Delist.ru

Военная политика в политическом процессе современной России (25.12.2007)

Автор: Шерпаев Владимир Иванович

Цель и задачи диссертации. Целью данного исследования является разработка понятия военная политика, анализ её содержания и раскрытие взаимосвязи с политическим процессом, а также обоснование предложений по повышению её эффективности.

Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

построить теоретическую модель военной политики в единстве ее предметно-содержательного и исторического, структурного и функционального аспектов; определить структуру, функции и единицы анализа исследуемого объекта;

выявить особенности современного политического процесса в условиях новой геополитической ситуации, формирующиеся в этой сфере вызовы и угрозы, значимые для обновления военной политики и ее основополагающего документа – Военной Доктрины РФ;

определить содержание, проследить динамику и подвести итоги начатой в 90-е г.г. военной реформы;

показать значение современного политического процесса, демократизации внутриполитической жизни страны для социальной и правовой направленности военной политики;

выявить актуальные социальные проблемы современной армии;

исследовать возможности и перспективы гуманизации военных отношений, обновления воспитательной работы в Вооруженных Силах.

Методологическая и эмпирическая база исследования. Методология диссертации основана на положениях диалектической логики, методах сравнительно-исторического анализа в современной социологической и военной науке, категориях современной политической науки. Исследована теоретическая литература сопредельных общенаучных дисциплин, значимая для анализа такой комплексной проблемы, как теория военной политики. Прежде всего, это труды классиков философии (И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Ясперс и др.) по проблемам диалектики, деятельности, социальности, гуманизма, личности. Основную организующую роль, определившую структуру и логику работы, сыграли принципы системности, деятельности, единства исторического и логического, диалектика общего, особенного и единичного и др. Благодаря системному подходу с его установками на выявление структурных компонентов и отношений, поиски их специфической целостности, способов связи со средой, а также их динамики (функционирования и развития), автор определяет понятия политической системы и политического процесса; находит место военной политики в системе государственной политики; структурирует самое военную политику и формирует ее функции. Усмотрение в указанном системном объекте черт деятельности как целеполагающего процесса, где применяются средства и действия (операции), направленные на получение планируемого результата, позволяет выявить основные единицы анализа военной политики: военно-политическую ситуацию и военно-политическое действие; структурировать их с позиции субъект-объектного отношения и триады «цель-средство-результат»; определить показатели и критерии эффективности военной политики, а также эксплицировать последнюю как процесс принятия военно-политических решений, направленных на защиту национальной (военной) безопасности.

В дальнейшем методология системно-деятельностного подхода применяется при анализе геополитической ситуации 1991 – 2006 г.г., военной реформы России, проблематики демократизации и гуманизации воинских отношений, роли человеческого фактора, воспитательного процесса и т.д.

Принцип единства исторического и логического позволяет соотнести предметно-содержательный аспект обсуждаемой проблемы с историческими предпосылками как в мировой политической науке, так и в практике военного строительства России, отчетливо обозначив при этом специфику (новизну) современного этапа военной политики. Важную ориентирующую роль сыграли при этом идеи теоретиков мировой политической мысли относительно соотношения войны, политики, армии, государства (Сунь-Цзы, Платон, Аристотель, Ксенофонт, Флавий Вегеций, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, К. фон Клаузевиц, Ф. Энгельс, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, В. И. Ленин и др.). Мы опираемся также на широкий круг военно-теоретических и военно-исторических исследований отечественных ученых, в особенности, касающихся проблем становления российской военной политики (М. Н. Карамзин, А. В. Суворов, М. Н. Кутузов, Ф. Ф. Ушаков, П. С. Нахимов, Н. П. Михневич, А. А. Незнамов, Н. Н. Обручев, Г. К. Жуков и др.)

В основе трехчастной структуры работы лежит диалектическая связка «общего, особенного, единичного»: I раздел – общеметодологические основания проблемы; II раздел – особенная историческая ситуация (военная политика России 1991 – 2006 г.г.); III раздел – выход на индивидуальный уровень анализа – проблему человеческого фактора в современной российской военной политике. Все три раздела связаны с политическим процессом, изменениями политической системы; отражают реально сложившиеся, а не только предполагаемые изменения. Указанная логика в структурном плане усиливает основную идею диссертации о необходимости социально ответственной и гуманной военной политики.

Эмпирическую базу исследования составили две группы источников: архивные данные и официальные документы. Автором диссертации изучены 126 данных Архива Государственной Думы Российской Федерации, Российского Государственного Архива, Центрального Архива Министерства обороны Российской Федерации. Важными источниками явились официальные документы России (СССР) и ряда зарубежных стран. К ним относятся Конституция Российской Федерации, Военная доктрина РФ (2000 г.), Законы РФ «Об обороне», «О безопасности», «О статусе военнослужащих» и др.; Указы Президента РФ, его ежегодные послания Федеральному собранию Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации. Проанализированы также официальные правительственные документы и законодательные акты стран СНГ, США и др. стран: Концепция национальной безопасности Республики Беларусь (2001г.), Стратегии национальной и военной безопасности США (1999г., 2005г).

В работе представлены также данные социологических исследований, ежегодно проводимых автором диссертации с 1990 года по настоящее время по программе «Армия и общество», а также социологические исследования по выявлению гражданской позиции военнослужащих в период проведения избирательных кампаний.

Научная новизна исследования. Диссертация является первой в отечественной политологии работой, в которой комплексно проанализирована проблема военной политики во взаимосвязи с политическим процессом современной России. На основе специально разработанной методологии получены и представлены на обсуждение следующие результаты, содержащие научную новизну:

разработана (сконструирована) системно-деятельностная модель военной политики как процесса подготовки и реализации политических (властно-силовых) решений, направленных на защиту национальной безопасности; в указанной модели выделены две подсистемы и два теоретических блока: организационно-структурный и деятельностно-функциональный;

определено понятие военной политики как деятельности различных государственных структур, состоящей в подготовке и реализации политических решений, направленных на защиту национальной (военной) безопасности;

выявлены причины, влияющие на изменения военной политики, определены (спрогнозированы) тенденции её развития

выявлены основные единицы анализа: военно-политическая ситуация и военно-политическое действие; их развертывание позволяет осмыслить военную политику как сложное взаимодействие компонентов подсистем, нацеленных на выполнение основных функций военной политики: защиты страны от внешних и внутренних деструктивных воздействий; военно-стратегического руководства; регулирования военно-политических отношений на международной арене; обеспечения обороноспособности страны;

разработаны показатели и критерии эффективности военной политики; среди которых, по мысли диссертанта, можно выделить группы: 1) формальные, то есть соответствующие форме военно-политического решения как целерационального социального действия (адекватность ситуации, обоснованность, оперативность, гибкость и др.) и 2) содержательные, оценивающие указанное действие с точки зрения его смысла, социальных и человеческих последствий (ответственность, гуманистичность);

дана трактовка основных этапов российской истории и направлений развития отечественной военной политики: на каждом из них (древнерусском – «киевском»; средневековом – «московском»; нововременном – «петербургском», новейшем – «советском») военная политика России выполняла функцию «держателя равновесия» между геополитическими осями Запад – Восток, Север – Юг; а также, будучи опорой сильной авторитарной власти, помогала реализовывать ее централистско-собирательные устремления; при этом – армия оставалась одной из важнейших сил организованности, порядка, носителем стратегии ответственности внутри страны;

проанализированы основные подходы, сложившиеся в современной политической теории в отношении содержания понятия «политический процесс», выявлены сущность, основные черты и специфика функционирования политических процессов;

определены вызовы и угрозы, стоящие перед Россией в условиях современной геополитической ситуации; необходимость обновления военной стратегии страны и соответствующей корректировки Военной Доктрины РФ;

раскрыт системный характер принципов и направлений военного строительства, отвечающих цели военной реформы; это – принципы разумной достаточности; соответствия готовности и подготовки военной организации потребностям защиты национальной безопасности; законодательно-правового обеспечения воинской деятельности; рационального использования ресурсных возможностей страны для целей военной политики; демократизации и гуманизации воинских отношений; отсюда приоритетные направления военного строительства – это совершенствование структуры ВС; оптимизация системы комплектования; укрепление боеспособности армии, отвечающей характеру войн и вооруженных конфликтов XXI века;

обоснована значимость человеческого фактора в военной политике; выявлен комплекс социально-политических проблем, встающих перед соответствующими профессиональными группами: военной элитой, офицерством, младшими военнослужащими;

разработана ценностно-диспозиционная модель личности военнослужащего и новой воспитательной модели в армии, приоритетными направлениями которой являются аксиологизация, профессионализация и социализация воинского воспитания.

Практическая значимость диссертационного исследования. Разработанный в диссертации методологический инструментарий открывает новые перспективы для понимания военной политики как комплексной междисциплинарной проблемы, а тем самым позволяет выходить на новый уровень их практического разрешения компетентными органами. Научный анализ военно-политического решения как системно-деятельностного объекта направлен на повышение эффективности системы военного руководства и управления, более адекватной и точной оценки ее результатов. Обоснованная в диссертации характеристика современной геополитической ситуации, существующих вызовов и угроз для современной России может использоваться для корректировки военно-политической стратегии, государственных решений в области военной безопасности страны, содержания действующей Военной доктрины.

Конкретные рекомендации и практические предложения данной работы могут представлять интерес для соответствующих органов законодательной и исполнительной власти в плане совершенствования методологии социальной и военной реформ в России: в том числе – процессов демократизации, правовой государственности, социальной политики, информационно-идеологического и культурно-гуманистического обоснования социальных изменений, совершенствования воспитательного процесса в военно-учебных заведениях и в ходе регулярной воинской службы.

Теоретические положения и выводы диссертации значимы для практики научно-исследовательской и педагогической работы по проблемам теории военной политики, военной и общей политологии. Материалы диссертации могут найти применение в процессе преподавания общественно-гуманитарных дисциплин в военно-учебных заведениях, в деятельности научно-исследовательских учреждений специального профиля.

Теоретическая и практическая значимость полученных в данном исследовании результатов получает конкретизацию в следующих предложениях и рекомендациях.

Предложения и рекомендации по продолжению исследований военной политики современной России. Темами дальнейших самостоятельных исследований могли бы стать следующие проблемы: а) разработка организационно-структурного и деятельностно-функционального блоков военной реформы; б) анализ понятия «военная организация» с позиции системно-деятельностного подхода; в) исследование понятий «военно-политическое решение», «военно-политическая ситуация», «военная стратегия» на различных уровнях и в разных подразделениях военной организации; г) осмысление проблемы эффективности военной политики на различных этапах российской военной истории; д) развитие и уточнение концептуального блока проблематики национальной безопасности; е) проведение социологических исследований по проблеме человеческого фактора в военной политике: соотношение показателей «качества жизни» и «качества боеготовности»; нравственно-аналитического и нравственно-воспитательного аспектов деятельности армии, подразделения, части и др.

Предложения и рекомендации по корректировке Военной доктрины, дальнейшему развертыванию военной реформы. В частности, предлагается:

Позиционировать Россию в Военной доктрине как великую ядерную державу и фактор стратегического сдерживания, который препятствует политике силовых диктатов и ведения нового формата войн: «с нулевым риском» (превентивных ударов) и «с шапкой–невидимкой» (террористических атак) их инициаторами – агрессорами.

Ввести в действующую Военную доктрину изменения, касающиеся оценки современной геополитической ситуации, существующих вызовов и угроз для военной безопасности России; откорректировать целевой блок Военной доктрины и формулировку современной военной стратегии.

Принять комплексную государственную программу реформирования (модернизации) российской армии на период 2008 – 2018 г.г., где отразить перспективные цели, принципы, направления военного строительства РФ с учетом современной геополитической ситуации, а также характера войн и вооруженных конфликтов XXI века; в указанной программе особо усилить проблемы укрепления государственных границ и воздушно-космической обороны страны (ВКО).

Разработать систему мер по координации военных доктрин и оборонных систем стран СНГ; наращивать формы военного сотрудничества в рамках Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в особенности с союзным нам государством – Белоруссией; формировать «пояс безопасности» России путем укрепления экономических и военных связей со странами ШОС.

Провести научно-практическую конференцию «Сотрудничество в сфере военной безопасности стран СНГ и ШОС».

Предложения и рекомендации по усилению социальной направленности военной политики и укреплению человеческого фактора.

Ввести отработанные в данном исследовании понятия «человеческий фактор» и «социально-правовой статус военнослужащего» в соответствующие справочные военно-политологические, военно-социологические, военно-теоретические издания.

Разработать государственную целевую программу по усилению социальной направленности военной политики и укреплению социально-правового статуса военнослужащего.

загрузка...