Delist.ru

Методические основы повышения эффективности функционирования субъектов автотранспортного безнеса в условиях нестабильной экономической среды (26.05.2010)

Автор: Ильина Екатерина Анатольевна

в том числе, находящиеся в эксплуатации, лет:

до 2 … 2,6 2,9 3,9 4,0 4,5 3,7 5,5

2,1-5 13,3 5,7 5,3 5,5 6,3 6,8 8,8 10,1

5.1-8 40,8 15,9 11,5 8,6 7,8 7,4 7,9 8,0

8,1-10 15,3 19,5 16,7 13,6 11 8,6 7,8 6,1

10,1-13 13,0 23,2 24,1 25,6 23,6 21,7 18,4 15,1

более 13 лет 17,6 33,1 39,5 42,8 47,3 51 53,4 55,2

В 1995г. доля машин со сроком службы до 10 лет составляла 69,4%, в 2008 г. – 29,7%, или уменьшилась в 2,3 раза.

Одновременно появилась тенденция увеличения срока службы машин свыше 10 лет с 13% в 1995 г. до 15,1% в 2008 г. В настоящее время доля машин со сроком службы более 13 лет составляет 55,2% против 17,6% в 1995г., или увеличение срока службы за эти годы составило 3,1 раза. Такое положение объясняется отсутствием у предприятий отрасли финансовых ресурсов, достаточных для обновления техники.

Доходы от перевозок грузов автомобильным транспортом растут темпами, превышающими темпы роста расходов от перевозок грузов (таблица 5).

Таблица 5

Доходы и расходы от перевозок грузов автомобильным транспортом

(миллионов рублей)

2000 2004 2005 2006 2007 2008

Доходы от перевозок грузов автомобильным транспортом 130,3 211,1 206,8 188,3 278,0 280,2

Расходы от перевозок грузов автомобильным транспортом 127,4 216,2 201,3 192,4 234,6 226,0

Анализ статистических данных показывает, что большинство хозяйствующих субъектов малого бизнеса и индивидуального предпринимательства занижают официальный уровень получаемых доходов за счет использования системы наличных расчетов. Особенности специфики грузового автомобильного транспорта не позволяют сформировать простой и эффективный учет и контроль в рамках действующей системы налогообложения, что приводит к недопустимым масштабам «теневого» бизнеса и огромным налоговым потерям бюджетов всех уровней. Очевидно, что «теневой» бизнес располагает еще большими конкурентными преимуществами. При этом он имеет возможность формально являться вполне легальным, уплачивая только минимальные, легко контролируемые налоги.

Специфика грузового автомобильного транспорта подтверждает, что на эту сферу рынка не могут механически распространяться налоговые режимы, предназначенные для стимулирования роста производства в иных секторах экономики. Фактические эксплуатационные и финансовые результаты грузового автомобильного транспорта, в отличие от стационарных видов предпринимательской деятельности, сегодня практически не поддаются реальному учету и контролю со стороны административных и налоговых органов. Поэтому, в сфере грузового автомобильного транспорта налоговые режимы, строго ориентированные на объективный учет предпринимательских результатов, носят на практике, в основном, формальный характер, а их эффективность зависит, в первую очередь, от добросовестности налогоплательщика.

Негативное влияние новых экономических условий на развитие транспортной системы требует уточнения установленных приоритетов государственной транспортной политики на долгосрочный период в разрезе среднесрочной перспективы и принятия оперативных антикризисных мер. Последние должны включать в себя как меры государственной поддержки бизнеса и государственного регулирования рынка, так и меры, реализуемые на уровне каждого предприятия, действующего на рынке транспортных услуг.

9тетное сохранение производственного потенциала предприятий, сложившейся системы транспортного обслуживания предприятий и населения, обеспечение максимально возможной занятости, снижение производственных затрат за счет использования эффективных перевозочных технологий; обеспечение соблюдения минимальных гарантий для работников по оплате труда, установленных отраслевыми соглашениями и коллективными договорами, а также роста качества услуг и квалификации персонала на автотранспорте.

Не менее важно и скорейшее принятие остро необходимых нормативно–правовых документов, коррекция государственной транспортной политики, отказ от не оправдавшей себя чрезмерной либерализации.

Комплексное решение обозначенных проблем позволит обеспечить формирование и дальнейшее развитие цивилизованного рынка грузовых автотранспортных услуг. В современных условиях к числу основных целей и задач успешного функционирования рынка грузовых автотранспортных услуг можно отнести обеспечение высокой рентабельности, конкурентоспособности и инновационной привлекательности этого сектора экономики.

Во второй главе на основе проведенного анализа современного состояния рынка транспортных услуг России и Чувашской республики изложена методология оценки, прогнозирования и управления рисками деятельности субъектов автотранспортного бизнеса.

При рассмотрении вопросов эффективности функционирования субъектов транспортного рынка в условиях стратегических изменений существенное внимание должно уделяться одной из важных характеристик внешней среды, характерной именно для условий стратегических изменений, - неопределенности, под которой понимается отсутствие, неполнота, недостаточность информации об объекте, процессе, явлении, неуверенность в достоверности информации. Под ситуацией риска понимается сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих общую обстановку, в которой осуществляется тот или иной вид деятельности.

Определенный риск объективно присутствует во всех сферах общественной жизни и в большинстве видов управленческой деятельности, но риск в условиях стратегических изменений предстает в виде совокупности вероятных экономических, политических, нравственных и других как благоприятных, так и неблагоприятных факторов и соответствующих им последствий, которые могут наступить при реализации выбранных решений.

Процесс установления рыночных отношений в нашей стране порождает различные виды рисковых ситуаций, более того, в работе предприятий риск становится необходимым и обязательным компонентом.

Для принятия плановых управленческих решений в условиях неопределенности и риска, обусловленных стратегическими изменениями, используются методы и модели исследования операций, теории прогнозирования, математического программирования и др.

Реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года также сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести макроэкономические, геополитические, операционные, социальные, техногенные и экологические риски.

Конкретной цепи поставок, логистической системе или ее звену соответствует своя система рисков, которая формируется в зависимости от выполняемых логистических функций, отраслевой принадлежности, масштаба деятельности, применяемых технологий, выбранных стратегий развития и ряда других факторов. Система рисков для логистической системы конкретного объекта формируется под влиянием индивидуальной системы факторов риска.

Для оценки и прогнозирования эффективности функционирования автотранспортных предприятий республики в работе использовались методы оценки экономического риска, прогнозирования и анализа иерархий.

Уровень риска зависит от действия различных факторов, как внешних, так и внутренних. Внешние факторы являются следствием воздействия на транспортное предприятие окружающей среды: действующего законодательства, решений государственных органов власти, налоговой системы, взаимоотношений с клиентами и другими транспортными организациями, особенно при смешанных перевозках, природных стихийных явлений, внутриполитических и международных событий.

Внутренние факторы порождаются на самом транспортном предприятии и связаны с низким уровнем организации труда и управления, недостаточной компетентностью руководителей и специалистов, отсутствием профессионального опыта у персонала, недобросовестным отношением к производственным обязанностям, финансовыми просчетами, утечкой конфиденциальной информации по вине работников предприятия и др.

Наличие разного рода рисков обусловливает необходимость управления ими с целью снижения негативных последствий и получения положительного результата.

Процесс управления риском включает следующие этапы:

- выявление предполагаемого риска;

- классификация риска;

- оценка степени риска;

- выбор методов предупреждения и снижения риска;

- реализация выбранных методов;

- оценка результата.

загрузка...