Delist.ru

Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования (25.12.2007)

Автор: Роговая Ольга Геннадьевна

развитие критического мышления в связи с приобретением умений анализировать роль природных объектов в жизни человека, прогнозировать результаты воздействия человека на природу и овладению способами вероятностного анализа экологических ситуаций при решении общечеловеческих и своих личных проблем;

приобретение экологических и социальных умений и навыков, направленных на улучшение качества окружающей среды, восстановления утраченных природных объектов;

развитие эмпатии и эмоционально-чувственного восприятия мира;

развитие коммуникативных умений вступать в диалогичное общения и освоение практики совместного принятия решений.

При анализе сущностных характеристик понятия «экологосообразная образовательная среда» было выявлено, что образовательная полифункциональность такой среды обеспечивается комплексной реализацией функций, которые сгруппированы в две группы. К группе функций поддержания связей в системе «окружающая среда - социальная общность - личность» отнесены природоохранная, природовосстановительная, здоровьесберегающая. К группе развивающих функций в отношении субъектов образовательного процесса отнесены:

интегрирующая (синтез гуманитарного, естественнонаучного и прикладного знания, разных уровней образования, его профессионализация)

регуляторная (корректировка появлений личности по отношению к предлагаемым извне экологическим ценностям и нормам всех сфер жизнедеятельности),

смыслообразующая (придание процессу становления ЭПК личностного смысла),

стимулирующая (активизация познавательного интереса в сфере экологического и придание экологической направленности личности),

компенсирующая (снижение нежелательных эффектов, сглаживание противоречий, комплиментарность дидактических конструктов)

структурирующая (повышение устойчивости образовательных систем за счет развития инфраструктуры внешних и внутренних связей, повышения адаптивности, привнесения нового компонента – системы экологического менеджмента),

социализация (предъявление обществу своих изменившихся ценностных и целевых установок).

Решая задачу исследования, в качестве системообразующего элемента экологосообразной образовательной среды определена система экологического менеджмента (СЭМ) - один из наиболее эффективных международно-признанных механизмов реализации концепции устойчивого развития цивилизации. Первоначально применяемая производственными и сервисными организациями, функционирование которых традиционно связывалось с деградацией окружающей среды, система экологического менеджмента сегодня понимается более широко:

это современный подход к учету приоритетов окружающей среды при планировании и осуществлении деятельности организации;

это специальная область управления, заключающаяся в регулировании сознательного воздействия человека на природные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических и других потребностей при условии устойчивого развития общества и сохранения природы;

процесс внутренне мотивированной, инициативной деятельности организаций (международный стандарт ИСО серии 14000), направленной на минимизацию отрицательного воздействия на окружающую среду посредством реализации проектов и программ, разработанных на основе самостоятельно принятой экологической политики.

Экологосообразная образовательная среда, спроектированная на основе системы экологического менеджмента, становится местом приобретения личностного опыта эколого-педагогической деятельности, существенно отличающегося от опыта, приобретенного в учебном процессе, вариативностью видов деятельности, осознанием личной ответственности в связи со свободой выбора и действия в условиях многообразия позиций и мнений, самостоятельным целеполаганием, видимой легкостью приобретения, быстротой востребованности. Индивидуализация этого опыта сопровождается интеграцией в социальном контексте, цели и мотивы выбранной деятельности определяются в системе перманентно развивающихся общественных отношений, складывающихся в конкретном образовательном учреждении.

Воздействие принципов экологического менеджмента (управления кризисами с учетом оценки риска, последовательного и постоянного улучшения, экологического нормирования, добровольности и заинтересованности, непрерывности экологического образования) проявляется в преобразовании всех компонентов образовательной среды: природного; пространственно-предметного; социального; психодидактического; учебно-методического, которые начинают эффективно участвовать в процессе становлении ЭПК.

Далее в диссертации, реализуя методологические основания средового подхода и следуя логике педагогического проектирования экологосообразной образовательной среды образовательного учреждения, раскрыты способы и формы включения студентов в формирование такой среды при поэтапном внедрении системы экологического менеджмента в педвузе. В качестве таковых выступают:

экологические и мониторинговые исследования (включение исследований в образовательные программы, поощрение научно-исследовательской работы студентов по экологическим проблемам, оценка состояния окружающей среды по параметрам, наиболее пагубно влияющим на объекты образовательной среды, создание консультационной службы по вопросам экологического образования (семинары, тренинги, индивидуальные консультации));

эколого-краеведческая работа (инвентаризация объектов культурного наследия, расположенных на территории учреждения, изучение их генезиса, особенностей, роли в современной или прошлой инфраструктуре);

эколого-просветительская работа (создание учебных программ по экологической этике, организация информационно-справочной службы (базы данных по нормативным и правовым документам, экологически чистым технологиям, справки о состоянии окружающей среды, здоровом питании и образе жизни, календарь экологических событий), использование университетских средств массовой информации для повышения экологической грамотности, проведение общественных акций);

эколого-натуралистическая работа (исследовательские проекты, направленные на изучение живой природы, создание учебных экологических троп, проведение экскурсий);

природоохранная и природовосстановительная деятельность (участие в природоохранном волонтерском движении, проведение акций восстановление исторического облика зеленых насаждений, озеленение общественных мест, библиотек, коридоров);

эколого-туристическая работа (разработка общеоздоровительных программ, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, организация групп экологического туризма);

эргономико-трудовая деятельность (улучшение условий труда и учебы, контроль валеологических показателей помещений, условий реализации образовательного процесса, зеленая маркировка аудиторий);

художественно-эстетическая деятельность, например, улучшение эстетики окружающей среды, проведение тематических конкурсов, создание художественных объектов.

Интеграция методов эколого-педагогического образования, способов и форм включения студентов в процесс формирования экологосообразной образовательной среды обеспечивается созданием эколого-педагогических ситуаций разного типа (транслирующие, аннигилирующие, нейтральные, адаптирующие, продуктивные, реализующие, виртуальные), проживание которых студентами позволяет реализовать механизмы развития, соответствующие каждому этапу становления ЭПК. Эколого-педагогические ситуации предполагают вхождение студентов в совокупность ролей, форм и способов экологической и эколого-педагогической деятельности, обеспечивающих приращение и интеграцию компонентов ЭПК будущего специалиста в области образования. В целом показано, что участие студентов в организации и поддержании системы экологического менеджмента в педагогическом вузе является весомым дополнением к педагогической практике, связанной с расширением и обогащением опыта проявления ЭПК.

«Присвоение» описанных видов деятельности (в теории А.Н.Леонтьева) обеспечивается комплексом мероприятий, направленных на овладение инструментарием экологического менеджмента. Для идентификации экологических аспектов используют методики получения и обработки экологически значимой информации: анкетирование и интервьюирование, сбор и представление информации (фото- и видеосъемка, картографирование), анализ материальных балансов и технологических расчетов, экспертные оценки, методы математической статистики, моделирование, специальные (например, приборный контроль). В диссертации представлены методические аспекты овладения инструментарием экологического менеджмента в образовательном процессе, приведена классификация отобранных продуктивных форм и средств эколого-педагогической деятельности по признаку предпочтительности для разных направлений подготовки: естественнонаучная, гуманитарная и психолого-педагогическая группы специализации.

Далее в диссертации обосновано, что процесс создания экологосообразной среды средствами системы экологического менеджмента отвечает всем признакам технологичности:

концептуальность выражается в опоре на теорию устойчивого развития и положения средового подхода;

системность проявляется во взаимосвязи всех компонентов среды и определяет возникновением новой функции - содействия становлению ЭПК;

управляемость обеспечивается диагностическим целеполаганием, проектированием процесса обучения, поэтапной диагностикой, коррекцией учебного процесса).

эффективность может быть проверена по оценке результатов, оптимальности затрат, гарантированности достижения определенного стандарта обучения;

воспроизводимость обеспечивается набором универсальных методик, широтой применения инструментария.

Результатами предложенной технологии являются структурно-фунциональные изменения не только на микро-уровне (личностные изменения, межличностные взаимодействия студент-студент, студент-преподаватель, студент-управленец, студент- сотрудник служб сервиса) и мезо-уровне (студенческие коллективы, кафедры, деканаты, службы, общественные организации, структуры системы дополнительного образования, филиалы, организации-субподрядчики и т.п.), но и, что особенно ценно, на макро-уровне с возможностью влияния на социально-экономические, политические и социокультурные условия в стране и глобальные процессы. В тоже время экологосообразная образовательная среда выступает универсальным образовательным ресурсом.

В конце главы делается вывод о том, что технология создания экологосообразной образовательной среды педагогического вуза через включение студентов в процесс внедрения системы экологического менеджмента организации, содействует процессу становления ЭПК и выступает одним из важных средств.

В четвертой главе «Опытно-экспериментальная проверка концептуальных положений процесса становления эколого-педагогической компетентности ЭПК будущего специалиста в области образования в педагогическом вузе» описана организация опытно-экспериментальной работы и используемые диагностические методы, которая спроектирована и осуществлена с целью создания инновационного опыта становления ЭПК в реальных условиях педагогического вуза, обоснован выбор модельной территории для апробации основных теоретических положений, представлен анализ результатов пилотажного, констатирующего и формирующего экспериментов.

В исследовании отбор диагностических методов проведен с опорой на понимание и структуру ЭПК как многоуровневого интегрального профессионально-личностного новобразования специалистов в области образования на этапе подготовки в педагогическом вузе, которое проявляется в процессе решения особого типа профессиональных эколого-педагогических задач. В силу того, что в теории и методике профессионального образования нет целостной методики оценки уровня сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста, в диссертации описаны методы и методики изучения структурных компонентов ЭПК, обоснована целесообразность корреляционного, кластерного, факторного и контент-анализа для выявления системных признаков и показателей их проявления у участников опытно-экспериментальной работы.

Первую группу диагностических методов составили процедуры, позволившие выявить степень сформированности гноселогического компонента ЭПК, которая оценивалась по степени соответствия учебно-познавательной деятельности студентов педагогических вузов признакам их экологического мышления. Для этого применялись учебные тесты результативности и скорости усвоения и применения эколого-педагогических знаний, интегративные учебные задания для выявления их гибкости и мобильности (методика Б. Блума); методики измерения скорости протекания умственных, мыслительных процессов, выявления способности выделять существенное, строить логические умозаключения, обобщать.

загрузка...