Delist.ru

Методические основы повышения эффективности функционирования субъектов автотранспортного безнеса в условиях нестабильной экономической среды (26.05.2010)

Автор: Ильина Екатерина Анатольевна

- проведен анализ проблем обеспечения эффективного функционирования субъектов рынка грузовых автотранспортных услуг;

- разработана методика анализа внешних и внутренних факторов экономической среды грузовых автотранспортных предприятий;

- разработана методология оценки и прогнозирования деятельности субъектов автотранспортного бизнеса;

- разработана и апробирована на примере автотранспортных предприятий Чувашской Республики методология оценки экономических рисков автотранспортных предприятий в условиях нестабильной экономической среды;

- разработана модель выбора программы развития грузового автотранспортного предприятия и проведена оценка эффективности ее внедрения.

Объектом исследования является деятельность субъектов автотранспортного бизнеса в условиях нестабильной экономической среды.

Предметом исследования являются методологические основы повышения эффективности функционирования автотранспортных предприятий в нестабильной экономической среде.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам управления автотранспортными предприятиями, способам регулирования транспортного обслуживания в условиях нестабильной экономической среды. Инструментом диссертационного исследования послужили монографический, эмпирический, экспертный, экономико-статистический методы обработки информации, сравнительный и факторный анализ.

Информационную основу диссертационной работы составили законодательные и нормативные акты РФ, решения и постановления Правительства РФ; концепции и программы развития транспортной отрасли на различных этапах ее функционирования. Информационной базой исследования послужили данные государственных статистических органов, в том числе статистические сборники Госкомстата РФ и Чувашской Республики, информационные оперативные материалы Администрации Президента Чувашской Республики, ведомственная отчетность автотранспортных предприятий республики.

Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке методических подходов и практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности субъектов рынка автотранспортных услуг.

Научной новизной диссертационной работы обладают:

- комплексный анализ функционирования автомобильного транспорта в условиях нестабильной экономической среды, определивший объективную необходимость разработки методических основ повышения эффективности деятельности субъектов автотранспортного бизнеса;

- экономико-математическая модель оценки влияния внешних и внутренних факторов экономической среды на развитие грузового автомобильного транспорта;

- методика прогнозирования объема перевозок и грузооборота;

- методические основы оценки и управления рисками деятельности автотранспортных предприятий;

- методика выбора программы развития грузового автотранспортного предприятия с использованием метода анализа иерархии.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложенные методологические основы выбора программы развития автотранспортного предприятия на основе оценки, прогнозирования и управления рисками могут быть использованы при разработке и реализации программ развития грузовых автотранспортных предприятий, обеспечивающих повышение эффективности функционирования субъектов автотранспортного бизнеса.

Апробация. Результаты выполненных исследований по формированию методологии оценки деятельности автотранспортных предприятий, осуществляющих грузовые перевозки, и прогнозирования объема грузовых перевозок, а также оценки рисков автотранспортных предприятий использованы при разработке стратегии развития в автотранспортном предприятии ЗАО «Акконд-транс».

Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на всероссийских, региональных и вузовских научно-практических конференциях.

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 9 научных статей общим объемом 1,8 п.л., в том числе три, включенные в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий ВАК Минобрнауки России.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа изложена на 174 страницах, содержит 12 рисунков и 38 таблиц. Список использованной литературы включает 168 наименований отечественных и зарубежных источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы; определены цель, основные задачи, объект и предмет исследования, указаны теоретические, методологические и информационные основы работы; сформулирована научная новизна диссертационного исследования и его практическая значимость.

Глава первая посвящена анализу состояния и оценке развития автомобильного транспорта в условиях нестабильной экономической среды, анализу функционирования субъектов автотранспортного бизнеса, оценке состояния и проблемам функционирования рынка грузовых автотранспортных услуг в Чувашской Республике и постановке задач обеспечения эффективного функционирования субъектов автотранспортного бизнеса.

Автомобильный транспорт играет важную роль в транспортной системе России. Отечественный опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в известной мере и обусловливается опережающим развитием автомобильного транспорта. Это связано с объективным тяготением к автомобильным перевозкам грузопотоков, генерируемых развивающимися рынками товаров и услуг. Автотранспорт является по существу безальтернативным для развития малого и среднего предпринимательства, развития высокотехнологичных отраслей производства и сектора услуг, создания фермерского сектора в сельском хозяйстве.

Проблемы функционирования грузового автомобильного транспорта можно проследить по основным статистическим данным. Грузооборот, выполненный всеми видами транспорта, ежегодно увеличивался, в 2008 году он увеличился по сравнению с 2007 годом незначительно (на 0,6%) и составил 4948 млрд. т-км, объем перевозок практически не изменился и составил 9451 млн. т.

Грузооборот автомобильного транспорта всех отраслей экономики в целом (с учетом автотранспорта других отраслей экономики) составил в 2008 году 216 млрд. т-км (104,8%), объем перевозок грузов автомобильным транспортом - 6,9 млрд. т (100,4% к 2007 году). По сравнению с 2000 годом темп роста грузооборота составил 141%, а объема перевозок - 117%.

На долю автомобильного транспорта приходится около 80% общего объема перевозок грузов (без трубопроводного).

Транспортный комплекс Чувашской Республики представлен всеми видами транспорта, за исключением трубопроводного. Автомобильный транспорт республики в настоящее время в значительной мере обеспечивает или участвует в обеспечении грузовых перевозок для всех отраслей народного хозяйства. Автомобильным транспортом республики перевозится около 45% всего объема грузовых перевозок. За автомобильным транспортом сохраняется ведущее положение в транспортном обслуживании экономики и населения региона.

За последние годы структура транспорта Чувашской Республики претерпела серьезные изменения. Начался процесс реструктуризации, однако, для каждого вида транспорта он протекает со своей интенсивностью.

Основные объемные показатели функционирования транспортного комплекса в сфере грузовых перевозок характеризуются следующими тенденциями (таблица 1).

Таблица 1

Объемы перевозок грузов по видам транспорта общего пользования Чувашской Республики (тыс.т.)

Показатели Годы

1990 1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008

Перевезено грузов, всего 19968,6 9854,3 4848,6 5200,7 6091,9 5727,0 6798,5 7565,3

в том числе:

железнодорожным 4178 1216 842 1332 1327 1338 1290 1096

автомобильным 10489 7273 2940 2744 2710 2333 3272 3783

внутренним водным 5298 1365 1066,5 1124,7 2054,9 2056,0 2236,5 2686,3

загрузка...