Delist.ru

Экономические аспекты управления развитием инновационных процессов на строительных предприятиях (26.03.2008)

Автор: Гончаров Виталий Сергеевич

Отличие инновационной сферы от научной заключается в том, что в инновационной сфере преобладают обменные операции при передаче продукта, четко обозначаются права собственности при осуществлении обменных операций между субъектами, осуществляющими инновационную деятельность, и внешними субъектами.

Ресурсные возможности отдельных строительных предприятий и всей отрасли определяют цели инновационной деятельности, способы, формы и сроки осуществления, влияют на масштабы инновационной деятельности, полноту охвата круга социально-экономических проблем, очередность их решения и т.д. Совокупность средств, запасов, источников, имеющихся в наличии и которые могут быть использованы, приведены в действие для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи, возможности какой-либо социальной системы в определенной области составляют потенциал. Потенциал – это совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

В работе определение инновационного потенциала рассматривается через ресурсный подход и результативный подход. Ресурсная составляющая инновационного потенциала характеризует перспективные возможности использования конкретных видов ресурсов в соответствии с прогнозными ожиданиями. В рамках данного подхода инновационный потенциал можно охарактеризовать как скрытую возможность использования производительной силы ресурса. Результативная составляющая отражает результат реализации имеющейся возможности, реальный фактический инновационный продукт, который получен в инновационном процессе.

В работе проведен ретроспективный анализ отечественного и зарубежного опыта формирования и развития системы управления инновационными процессами. Необходимой предпосылкой для успешного использования этого опыта является создание соответствующей инновационной инфраструктуры.

Анализ опыта зарубежных стран в организации системы управления инновационными процессами позволяет определить следующие основные моменты деятельности органов государственной власти по успешному развитию инновационных систем: четкое определение направлений инновационного развития и разработка системных мероприятий по их реализации; признание вузовских структур в качестве основных партнеров и опорных центров для разработки и реализации инновационной деятельности, на уровне официальной политики; государственная поддержка и стимулирование фундаментальных исследований, признающихся не только в качестве источника новых идей и разработок, но и в качестве основы для подготовки кадров для научно-технической сферы; создание научно-инновационной инфраструктуры (научно-технические парки, инновационные бизнес-центры, зоны технологического развития и т.п.), в том числе создание телекоммуникационных систем и развития информационных технологий.

В научно-инновационной инфраструктуре сосредоточиваются важнейшие стратегические ресурсы и накапливаются знания. Менее значимые процессы и компоненты выводятся наружу и доверяются поставщикам, подрядчикам и прочим внешним партнерам. Подобная стратегия позволяет собрать воедино и более эффективно использовать ограниченные ресурсы, применяя их для достижения решающих преимуществ в конкурентной борьбе. Так можно выделить больше средств на развитие, подготовку и переподготовку персонала, закупку передового оборудования, наем инженеров и менеджеров высшей квалификации. Часто, таким образом, ускоряется запуск продукта в производство. Такая организация производства получила название «сетевая организация» или «виртуальное предприятие».

Концепция сетевой организации выходит за рамки простого переноса рутинных и второстепенных работ с головного предприятия на другие, чаще всего отдаленные территориально. Речь идет о создании гибкого предприятия с переменной, настраиваемой на среду структурой, состоящей из автономных модулей, которые наращиваются по необходимости, в зависимости от объема функций и решаемых задач. Предполагается, что они не являются предварительно заданными и способны к динамичной самоорганизации.

На основе проведенного анализа в качестве методических основ организации управления и построения инновационных процессов на предприятии предлагается использовать следующие подходы: комплексный; системный; ситуационный; маркетинговый.

Комплексный подход - предполагает рассмотрение различных аспектов, влияющих на разработку и реализацию инновации, в их взаимосвязи с элементами инновационного процесса. Данный подход используется как при разработке инновационного проекта (продукта), так и при осуществлении оперативного контроля и управления процессом его реализации.

При применении комплексного подхода в управлении инновациями предлагаем использовать следующие методы: факторный анализ; функционально-стоимостной анализ; экономико-математический анализ.

Метод факторного анализа, основанный на определении степени влияния различных факторов, рассмотренных на рис. 2, на результативный признак исследуемой системы, призван определить совокупность факторов, обуславливающих применение того или иного инновационного проекта для решения поставленных задач при существующем положении производства и конъюнктуре рынка. На основе данного метода определяется совокупность требований (технических, маркетинговых, экономических) к итоговому инновационному продукту, позволяющих добиться его эффективного производства и реализации.

Заданные технические и экономические требования инновационного проекта (продукта) становятся критерием для организации работ на каждой стадии инновационного процесса. Влияние затрат на каждом этапе инновационного процесса на общую итоговую стоимость осуществляется с помощью функционально-стоимостного анализа. Необходимость постоянного отслеживания влияния изменений структуры затрат на каждой стадии инновационного цикла, при существующих ограничениях в ресурсах, делает данный анализ одним из основных методов эффективного управления инновационными процессами.

Экономико-математический анализ применяется для выбора оптимального варианта управленческого решения в ходе реализации инновационного процесса. В виду того, что инновационный процесс является открытой системой, то есть, подвержен влиянию внешних факторов, на отдельных его стадиях возможно отклонение от запланированных параметров. Определение степени критичности складывающейся ситуации и выработка путей ее преодоления, осуществляется с помощью данного метода.

С точки зрения системного подхода – инновационный процесс представляет собой систему взаимосвязанных элементов, структурно организованных и объединенных для достижения общей цели – разработки и освоения инновации. Использование системного подхода целесообразно при проектировании структуры инновационных процессов, так как именно данный подход способен отразить особенности организации взаимодействия всех элементов инновационного процесса.

Ситуационный подход предполагает, что в силу возникающих изменений во внешней и внутренней среде не существует единого способа управления инновационным процессом. Самым эффективным методом управления является тот, который наиболее адаптирован к сложившейся ситуации. Поэтому, для достижения цели и решения поставленных задач, особое значение имеет планирование инновационных процессов.

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию результатов инновационной деятельности на потребителя. При этом организация, построение и управление реализацией инновационных процессов осуществляется на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании механизма действия закона конкуренции.

Кроме того, маркетинговый подход призван обеспечить стратегическую направленность проводимых инновационных разработок, способных отвечать запросам потребителям в среднесрочной и долгосрочной перспективе, т.е. маркетинговые исследования в системе управления инновационными процессами должны предоставлять оценку возможным изменениям в конъюнктуре рынка и направлениям развития перспективных товаров.

Использование приведенных методов позволяет построить оптимальную структуру процесса разработки и реализации инновации, обеспечить комплексную оценку воздействующих на него факторов и обеспечить эффективное управление реализацией инновационного проекта (продукта), направленного на удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли от реализации инновационного проекта.

Успешное развитие инновационного процесса строительного предприятия невозможно без определенных номинальных условий. Степень готовности к реализации отдельных стадий инновационного процесса во многом зависит от наличия и качества материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов, которые в свою очередь, характеризуют инновационный потенциал строительного предприятия.

В настоящее время существуют различные подходы к оценке инновационного потенциала строительного предприятия. Основными методами, применяемыми для диагностики различных составляющих потенциала, являются: экспертный, бальный методы, факторный, рейтинговый, сравнительный анализ, экономико-математическое, машинное имитационное моделирование и др. Форма диагностики потенциала может зависеть от организационно-управленческой структуры, отраслевой специфики и т.д. Как правило, применяют следующие основные формы диагностики потенциала: комплексное исследование (одновременно анализируются все ос-составляющие экономической состоятельности предприятия); поэлементное (поэтапное) исследование (анализируются главные критерии, которые в совокупности определяют способность предприятия решать его основные задачи).

По мнению автора, оценку инновационного потенциала целесообразно осуществлять в форме комплексного исследования. Порядок расчета показателей оценки инновационного потенциала приведен в работе. Для каждого показателя определяются нижнее и верхнее возможные значения, а также текущее состояние параметра исследуемого объекта.

Методика оценки инновационного потенциала представлен на рис.2.

Основными достоинствами разработанной методики оценки инновационного потенциала строительных предприятий являются: комплексность исследования инновационного потенциала; сравнительная простота расчетов; возможность количественной оценки факторов потенциала (интеллектуальной собственности, инновационной адаптивности и инновационной инфраструктуры); возможность оценки инновационного потенциала в

На основе предложенной методики была произведена оценка инновационного потенциала строительных предприятий ОАО «Мостелефонстрой», ОАО «Строительная механизация №6». В результате расчета был определен интегральный индекс инновационного потенциала строительных предприятий и произведено их ранжирование.

@оценки уровня инновационного потенциала, определенные в соответствии с методикой, основанной на шкальных оценках экспертов и методе анализа иерархий, представлены в работе.

Формирование и развитие строительных предприятий, занимающихся инновационным бизнесом, ставит задачи определения эффективности как предприятий, которые используют инновации, так и самих инновационных проектов. Активизация и повышение эффективности реализуемых инновационных проектов возможны на основе расширения взаимосвязей между строительными предприятиями и научно-

исследовательскими и учебными учреждениями, обеспечивающими инновационное развитие производств, технологий и повышение конкурентоспособности строительной продукции.

Для обеспечения эффективности инновационных проектов нами предлагается в рамках инновационной системы создать управляющую

Роль подобной структуры предлагаем отвести Центру управления инновационными проектами (ЦУИП). На данную организацию возлагаются следующие обязанности: подготовка предложений по направлениям инновационного развития строительных предприятий отрасли и разработка соответствующих проектов; выявление и привлечение ключевых компетенций сетевых партнеров, необходимых для реализации инновационных проектов; организация и управление процессом разработки и реализацией инновационной продукции.

Основными функциями ЦУИП по организации и управлению инновационными процессами будут являться: маркетинговые исследования и мониторинг производственных, научно-технических и инновационных возможностей отрасли; определение инновационных проектов для реализации в рамках инновационной системы; определение и постановка задач проектов; отбор исполнителей, оптимально соответствующих поставленным задачам проекта; поиск и привлечение внешних источников финансирования, учет движения инвестированного капитала в инновационном процессе; привлечение и распределение полномочий между исполнителями (построение инновационных процессов); нормативно-правовая поддержка исполнителей и другие вопросы внешней подсистемы; организация и обеспечение эффективности коммуникационных каналов обмена информацией между участниками проектов и другие вопросы информационной подсистемы; контроль за реализацией инновационных процессов, перераспределение (в случае необходимости) ресурсов по задачам проекта.

В работе разработаны и предложены организационно-правовые формы ЦУИП, организационная структура управления, основные задачи отделов и служб, а также схема оперативного управления реализацией инновационного процесса.

Предложенный механизм функционирования системы управления инновационными процессами обеспечивает не только реализации инновационных проектов, но и предполагает создание эффективного и гибкого воздействия на инновационную деятельность строительных предприятий с помощью: стратегического контроля за развитием ситуации «нововведение – рынок», позволяющего определять основные точки концентрации ресурсов и капитала предприятия; развитие системы управления проектами, координация и контроль над их портфелем в соответствии с принятой корпоративной стратегией и календарными планами; постоянная поддержка активной инновационной стратегии, характеризующейся, прежде всего, упреждающей реакцией на запросы потребителей нововведений, а также постоянным мониторингом новых научных идей и перспективными разработками.

Эффективность разработки и реализации инновационных процессов в рамках системы управления инновационным процессами достигается с помощью использования единой управляющей структуры – Центром управления инновационными проектами.

Чтобы определить наиболее эффективные пути осуществления инновационного процесса, необходимо иметь определенную систему экономических рычагов, научиться объективно определять эффективность экономических преобразований. Исчисление эффективности зависит от качественного и количественного анализа влияния принципиально новой техники и технологии на производство в целом и на отдельные его стороны. Достоверность такого анализа обусловливается выбором критерия и системы показателей эффективности, установлением зависимости между ними с учетом особенностей и последствий реализации внедрения инновационного проекта (продукта).

Эффективность инновационного процесса может выражаться в двух видах - использовании потребительных свойств инновационного проекта, проявляющихся в хозяйственных конечных результатах, которые можно определить количественными показателями, и изменении качественных сторон производства и социальной жизни, которые непосредственно количественным измерениям не поддаются. Причем количественное исчисление эффекта, а через него и эффективности инновационного процесса в производстве определить все же легче, чем инновационного процесса в целом. Появляются факторы, которые затрагивают качественную сторону совершенствования производства в целом. Поэтому определение эффективности и показателей ее измерения проводится отдельно для инновационного проекта (продукта) и инновационного процесса.

Для оценки экономичности применения инновационного проекта (продукта) на строительном предприятии появляется необходимость измерения среднего базового уровня затрат ((S).

. - средний базовый уровень затрат;

Sн - уровень затрат при реализации инновационного проекта (продукта).

можно рассчитать как средневзвешенные затраты на производство единицы инновационной продукции:

где: Sбi - текущие затраты на производство единицы продукции строительного предприятия;

загрузка...