметричности и транзитивности. Перечисленные свойства исключают возможность цикличности графа.

Алгоритм автоматической генерации траектории обучения основан на первоначальной оценке необходимости включения модулей в траекторию обучения, что определяется результатами тестового контроля (O(T). Композиция (O(T)((T(U) дает оценку нечеткого вектора SM(0)=(SM1(0),…, SMN(0)), где SMi(0) определяет степень необходимости включения данного модуля (0(SMi(0)(1) в учебную программу без учета их методической связности. Отношение порядка E((U(U) на множестве модулей представляет нечеткое отношение. Eij определяется количеством выходных термов i-го модуля NOi=Card(WiO), количеством входных термов NIj=Card(WjI) и мощностью пересечения Nij=Card(WiO(WjI), т.е. Eij=Nij/(NOi(NI). Нечеткое отношение более высокого порядка связности определяется композицией нечетких отношений, т.е. в конечном счете реализуется транзитивное замыкание нечеткого отношения. При этом:

Таким образом, определяя детерминированное пороговое значение уровня значимости включения модуля в программу, алгоритм реализует автоматическую генерацию образовательной траектории без участия консультанта. Исходя из практических соображений, в работе предлагается включение консультанта в контур управления программой обучения. Автоматически сгенерированная траектория является для консультанта исходной, которую он может редактировать с помощью программной компоненты инструментальной среды консультанта, включенной в систему аттестации, подготовки и переподготовки кадров.

Для работы с учебными курсами и хранения полной информации по их структуре, а также хранения индивидуальных траекторий обучения разработана база данных.

На основе собранных данных строятся матрицы смежности, как для модулей, так и для всего учебного курса. А на основе составленных матриц смежности строятся графы связности понятий и компетенций, как для каждого модуля, так и для всего курса, а также граф связности модулей учебного курса.

Разработанная структура базы данных позволяет строить индивидуальные траектории обучения на основе модульно-компетентностного похода для большого объема обучаемых, а также постоянно совершенствовать структуру учебного курса.

В простейшем случае вариант использования определяется в процессе выявления пользователем тех функций, которые он хотел бы реализовать, или целей, которые он преследует по отношению к разрабатываемой системе.

. Схема базы данных адаптивной учебной системы

Основными участниками процесса создания электронных образовательных ресурсов являются начальник и простые сотрудники центра проектирования контента. В целом их функции в системе очень схожи, однако, существуют и такие, которые доступны либо только начальнику, либо только обычному сотруднику.

приведена UML-схема работы обучаемого с учебным модулем любого типа. В этом общем случае он может работать как с информационными данными, так и выполнять практические задачи и контрольные тесты.

в свою очередь представлены UML-схемы взаимодействия с практическими модулями и модулями контроля соответственно.

. UML-схема работы модулем практических заданий (П) и контроля (К)

Таким образом, имея полную базу данных методических материалов и тестовых заданий для всех модулей специализации, появляется возможность не только формирования индивидуального плана, но и его динамической корректировки по результатам статистического анализа результатов решения тестовых заданий.

На основании выполненных исследований предложена методика подготовки, повышения квалификации и аттестации персонала промышленных предприятий, включающая этапы входного контроля, непосредственно обучения и выходного контроля. Введены операции последовательного предъявления учебных элементов «(», параллельного «(» и формирования обратной связи «F», что позволяет реализовать все приведенные этапы на основе единого универсального механизма.

На первом этапе сотруднику предоставляется возможность просмотра краткого содержания, отражающего специфику специальности. В профессиограмме превалируют параллельные несвязные последовательности учебных модулей и тестов, объединенных в блоки ((U1(T1)((U2(T2)(… ((Un(Tn)). В результате сотрудник выбирает определенное направление переподготовки.

Входное тестирование осуществляется на основании предъявления тестовых заданий по всем учебным модулям. Во входном контроле основной задачей является выявление уровня знаний по всем модулям выбранной специальности, т.е. определение F(T1(T2(… (Tn). Использование разработанных методов позволяет сформировать индивидуальную программу на основании результатов входного контроля.

Третий этап представляет непосредственно обучение, которое заканчивается после изучения всех модулей, закрепляющих теоретические знания и практические навыки выбранного направления переподготовки. Процесс обучения определяется жестким треком последовательного соединения модулей и тестов U1(T1(U2(T2(U3(U4(… (Tn.

Выходной контроль является четвертым этапом, который представляет единый гетерогенный тест F(T).

В четвертой главе рассматриваются вопросы построения инструментальных средств подготовки персонала. Система БиГОР предназначена для создания и сопровождения баз учебных материалов, синтеза новых ЭОР в соответствии с технологией разделяемых единиц контента, также для использования созданных пособий обучаемыми.

В состав системы входят следующие подсистемы: информационная - база учебных материалов (БУМ); авторская (инструментальная) - среда создания и сопровождения БУМ; компилирующая – подсистема синтеза новых учебных пособий; обучающая - подсистема конечных пользователей; поисковая и диагностическая подсистемы.

База учебных материалов состоит из пакетов, каждый из которых относится к определенной дисциплине. Тезаурус имеет иерархическую структуру, например, могут быть выделены уровни дисциплин, разделов дисциплин, их подразделов и элементов. Элемент тезауруса – это запись, включающая термин и его краткое определение.

автор модуля вправе не превращать в гиперссылки.

Анализ результатов переподготовки для ряда предприятий по различным блокам подготовки показал существенную связь между типом профессиональной деятельности и непосредственно содержательной частью блока.

Так, в рамках рассматриваемых типов производственной деятельности наиболее высоким уровнем практических навыков характеризуются работники Корпоративного Центра. По данной группе средняя оценка составляет 65,8 баллов, что соответствует высокому уровню практических навыков. Самую низкую среднюю оценку, приближающуюся к верхней границе среднего уровня, – 48,0 баллов - получили работники Корпоративного управления и науки.

Средние оценки по типам производственной деятельности

Название блока Тип производственной деятельности В среднем

по всем работникам

Корпоративный центр Блок геологии и добычи нефти и газа Блок маркетинга, продаж и переработки Блок сервисов Корпоративное управление

и наука

Управление финансами 65,0 55,1 62,1 59,8 45,2 59,2

Экономика 70,8 65,3 64,5 70,6 43,3 67,0

Бухгалтерский учет и аудит 65,8 59,6 65,4 61,7 46,9 62,1

Юридические основы финансово-экономического управления 60,6 50,3 57,6 55,2 52,9 54,8

Организационные основы современного финансово-экономического управления 66,6 56,2 58,9 59,3 47,6 58,7

Информационные технологии 66,1 55,7 57,0 60,4 51,9 58,6

Финансово-экономический блок в целом 65,8 57,0 60,9 61,2 48,0 60,1

загрузка...