Delist.ru

Методические основы повышения эффективности функционирования субъектов автотранспортного безнеса в условиях нестабильной экономической среды (26.05.2010)

Автор: Ильина Екатерина Анатольевна

Предложенная модель оценки экономических рисков была апробирована и на других автотранспортных предприятиях Чувашской Республики. Полученные результаты представлены в таблице 7.

Таблица 7

Классификация степени риска

Наименование предприятия Оценка экономического риска Уровень риска

ОАО «ЧАК» 0,8 Высокий риск

ОАО «АТП №2» 0,75 Высокий риск

ООО «Автоколонна №1312» 0,7 Высокий риск

ООО «Регион 21» 0,48 Средний риск

ООО «Автовоз» 0,5 Средний риск

ООО «ЧебАВТО» 0,32 Низкий риск

ООО «Шупашкартранс-К» 0,25 Низкий риск

ООО «Автотранссервис» 0,61 Средний риск

ООО «Попутный транзит» 0,43 Средний риск

ЗАО «М-ГАТП» 0,56 Средний риск

Проведенный анализ уровня риска по грузовым АТП республики показывает, что малые предприятия имеют высокий уровень риска, что означает их низкую платежеспособность и большую вероятность их «ухода» с рынка. Маленькие и не имеющие прочного фундамента перевозчики вынуждены приостанавливать работу. Остаются на плаву и продолжают развиваться лишь уверенные лидеры отрасли.

Автором предложена модель выбора программы развития на основе проведения сравнительного анализа результатов деятельности автотранспортных предприятий (рис.1).

Сочетание рассмотренных ранее показателей, характеризующих результаты деятельности автотранспортных предприятий (факторов внешней и внутренней среды, оценки экономического риска), на основе проведенного сравнительного анализа результатов деятельности дает возможность произвести выбор необходимого варианта программы развития автотранспортной организации.

Рис. 1. Модель выбора программы развития и функционирования АТП

На основе разработанной методики была выполнена классификация еще 15 автотранспортных организаций Чувашской Республики по виду программы развития. Таким образом, применение разработанной модели выбора программы развития позволит разработать эффективный план действий, освободить организацию от непосильных долгов и тем самым снижать степень риска деятельности.

Рассчитана экономическая эффективность при одновременной реализации двух направлений программы развития при помощи предложенной модели. Оптимизационный расчет методом дробно-линейного программирования, показал, что после применения предложенных направлений программы развития индекс рентабельности повышается на 8%.

В основе оценки экономической эффективности принятия управленческих решений инвестиционного характера заложено сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений.

Оценка эффективности выбранной стратегии развития ГАТП по критерию чистой приведенной стоимости (NPV) за срок реализации стратегии показала положительный финансовый результат в сумме 3516,8 тыс.руб., что показывает целесообразность ее реализации.

В ходе проведенных в данном разделе исследований можно сделать следующие выводы:

- определена наиболее оптимальная стратегия развития ГАТП с помощью метода анализа иерархий;

- экономическая эффективность принятия управленческих решений инвестиционного характера при внедрении выявленной стратегии развития в деятельность ЗАО «Акконд-транс» определена при помощи метода чистой реальной ценности, подтверждением чего является результат расчета чистой приведенной стоимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Транспортный комплекс Чувашской Республики является составной частью транспортной системы России и обеспечивает потребности в грузовых и пассажирских перевозках. Положительная динамика производства в последние годы способствовала увеличению объема грузовых перевозок и грузооборота.

Транспортное обслуживание осуществляют все виды транспорта (за исключением трубопроводного): железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, воздушный. Однако, наибольший удельный вес (45%) в грузовых перевозках занимает автомобильный транспорт. За автомобильным транспортом сохраняется ведущее положение в транспортном обслуживании экономики, во всех отраслях народного хозяйства.

С началом экономических реформ в Республике на автомобильном транспорте произошли радикальные изменения. В результате приватизации и акционирования значительная доля автотранспортных средств находится в личной собственности граждан. Объем перевозок за годы реформ характеризуется значительным снижением основных показателей: объема перевозок и грузооборота. Однако в последние годы (2000-2008 гг.) несколько укрепилось положение автомобильного транспорта в транспортной системе Чувашской Республики. Увеличился грузооборот, выросло количество автомобилей, существенно изменилась их структура по грузоподъемности и структуре перевозимых грузов.

3. В работе выявлены факторы внешней и внутренней среды, оказывающие наиболее существенное влияние на результаты деятельности грузовых автотранспортных предприятий и построены уравнения регрессии, описывающие количественно эту взаимосвязь. В качестве наиболее значимых показателей выступили: объем производства сельскохозяйственной продукции, инвестиции в основной капитал, денежные доходы населения, общая численность населения, плотность автомобильных дорог; коэффициент технической готовности, среднее расстояние перевозок, средняя техническая скорость, средний пробег за ездку, коэффициент использования грузоподъемности.

4. Получена модель сезонных колебаний объема перевозок грузов республики в виде гармоник ряда Фурье, которую можно использовать при разработке уточненных прогнозов объема перевозок путем внесения соответствующих поправок по месяцам в полученные методом экстраполяции количественные оценки.

5. Получена в результате диссертационного исследования регрессионная модель прогнозирования грузоперевозок по Чувашской республике, для разработки прогноза до 2012 года определены инвестиции в основной капитал, общая численность населения согласно планам Чувашской Республики на ближайшую и долгосрочную перспективу. Согласно разработанному варианту прогноза превышение грузооборота в 2012 году по сравнению с 2009 годом составит 117%.

6. Произведена классификация рисков автотранспортных предприятий, приведены методы количественной оценки степени риска, произведена оценка экономического риска по грузовым автотранспортным предприятиям республики и предложены мероприятия по снижению уровня рисков.

7. В диссертации разработана модель выбора программы развития и функционирования грузовых автотранспортных предприятий, позволяющая прогнозировать тенденции развития предприятия, своевременно предотвращать нарушения нормального режима его функционирования, определять важнейшие участки улучшения работы организации, тем самым снижать степень риска деятельности предприятия, связанного с нестабильной экономической средой.

8. Определена наиболее оптимальная стратегия развития грузового автотранспортного предприятия с помощью метода анализа иерархий; экономическая эффективность выявленной стратегии развития определена при помощи метода чистой реальной ценности, подтверждением чего является результат расчета чистой приведенной стоимости, равный 3516,8 тыс.руб.

Основные положения диссертационной работы изложены в следующих

публикациях.

1. Ильина Е.А. Система транспортного обслуживания и ее влияние на формирование валового регионального продукта // Интеграл, №3(41), М., 2008, 0,125 п.л.

2. Ильина Е.А. Исследование рынка транспортных услуг // Вестник Казанского технологического университета, №4, Казань, 2008, 0,18 п.л.

3. Ильина Е.А., Григорьева С.В. Построение модели сезонных колебаний объема перевозок грузов Чувашии // Вестник Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета), выпуск №4(19), Москва, 2009, 0,25 п.л.

загрузка...