Delist.ru

Стратегическое планирование функционирования транспортно-экспедиционной компании с использованием системы сбалансированных показателей. (26.03.2009)

Автор: Хмельницкая Светлана Александровна

осуществлена систематизация инноваций в сфере транспортно-экспедиционного бизнеса;

разработаны методические основы системы сбалансированных показателей стоимостно-ориентированной стратегии планирования деятельности транспортно-экспедиционной компании;

сформулированы методические основы формирования критических факторов успеха транспортно-экспедиционного бизнеса;

разработан методический подход к планированию ключевых показателей эффективности стратегии компании в условиях неопределенности;

сформулирован комплекс ключевых показателей интеллектуальной готовности компаний к реализации инновационных решений;

разработан и апробирован инструментарий системы сбалансированных показателей на примере процессного управления в транспортно-экспедиционной компании.

Объектом исследования является система стратегического планирования функционирования транспортно-экспедиционных компаний.

Предметом исследования в работе являются методологические основы адаптации инструментария системы сбалансированных показателей к стратегическому планированию транспортно-экспедиционного бизнеса в условиях формирования инновационной экономики.

Теоретической и методологической основой проведения исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых в области управления стоимостью бизнеса, разработки и реализации методологии системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), результаты научно-исследовательских работ, выполненных в ГУ ВШЭ, ГУУ, МАДИ (ГТУ), МГУ, ОАО «ИТКОР». Применялись методы системного и факторного анализа, экспертных оценок и эконометрические модели.

Информационную основу диссертационной работы составили законодательные и нормативные акты РФ, статистические материалы Минтранса РФ, Минэкономразвития России, Федеральной службы государственной статистики, результаты обследования ряда транспортно-экспедиционных и транспортно-логистических компаний.

Научной новизной диссертационной работы обладают:

комплексный анализ оценочных индикаторов и моделей эффективности бизнеса транспортно-экспедиционных компаний, определивший объективную необходимость разработки нового подхода к стратегическому планированию функционирования транспортно-экспедиционной компании;

методические основы стратегического планирования транспортно-экспедиционного бизнеса на основе применения системы сбалансированных показателей (ССП);

методический подход к формированию ключевых показателей эффективности стратегии компании в условиях неопределенности;

разработка показателей оценки готовности интеллектуального капитала к реализации инновационных решений в транспортно-экспедиционной компании;

методические основы процессного управления операционной деятельностью в транспортно-экспедиционных компаниях.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложенные методологические основы формирования системы сбалансированных показателей могут быть использованы при разработке и реализации стратегии управления, обеспечивающей увеличение ценности (добавленной стоимости) как важнейшей составляющей повышения экономической эффективности функционирования транспортно-экспедиционной компании.

Апробация. Результаты выполненных исследований по формированию методологии реализации инновационно-ориентированной стратегии использованы при разработке системы процессного управления в транспортно-экспедиционной компании ООО «Сток-транс-сервис».

Рекомендации и методические положения диссертационного исследования апробированы при разработке «Городской целевой программы реализации транспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок на 2007 – 2009 г.г.», утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2007г. № 109 – ПП и при выполнении Государственного контракта «Обеспечение мероприятий по повышению эффективности системы городского заказа на грузовые автомобильные перевозки и повышению эффективности функционирования отраслевого имущественного комплекса» (2009г.).

Основные положения диссертации доложены и обсуждены на 63, 64 и 65 научно-практических конференциях МАДИ (ГТУ) в г. Москве 2006 – 2009 г.г.

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 7 научных статей общим объемом 2,5 п.л., в том числе одна, включенная в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий ВАК Минобразования России.

Структура и объем работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 177 страницах, содержит 12 рисунков и 17 таблиц. Список использованной литературы включает 157 наименований отечественных и зарубежных источников. Приложения изложены на 20 страницах, включая 12 таблиц и 3 рисунка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы; определены цель, основные задачи, объект и предмет исследования, указаны теоретические, методологические и информационные основы работы; сформулирована научная новизна диссертационного исследования и его практическая значимость.

Глава первая посвящена ретроспективному анализу эволюционного развития рынка транспортно-экспедиционных услуг в РФ, систематизации инноваций в сфере транспортно-экспедиционного бизнеса, исследованию и выбору оценочных индикаторов и моделей управления стоимостью транспортно-экспедиционных компаний.

Высокие темпы глобализации внешнеэкономической деятельности оказывают существенное влияние на опережающий рост рынка транспортно-экспедиционных услуг (18-23 % ежегодно) по сравнению с темпами роста ВВП (8,1 % за 2007г.). В Европе рост составляет примерно 5-6 % в год.

В настоящее время развитие рынка транспортной экспедиции имеет ряд особенностей:

расширение перечня услуг, предоставляемых операторами доставки грузов;

превышение предложения над спросом;

вытеснение крупными компаниями малого и среднего бизнеса за счет более низких цен и широкого спектра услуг;

увеличение доли иностранного капитала.

Наиболее значимыми для рынка транспортно-экспедиционного сервиса являются немногочисленные компании, избравшие путь развития по схеме компании-интегратора или 3PL-провайдера.

При переходе к интенсивному, инновационному, социально ориентированному типу развития экономики страны требуется принятия адекватных стратегических решений по функционированию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу.

В диссертации рассмотрены внешние и внутренние факторы развития рынка транспортно-экспедиционного облуживания, дана оценка основных проблем, сдерживающих повышение эффективности функционирования ТЭК. Акцентируется внимание на необходимости совершенствования организационных структур и методов управления бизнесом, рычагах роста лояльности потребителей транспортно-экспедиционных услуг.

В работе в качестве базиса формирования и реализации инновационно-ориентированной стратегии предложены организационно-управленческие инновационные решения, в том числе процессное управление как важнейшее направление развития клиентоориентированного бизнеса ТЭК.

На основе анализа оценочных индикаторов эффективности функционирования транспортно-экспедиционной компании - степень удовлетворения потребителей, добавленная потребительская ценность (CVA), уровень общих затрат, величина маржинальной рентабельности, величина акционерной и экономической добавленной стоимости (SVA и EVA), а также моделей управления стоимостью транспортно-экспедиционного бизнеса - Balanced Scorecard (BSC - сбалансированная система показателей), пирамида эффективности, концепция «отчетности о стоимости, BSC-модель Мейсела, модель «стейк-холдер» и др. обосновывается предложение по совершенствованию методологии стратегического планирования на основе интеграции концепций сбалансированной системы показателей и стоимостно-ориентированного управления (BSC+EVA), при которой стратегические цели и инициативы, необходимые для их достижения, рассматриваются как факторы создания стоимости транспортно-экспедиционного бизнеса.

Во второй главе диссертации представлены концептуальный подход к формированию системы сбалансированных показателей, как инструмента стратегического планирования, методические основы определения критических факторов успеха компаний, алгоритм проектирования стратегической карты транспортно-экспедиционной компании, методический подход к формированию ключевых показателей эффективности с учетом рисков.

Проведенное диссертантом исследование рынка транспортно-экспеди-ционного бизнеса предопределили место объекта исследования в системе взаимодействия субъектов рынка транспортно-экспедиционного обслуживания (рис. 1).

Под стратегическим планированием бизнеса транспортно-экспедиционной компании понимается управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями ТЭК в целом и ее структурных бизнес-единиц для достижения общей стратегической цели (создание добавленной стоимости), с учетом потенциальных возможностей компании и платежеспособного спроса на рынке транспортно-экспедиционного бизнеса.

загрузка...