Delist.ru

Повышение эффективности оперативного управления международными автомобильными перевозками в направлении Запад-Восток (26.06.2009)

Автор: Соколов Евгений Геннадьевич

Методы исследования

При разработке формальных моделей компонент системы переподготовки в диссертации использовались методы общей теории систем, классический теоретико-множественный аппарат, теория графов и др. Системный анализ управления образовательной траекторией в учебных центрах проводился на реальных статистических данных, обработка которых проводилась с помощью современных методов анализа данных с привлечением математических и статистических пакетов.

Научная новизна

Научную новизну работы составляют методы и модели системы повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий. На защиту выносятся:

- модель семантической сети учебного материала в виде И-ИЛИ-графа;

- модели оценки сложности учебной информации и инструментальные средства формирования связности учебных модулей;

- методика профориентации, повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий.

Достоверность научных положений, рекомендаций и выводов

Обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов определяется корректным использованием математического аппарата, согласованностью результатов моделей процессов обучения. Достоверность положений и выводов диссертации подтверждена положительными результатами внедрения работы в ряде крупных промышленных предприятий.

Практическая ценность и реализация результатов работы

На основе проведенного исследования в рамках инструментальной системы «БиГОР» разработано математическое и программное обеспечение, реализующее методику построения индивидуальной образовательной траектории. Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения в системе переподготовки на ряде промышленных предприятий, а также используются при организации учебного процесса на кафедре «АСУ» МАДИ и «САПР» МГТУ им.Н.Э.Баумана.

Апробация работы

Содержание отдельных разделов и диссертации в целом было доложено и получило одобрение:

на Российских, межрегиональных и международных научно-технических конференциях, симпозиумах и семинарах (1995-2011гг.);

на заседаниях кафедр «САПР» МГТУ им.Н.Э.Баумана и АСУ МАДИ.

Совокупность научных положений, идей и практических результатов исследований в области автоматизации образовательного процесса составляет актуальное направление в области теоретических методов и практических подходов к организации системы повышения квалификации и переподготовки.

Структура работы соответствует списку перечисленных задач, содержит описание разработанных методов, моделей и методик.

Содержание работы

Во введении обосновывается актуальность работы. Сформулирована цель работы и основные задачи. Приведено краткое содержание глав диссертации.

В первой главе диссертации проводится системный анализ задач, возникающих при создании ЭОР в системе повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий.

Стремительные изменения в сфере современной подготовки кадров подтверждают, что информационные технологии в сфере образования будут пользоваться все большим спросом. При этом, конкуренция на данном рынке будет все больше стимулировать применение самых последний технологий, включая виртуализацию образования.

Вопросам организации учебного процесса с использованием технологий открытого образования посвящены труды Байденко В.И., Гура В.В., Яровенко В.А. и ряда других.

Понятия «компетентность», «компетентностный подход» раскрыты в трудах Байденко В.И., Болотова В.А., Ивановой Н.В., Кивы А.А., Лейбовича А.Н., Чаплыгиной И.В. и других;

Развитию представлений о роли информационных и коммуникационных компетенций в образовании посвящены работы Астафьевой Н.Г., Денисовой А.Л., Кузнецова А.А., Роберт И.В. и ряда других.

Проведен сравнительный анализ информационных технологий, используемых при организации системы аттестации и подготовки кадров, а для создания электронных учебных материалов обоснована мультимедийная направленность. При этом показано, что в обучающую программу должны быть интегрированы видео, аудио, анимации, текст, графика и другие мультимедийные фрагменты, способствующие более эффективному восприятию учебного материала, поясняющего сложные технологические операции и приемы, характерные для современного высокотехнологичного и наукоемкого производства.

. Общая схема адаптации образовательной траектории

Рассмотрены математические модели тестового контроля. Проведен сравнительный анализ принципов конструирования тестовых заданий и построения тестов. Показано, что при обучении контроль рассматривается как важнейшее, относительно самостоятельное и заключительное звено в системе подготовки кадров. От правильной организации контроля во многом зависит не только эффективность управления учебным процессом, но и эффективность управления персоналом в целом.

Рассмотрены математические модели обучения. Исключительно важную роль в изучении процессов научения и обучения играет исследование памяти с учетом возрастных особенностей и среды профессиональной деятельности.

В диссертации показано, что практически все алгоритмы обработки данных системы подготовки с целью параметризации моделей должны быть включены в моделирующую компоненту системы. Информационная система поддержки обучения для реализации функций управления должна иметь модели соответствующих подсистем. Таким образом, система моделирования и информационная система должны представлять собой единый программно-моделирующий комплекс.

а, где М – модуль. Эта структура характеризуется фиксированной последовательностью предоставления единиц учебного материала обучаемому. Хотя возможно гипертекстовое оглавление – допустимы переходы по ссылкам из оглавления в любой раздел и возвраты в оглавление.

а) последовательная; б) двухуровневая иерархическая

. Структуры электронных учебных изданий

б) уровни иерархии выделяются по степени подробности изложения. Переходы вниз с одного уровня на другой при пользовании ЭОР выполняются в том случае, если информации на верхнем уровне недостаточно для понимания материала. Как последовательная, так и иерархическая структуры разрабатываются автором ЭОР и не изменяются в процессе эксплуатации.

Показано, что применительно к технологиям создания ЭОР целесообразно представлять онтологии в виде тезаурусов, где

W - множество слов и словосочетаний используемого естественного языка, а также других элементов, встречающихся в учебном материале;

T - множество терминов, соответствующих концептам, включаемым в онтологию приложения, и представленных в виде слов или словосочетаний, T(W. Множество K концептов отличается от множества T тем, что одному концепту может соответствовать не один термин, а синсет (множество синонимов).

Тезаурус представляет собой частично упорядоченное множество элементов вида

где: Ri – термин i-го концепта, Xi множество слов, составляющих краткое определение концепта, Ei подмножество терминов, используемых в кратком определении для пояснения i-го концепта, n – число элементов тезауруса, равное числу рассматриваемых концептов.

Пояснение понятий, их свойств и характеристик содержится в модулях. В одном модуле может содержаться описание одного или нескольких тематически связанных понятий.

В результате модуль может быть определен следующим образом:

загрузка...