Delist.ru

Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования (25.12.2007)

Автор: Роговая Ольга Геннадьевна

критичность и гибкость экологического мышления

Праксиологический

Демонстрировать умения и навыки:

изучения окружающей среды,

экологосообразного поведения, методические

наличие опыта решения эколого-педагогических задач степень соответствия действий субъекта:

действиям других в аналогичной эколого-педагогической ситуации,

своим действиям в измененной эколого-педагогической ситуации,

своим действиям в той же эколого-педагогической ситуации, но отнесенной во времени

Аксиологический

Соблюдать общественно и юридические принятые экологические правила в педагогической деятельности.

Проявлять эмоционально-ценностные отношения к решению экологических проблем.

Ориентироваться на экологические ценности в педагогической деятельности.

отношение субъекта к эколого-педагогическим задачам и способам их решения проявление интереса к современным экологическим проблемам и педагогическим способам их разрешения,

наличие социально значимых мотивов эколого-педагогической деятельности,

наличие оценочных нравственно-экологических суждений

Рис. 1 Критериально-компонентная модель эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования

Когнитивно-деятельностный механизм второго этапа опирается на компенсирующие эколого-педагогические задачи:

собственно предметные – обучающего характера, частично-поисковые, исследовательского характера;

практико-ориентированные, направленные на расширение опыта решения эколого-педагогических проблем – изучения окружающей среды, поведения в окружающей среде, организации экологического обучения, воспитания, просвещения;

личностно-ориентированные – оценки результатов готовности к эколого-педагогической деятельности, прогнозирования путей и способов повышения своей ЭПК в процессе дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

Механизм третьего этапа – ценностно-мировоззренческий предполагает решение интегрированных задач:

выбора модели решения эколого-педагогических проблем (обучения, воспитания и просвещения);

создания дидактических материалов, подготовки воспитательных мероприятий и организации просвещения экологической направленности;

реализации эколого-педагогических проектов – с учениками, с коллегами, с родителями и/или другими заинтересованными в экологическом образовании или решении экологических проблем сторонами.

Далее в диссертации представлена методическая составляющая, описывающая виды деятельности, направленные на формирование ЭПК, ориентирующиеся на учет факторов прямого и косвенного воздействия на процесс становления. Показано, что ЭПК будущих специалистов в области образования формируется в метапредметной образовательной области, при индивидуально-групповой дифференциации учебно-познавательной деятельности студентов.

Предметное наполнение содержания эколого-педагогического образования, нацеленного на становление ЭПК, основывается на использовании резервных возможностей базовой и вариативной составляющих учебных планов, что связано с интеграционным потенциалом экологических дисциплин. Однако вне зависимости от выбора модели реализации эколого-педагогического образования только системная интеграция содержания обеспечивает необходимый уровень взаимодействия компонентов ЭПК с опорой на такие основания как онтологическое (единство мира), гносеологическое (единство развития экологического сознания и законов мышления), методологическое (наличие экологического метода исследования), социальное (целостность человека как субъекта и объекта экологических проблем). Интеграция осуществляемая в предметно-образной, понятийной, деятельностной и концептуальной формах, обеспечивает актуализацию новых механизмов познания, создает инновационные формы и методы освоения информации, способствует объединению различных видов деятельности, порождает эмоционально-ценностную акцентировку восприятия экологических и профессиональных проблем, и обеспечивая развертывание в образовательном процессе заложенного в субъектном опыте студента опыта предыдущей экологической деятельности.

В завершении главы обосновывается необходимость создания оптимальных условий для обеспечения основных методологических и теоретических предпосылок становления ЭПК в системе эколого-педагогического образования, исходя из общих условий развития профессиональных компетентностей в системе высшего профессионального образования, следуя логике процесса становления ЭПК.

Выявленные педагогические условия были сгруппированы в следующие группы: содержательно-целевые, материально-технические, организационно-управленческие. К содержательно-целевым условиям отнесены условия, обеспечивающие обновление содержания эколого-педагогического образования, при котором развитие личности будущего специалиста – носителя экологического сознания экоцентрического типа определяется важной задачей высшего эколого-педагогического образования. При этом объективно проверяемым образовательным результатом признается ЭПК. Среди материально-технических условий (финансирование, учебно-материальная база) выделено комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, направленное на становление ЭПК. Организационно-управленческие условия включают в себя кадровые, организационные, нормативно-правовые и управленческие составляющие.

Все вышеперечисленные условия, хотя и являются необходимыми для обеспечения непрерывности и эффективности процесса становления ЭПК будущих специалистов, но, безусловно, не являются достаточными. В диссертации делается вывод, что обязательным комплексным условием является создание в вузе специальной образовательной среды, в которой происходит оптимальное развитие субъектности будущего педагога в экологической деятельности, коррекция своей жизнедеятельности и одновременно интеграция экологического и педагогического знания и способов экологической и педагогической деятельности. Становление ЭПК будущего специалиста возможно в процессе экологической деятельности по проектированию и моделированию активной, развивающей образовательной среды, построенной на экологических принципах.

В третьей главе «Возможности экологосообразной среды педагогического вуза в развитии и становлении эколого-педагогической компетентности студентов» дается описание экологосообразной образовательной среды как педагогического феномена, рассматривается ее аксиология, раскрываются теоретические и технологические подходы к проектированию на основе системы экологического менеджмента, описываются способы и формы включения студентов в формирование экологосообразной образовательной среды.

Отбор экологосообразной образовательной среды образовательного учреждения в качестве технологии формирования эколого-педагогической компетентности определен выявлением ее возможностей с позиций средового подхода, базирующегося на понимании экологического отношения «организм - среда». Реализация экологического принципа среды, при формировании образовательной среды вуза, отражающего глубинную взаимосвязь, взаимообусловленность сущностей природной, социальной и образовательной систем, обеспечивает возможность каждому студенту найти «экологическую нишу своего развития», обрести свою индивидуальность. Экологосообразная образовательная среда вуза обеспечивает «зону личной заботы и ответственности», потому что является местом реализации практической экологической деятельности, в которую вовлечены все субъекты образовательного процесса. Природа и созданные человеком объекты окружающей среды начинают открываться студенту в качестве объекта совместной деятельности, в тоже время, предоставляя значимое пространство разноуровнего общения и образования. Образовательная среда, выстроенная с опорой на экологические принципы ее системности, содержит среди своих компонентов природные и социо-культурные объекты, и, таким образом, может служить источником содержания экологического образования, направленного на изучение в единстве природных и социальных особенностей близлежащей территории. Одновременно она может выступать в качестве модельной территории для проведения экологических исследований, экспертиз и аудита.

В широком смысле слова экологосообразная образовательная среда - это постоянно расширяющаяся сфера экологической деятельности субъекта образовательной среды как формирующейся личности, включающая в себя богатство опосредованных культурой его связей с окружающим миром и позволяющая извлекать познание из собственной деятельности, из наблюдений и восприятий, а также раскрывать жизненное значение изучаемых объектов, постигать принципы собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуациях. Экологосообразная образовательная среда является системой прямых и косвенных факторов и условий формирования экологической культуры субъекта образовательного процесса, а также возможностей обратного его влияния на окружающую среду.

Аксиологический анализ феномена экологосообразной образовательной среды позволил описать ее как многогранную ценность: природоохранную и природовосстановительную; валеологическую; личностную; общественную; как ценность образования. В диссертации особо отмечено, что эффект формирования экологосообразной образовательной среды во многом совпадает с характеристиками процесса становления ключевых компетентностей в вузе, овладение которыми позволяет будущим специалистам соответствовать изменяющейся экологической и социокультурной ситуации. При этом происходят следующие процессы:

осознание социоприродного окружения как места жизнедеятельности и развитие ценностно-мотивационных ориентации, во главу которых поставлены экологический императив и принцип гуманизма;

осознание личной значимости экологических проблем образовательного учреждения и развитие потребности в улучшении качества окружающей среды;

познание законов природы в процессе изучения конкретной экосистемы и развитие познавательного интереса к окружающему миру;

расширение технологического поля и экологизация контекста профессиональной подготовки будущего педагога;

изучение нормативно-правовой базы экологической деятельности и следование моральным нормам и правилам поведения в окружающей среде в повседневной жизни, повышение экологической ответственности;

приобретение навыков рационального природопользования и гармонизация отношений с окружающим миром и самим собой;

загрузка...