Delist.ru

Методические основы повышения эффективности функционирования субъектов автотранспортного безнеса в условиях нестабильной экономической среды (26.05.2010)

Автор: Ильина Екатерина Анатольевна

Эффективное управление рисками позволяет транспортной организации добиваться положительных результатов работы и снижать негативные последствия проявления рисковых ситуаций.

Возникающие в предпринимательстве риски могут иметь качественную и количественную характеристики. При оценке степени риска необходимо определить области и величины допустимого, критического и катастрофического риска и на их основе построить кривую вероятностей возможных потерь. При количественной оценке риска применяются методы: статистический, экспертных оценок, аналитический, использования аналогов, комбинированный.

Учитывая быстроменяющийся спрос на транспортные услуги предприятия, необходимо постоянное использование методов краткосрочного прогнозирования при принятии управленческих решений. К числу качественных методов прогнозирования относится эвристический метод, основанный на статистической обработке мнений экспертов.

Важнейшей задачей автотранспортных предприятий и организаций является осуществление выбора программы развития. Очевидно, что формирование программы развития организации, во-первых, должно быть ориентировано на более эффективное использование его производственного потенциала, во-вторых, не может быть осуществлено без учета экономического риска.

Оценка экономического риска автотранспортной организации строится на теории нечетких множеств и в результате выполнения нескольких этапов вычислений производится классификация текущего значения степени риска g как критерий разбиения рискового множества на подмножества.

Наиболее широкое распространение и наибольшую эффективность имеют следующие методы снижения риска: страхование риска; резервирование средств; диверсификация риска; упразднение риска; поглощение риска; предотвращение и контролирование риска.

Анализ рассмотренных методов снижения риска позволяет сделать вывод о том, что их выбор должен определяться двумя основными факторами:

1) возможностью применения метода с учетом специфики и уровня риска;

2) затратами на его реализацию.

Третья глава посвящена оценке эффективности программы развития субъекта автотранспортного бизнеса в условиях нестабильной экономической среды.

Определение совместного и раздельного влияния многих взаимосвязанных и одновременно действующих на результативный показатель факторов внутренней и внешней среды, выявленных в ходе исследования, основано на использовании корреляционно-регрессионного анализа.

Для построения и подробного анализа многофакторных регрессионных моделей на первом этапе проводится анализ отдельных переменных, а на втором – анализ регрессионной зависимости. С этой целью необходимо рассчитать параметры корреляции между зависимой и всеми независимыми переменными, а также между независимыми переменными. В результате регрессионного анализа была получена модель для прогнозирования объема перевозок:

y1= –168,54+3,68х3t-1+0,15х16,

а для прогнозирования грузооборота предлагается использовать модель:

y2= ?5,54+40,11х5,

где х3 – инвестиции в основной капитал; х5 – объем производства промышленной продукции; х16 – общая численность населения.

Для целей оперативного и перспективного планирования грузовых автомобильных перевозок по республике важное значение имеет выявление общей тенденции развития перевозок. Наибольшее практическое значение в решении этих задач имеет метод аналитического выравнивания. С его помощью была определена модель развития (тренда) без выявления факторов динамики. Выявлено, что для расчета прогнозных значений следует использовать полиномиальное уравнение:

y = –3E–05x6 + 0,351x5 – 1755x4 + 5E+06x3 – 7E+09x2 + 6E+12x – 2E+15.

Для разработки прогноза до 2012 года определены инвестиции в основной капитал, общая численность населения согласно планам Чувашской Республики на ближайшую и долгосрочную перспективу. Соответственно, прогноз объема грузовых перевозок автомобильным транспортом до 2012 года на основании полученных и разработанных данных представлен в таблице 6.

Таблица 6

Прогноз объема грузовых перевозок по Чувашской республике до 2012 года

Годы Инвестиции в основной капитал (х10 млрд.руб.) Общая численность населения (тыс.чел.) Объем грузовых перевозок, х100 млн.т

2009 6,31 1277,6 46,32

2010 6,99 1281,3 49,38

2011 7,21 1289,7 51,45

2012 7,52 1301,1 54,3

Согласно разработанному варианту прогноза превышение объема грузовых перевозок по Чувашии в 2012 году по сравнению с 2009 годом составит 117%.

Среднее квадратическое отклонение значений прогнозируемого показателя получено в размере 4,63 млн.т. По стандартным таблицам определен критерий Стьюдента tтабл=2,1604. Тогда величина корректировок составит 10 (4,63?2,1604=10).

Прибавление к базовому трендовому значению величины корректировки обеспечивает оптимистический прогноз показателя, а вычитание - пессимистический. Процент отклонений от трендового значения по годам составит соответственно:

2009 г.: 21%;

2010 г.: 20%;

2011 г.: 19%;

2012 г.: 18%.

Значения процентных отклонений позволяют судить о степени риска бизнеса: является этот риск существенным или им можно пренебречь.

Рост объема ожидается в условиях стабильной политической, экономической и социальных сфер Чувашской республики; роста платежеспособного спроса населения; развития и поддержки правительством республики малого предпринимательства и т.д.

Получена модель сезонной волны в виде гармоник ряда Фурье, которую можно использовать при разработке уточненных прогнозов объема перевозок путем внесения соответствующих поправок по месяцам в полученные методом экстраполяции количественные оценки:

На основе полученного уравнения определяются расчетные (теоретические) уровни для каждого месяца отчетного года.

Проведен регрессионный анализ внутренних факторов, оказывающих влияние на эффективность функционирования грузовых автотранспортных предприятий. Таким образом, связь между объемом перевозок грузов (у) и продолжительностью работы автомобилей в наряде (x3), коэффициентом использования пробега (x5) слабая; связь между объемом перевозок грузов (у) и средней грузоподъемностью (x6), продолжительностью простоя под погрузкой-разгрузкой (x10) умеренная; а между объемом перевозок грузов (у) и средним расстоянием перевозок (x9), технической готовностью (x1), выпуском автомобилей на линию (x2), средней технической скоростью (x4), , коэффициентом использования грузоподъемности (x7), средним пробегом за ездку (x8) – сильная.

На основе детального изучения экономического содержания различных направлений защиты от риска в диссертации предложена методика выбора оптимального метода снижения риска. Предлагаемая методика основана на уже проведенной оценке уровня риска и сопоставлении затрат на методы снижения риска, применение которых с учетом фактического уровня риска можно рассматривать в качестве альтернативных.

В предлагаемом исследовании проведен анализ экономических рисков на примере ЗАО «Акконд-транс». Лингвистическое распознавание степени риска дает, что на анализируемом ЗАО «Акконд-транс» экономический риск незначительный.

загрузка...