Delist.ru

Методические основы повышения эффективности функционирования субъектов автотранспортного безнеса в условиях нестабильной экономической среды (26.05.2010)

Автор: Ильина Екатерина Анатольевна

воздушным, тонн 3600 294,5 40,1 9,1 0,1 - - -

Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что с начала экономических реформ в транспортной системе Чувашской Республики значительно снизился объем перевозок грузов как в общем объеме, так и по отдельным его видам. За период 1990-2008 гг. общий объем перевозок всеми видами транспорта снизился в 3,5 раза, в том числе на железнодорожном в 3,1 раза, автомобильном в 4,5 раза, внутреннем водном – в 2,6 раза.

Рост доли некоммерческих перевозчиков в общем объеме перевозок грузов является характерной тенденцией последних лет. Профессиональный уровень большинства мелких коммерческих операторов не соответствует современным и перспективным требованиям рынка, обусловленным трансформацией автотранспортного сервиса из чисто транспортного в транспортно-логистический. В складывающихся условиях потребители автотранспортных услуг ищут возможности для удовлетворения растущего спроса на эти услуги с учетом снижения транспортно-складских издержек.

Транспортная система республики вносит определенный вклад в формирование валового регионального продукта (таблица 2).

Таблица 2

Доля транспорта в формировании валового регионального продукта Чувашской Республики (млн. руб.) (доля в %)

Показатели 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Валовой региональный продукт 7518,6 22995,1 45133,1 59573,8 69391,6 93172,0 121904,3 157620,2

Транспорт 184,4 757,1 1286,3 1572,8 1866,4 2572,0 3454,2 3557,8

в % к ВРП 2,4 3,3 2,8 2,6 2,7 2,76 2,83 2,2

В 2008г. доля всех видов транспорта в валовом региональном продукте Чувашской Республики составила 2,2% и уменьшилась по сравнению с 1995г. на 0,2%.

В организации транспортного обслуживания Чувашской Республики грузовой автомобильный транспорт занимает ведущее место, вследствие чего оказывает существенное влияние на темпы и эффективность социально-экономического развития Чувашской Республики в целом. На этапе становления рыночных отношений в Чувашской Республике это наиболее динамично развивающаяся подотрасль транспорта.

Формирование рыночных отношений в транспортной отрасли Республики вызвано реформами региональной экономики. Общий спад производства в начальный период экономических реформ серьезно повлиял на объемы работы грузового автотранспорта (таблица 3).

Из таблицы 3 видно, что функционирование автомобильного транспорта общего пользования за период 1990-2008 гг. характеризуется значительным снижением объема перевозок грузов, который с 1990 по 2008 гг. уменьшился в 1,4 раза.

Таблица 3

Основные показатели деятельности грузового автомобильного транспорта

Чувашской Республики

Показатель 1990 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1. Транспорт общего пользования

- перевезено грузов, тыс.т 10489 7273 4848,5 5448,1 5200,7 6091,9 5727,0 6798,5 7565,3

- грузооборот, млн.т.км 415,0 22,5 101,7 102,8 179,3 287,4 284,4 405,0 420,8

2. Транспорт организаций всех отраслей экономики

- перевезено грузов, тыс.т 809 361 28022 26626,4 22339,3 19282,1 18014,0 22545,7 30038,8

- грузооборот, млн.т.км 229,5 120,8 756,6 1264,4 1165,0 970,2 909,5 1189,2 1524,4

3. Транспорт предпринимателей осуществляющих коммерческие перевозки

- перевезено грузов, тыс.т … … 67,4 115,8 502,3 429,6 599,9 870,3 725,3

- грузооборот, млн.т.км … … 16,8 24,7 84,6 120,9 143,8 219,2 229,0

На транспорте организаций всех отраслей экономики за этот период наблюдается увеличение объема перевозок – в 37 раз; грузооборот – в 6,6 раза. Значительное увеличение объема перевозок и грузооборота отмечается на транспорте предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки.

Тенденция снижения этих показателей на транспорте общего пользования связана, прежде всего, с общей неблагоприятной экономической и политической ситуацией в России, а также со спадом промышленного производства в отраслях экономики, которые были основными заказчиками транспортных услуг. Небольшой рост показателей в 2000-2008 гг. объясняется стабилизацией производства и сферы транспортных услуг после кризиса 1998г.

В составе грузового автопарка предприятий республики имеются все виды автомобильного транспорта, в том числе грузовые, пикапы и фургоны, специальные. Однако решающее значение в транспортном обслуживании отраслей народного хозяйства имеют грузовые автомобили. Доля их численности в общем количестве автомобилей составляет 44%.

Учитывая тенденции роста численности парка можно оценить риск колебания численности парка. Из таблицы 18 видно, что риск отклонения от тенденции в меньшей степени характерен для парка грузовых автомобилей, что объясняется менее эластичным спросом на рынке товаров производственного назначения.

На эффективность транспортного обслуживания оказывает влияние качественный состав грузового автомобильного транспорта.

Важнейшей отличительной особенностью современного отечественного парка автотранспортных средств региона является разномарочность, неоднородность, сильная изношенность и несовершенная структура.

Изношенный подвижной состав в настоящее время не соответствует современным требованиям рынка по параметрам экономичности перевозок и нормам безопасности (таблица 4).

Таблица 4

Возрастная структура грузового автомобильного парка

подвижного состава всех отраслей экономики Чувашской Республики

(на конец года, в процентах)

Год эксплуатации 1995 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Грузовые автомобили – всего 100 100 100 100 100 100 100 100

загрузка...