Стратегическое планирование функционирования транспортно-экспедиционной компании с использованием системы сбалансированных показателей. (26.03.2009)
Автор: Хмельницкая Светлана Александровна
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) На правах рукописи Хмельницкая Светлана Александровна Стратегическое планирование функционирования транспортно-экспедиционной компании с использованием системы сбалансированных показателей Специальность 08.00.05- «Экономика и управление народным хозяйством. Область исследования: Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами (транспорт)» АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва - 2009 Работа выполнена на кафедре «Экономика автомобильного транспорта» Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета). Научный руководитель: Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор Улицкий Михаил Петрович Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Федоренко Анатолий Иванович кандидат экономических наук, доцент Бочков Сергей Петрович Ведущая организация: - ОАО «НИИАТ» Защита состоится «28» апреля 2009г. в 14час. на заседании диссертационного совета ВАК РФ Д.212.126.01 Минобрнауки РФ при Московском автомобильно - дорожном институте (государственном техническом университете) по адресу: 125319, ГСП-47, г.Москва, Ленинградский проспект, д. 64, зал заседаний Ученого Совета, ауд. 42. Справки по телефону: (499) 155-93-24 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ (ГТУ). Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные печатью, просим направлять в адрес диссертационного совета университета. Копию отзыва просим прислать по электронной почте: uchsovet@madi.ru Автореферат разослан « 26 » марта 2009г. Ученый секретарь диссертационного совета Д.212.126.01 кандидат экономических наук, доцент /Е. А. Чириканова/ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Экономический рост России в условии глобализации экономических связей может быть обеспечен только при наличии конкурентоспособного и надежно функционирующего транспортного комплекса как ключевого элемента обеспечения материального производства и социальной инфраструктуры. По оценкам специалистов, общие потери экономики от несовершенства транспортно-экспедиторской системы России только при внешнеторговых поставках составляет более 3 млрд. долл. США. В развитии экономики России наступил этап, когда транспортный комплекс должен перейти от поддержания в нормативном состоянии и модернизации инфраструктуры к ее развитию на основе инновационного и технологического прорывов. Функционирование субъектов транспортно-экспедиционного бизнеса в условиях жесткой конкуренции не только на внутреннем рынке, но и при участии во внешнеэкономической деятельности, определило объективную необходимость переориентации систем управления на обеспечение клиентоориентированной стратегии развития и выявления критических факторов успеха в создании будущей стоимости бизнеса. В 90-х годах ХХ века одним из перспективных инструментов повышения эффективности функционирования фирм за рубежом, а также в ряде крупных холдинговых промышленно-сбытовых компаний России, стала методология формирования системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), разработанная в США Р. Капланом и Д. Нортоном. Реализация системы сбалансированных показателей (ССП) при планировании и контроллинге бизнес-процессов обеспечивала в конечном итоге рост капитализации бизнеса. При этом степень достижения цели, эффективность бизнес-процессов компании, ее подразделений определяется величинами ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators, KPI). Важнейшим направлением повышения эффективности функционирования компании является реализация процессного подхода, основные положения которого были впервые изложены в работах М. Хаммера и Дж. Чампи. Проведенный анализ разработок в области адаптации методологии системы сбалансированных показателей к специфике рынка транспортно-экспедиционных услуг, показали, что в рассмотренных исследованиях не нашли отражения: методические аспекты, касающиеся обоснования выбора стратегических целей в модели системы сбалансированных показателей функционирования компании, алгоритма формирования стоимостно-ориентированной стратегической карты, алгоритма определения целевых значений ключевых показателей эффективности и возможных корректировок, вызванных рисками, сопутствующими транспортно-экспедиционному бизнесу; применение инструментария ССП для оценки влияния инновационных решений на эффективность реализации стратегии. Указанное выше определило актуальность разработки методологии формирования системы сбалансированных показателей как инструмента стратегического планирования и повышения эффективности функционирования транспортно-экспедиционной компании. Целью диссертационного исследования является разработка методологи-ческих основ и аппарата формирования инновационно-ориентированной стратегии планирования деятельности транспортно-экспедиционной компании. Для достижения этой цели были сформулированы и решены следующие задачи: осуществлена оценка состояния и перспектив развития рынка транспортно-экспедиционных услуг; проведен анализ оценочных индикаторов и моделей управления эффективностью деятельности транспортно-экспедиционных компаний; |