Delist.ru

Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования (25.12.2007)

Автор: Роговая Ольга Геннадьевна

экономическое регулирование: экономические механизмы охраны окружающей среды (кадастры, плата за пользование природными ресурсами, экологические фонды, экологические льготы, экологическое страхование), признание экономической ценности работы природы (расчеты экономической ценности окружающей среды, изменение ценовой политики), новая экономическая система (создание моделей круговой экономики, экологизация производства: малоотходные технологии, биотехнологии, технологии очистки отходов и выбросов, утилизации отходов), экологический менеджмент;

экологическое образование и просвещение: развитие экологической культуры общества на уровнях семьи, локального сообщества, региона, государства и в подсистемах экологических отношений, экологического сознания и экологической деятельности, создание информационного поля окружающей среды в средствах массовой информации, международное взаимодействие по проблемам экологии и экологического образования.

Задачами экологической деятельности в сфере человека являются:

создание благоприятных условий и среды производственной деятельности человека: витальные условия труда, социальные условия труда, эргономика среды производства;

создание благоприятной социально-бытовой среды: экологическая и психологическая безопасность, качество воздушной среды, качество воды, допустимые уровни электромагнитных полей, качество пищевых ресурсов, строительных материалов, лечебно-профилактическое и рациональное питание, экодизайн помещений;

воспроизводство: физическое и психическое здоровье человека, сохранение продуктивных способностей, передача здорового генотипа будущим поколениям.

Такой расширительный на первый взгляд подход к описанию экологической деятельности с одной стороны, базируется на фундаментальном понятии экологии – ее объекте. Эволюция объекта экологии прошла от биолого-экологического отношения «организм – среда», благодаря включению философско-социального отношения «человек – природа» с переходом к отношению «человек – среда». При этом среда жизни и среда деятельности едины, то есть речь едет о социоприродной окружающей среде. С другой стороны, вышеназванный подход позволил прояснить иерархию экологических компетентностей, их взаимообусловленность и аксиологическую функцию в современном мире, выявить роль и место ЭПК в системе экологических компетентностей. Взаимообусловленность, соотношения структурных компонентов, взаимопроникновение, трудность в разграничении разных типов профессиональных компетентностей со всей очевидностью проявляется в комплексе экологических компетентностей.

Проведенный анализ и обобщение функций экологической деятельности позволили раскрыть смысл и внутренние основания формирования всего спектра экологических компетентностей. Модель актуальной экологической деятельности позволила сформулировать ряд требований, выполнение которых обязательно в будущей профессиональной деятельности компетентного специалиста. Анализ характеристик экологической деятельности показал, что она может рассматриваеться не только как часть или критерий экологической культуры, но и как ее причина, стимул и способ преодоления экологического кризиса.

На основе компетентностного подхода в первой главе дана классификация компетентностей. Сделан вывод о том, что современная типология компетентностей в научно-педагогической литературе строится в соответствии с иерархией и структурой деятельности. В рамках любой типологии выделяются ключевые компетентности, владение которыми в значительной степени определяет успешность достижения цели в разных сферах жизнедеятельности. На основе ключевых компетентностей происходит формирование профессиональных и специальных умений. Ключевые, базовые и специальные профессиональные компетентности взаимосвязаны и развиваются одновременно, пронизывают друг друга, взаимопроникают, проявляются в процессе решения тех или иных профессиональных задач разного уровня сложности, в разных контекстах. На основе принятой типологии дано обоснование необходимости раскрытия экологической компетентности как ключевой, базовой и специальной профессиональной компетентности.

Существование человека и общества обеспечивается системой естественнонаучных (выживание человека как биологического вида), гуманитарных (существование его в социуме) и технических (расширение естественных возможностей в той и другой сфере) знаний, а также способностью расширять и применять знания (поиск, осмысление, упорядочение, хранение и организация информации). Поскольку современное экологическое знание характеризуется интеграцией естественнонаучного, гуманитарного и прикладного знаний, то экологическая культура становится одной из сущностных характеристик человека, а экологическую компетентность можно считать ключевой. Экологическая компетентность как ключевая базируется на экологической грамотности (первой стадии овладения экологической культурой), предполагает способность и готовность человека строить гармоничные отношения с естественной, искусственной средой обитания и своим социальным окружением, а также включает отношение к себе самому как части природы. Необходимость создания социально-экологического идеала на уровне массового сознания определяется конкретными практическими задачами, стоящими перед обществом в связи с переходом к устойчивому развитию. В сущности, экологическая компетентность личности должна способствовать преодолению индивидуальных и групповых интересов при «присвоении природы». В контексте такого взгляда на сущность понятия «экологическая компетентность» овладение экологической компетентностью напрямую связано с успешной жизнедеятельностью индивида, с рациональным разрешением противоречий в сфере отношений человека с окружающей средой, человека с обществом и человека с самим собой.

Любая профессиональная деятельность в настоящее время рассматривается с позиции влияния на природу и экосистемы различных уровней, на изменение окружающей среды и требований рационального природопользования, утилизации и переработки отходов. Тем самым создается база для определения общей экологической составляющей профессиональной деятельности и обоснования базовой профессиональной экологической компетентности. С учетом постоянно изменяющихся экономических, технологических, биосферных и природоохранных аспектов их профессиональной деятельности общеэкологическая подготовка будущих специалистов должна непрерывно обновляться.

На основании теоретического анализа в диссертации делается вывод о том, что готовность к экологической деятельности является составным компонентом экологической компетентности и представляет собой отрефлексированную направленность личности на достижение гармоничного взаимодействия с окружающей средой на уровне индивидуума и общества. Экологическая деятельность рассматривается как сфера проявления экологической компетентности – ключевой, базовой и специальной профессиональной компетентностей.

В рамках предмета исследования эколого-педагогическая компетентность выделена в особую группу профессиональных экологических компетентностей и рассматривается далее как феномен с поиском условий и факторов ее становления и развития у студентов педагогических вузов.

Сложный предметный состав теории компетентностного подхода в образовании обуславливает и многообразие методологических подходов к решению проблемы становления ЭПК специалиста в области образования. Предпринятый анализ проблемы позволил сформировать теоретическое видение и выделить основные методологические основания к проектированию процесса становления ЭПК в системе эколого-педагогического образования. Показано, что личностно-деятельностный, интегративный, антропоэкологический, технологический, параметрический подходы вносят свой вклад в реализацию компетентностного подхода к эколого-педагогическому образованию, и каждый в отдельности не может обеспечить всей полноты раскрытия сущности исследуемых в диссертации явлений, провести учет многообразия факторов и условий, определяющих развитие эколого-педагогической компетентности.

В главе делается вывод о том, что в соответствии с проявляющимися тенденциями развития профессионального педагогического образования, оно должно ориентироваться на новую модель профессионально-педагогической компетентности и процесса ее развития, особенностью которой является ее экологическая компонента. Модель ЭПК должна опираться на реальное многообразие образовательной практики, потребностей профессионального уровня подготовки кадров для сферы образования.

Материалы теоретического исследования подтверждают, что в теории компетентностного подхода и практике эколого-педагогического образования проблема становления ЭПК специалистов сферы образования до выполнения настоящей работы не были решены в полной мере.

Во второй главе «Концепция процесса становления ЭПК в педагогическом вузе» на основе проведенного теоретико-методологического анализа и синтеза политеоретических положений раскрыта концепция становления ЭПК в системе эколого-педагогического образования, обоснованы ведущие идеи, определены принципы построения модели ЭПК и дано ее описание, охарактеризованы педагогические условия формирования ЭПК студентов педагогического вуза.

Концепция становления эколого-педагогической компетентности будущих специалистов в области образования представлена – пониманием эколого-педагогической деятельности, системой общедидактических и специфических принципов, определяющих отбор содержания подготовки будущего специалиста в области образования к эколого-педагогической деятельности, описанием поэтапного процесса становления и развития ЭПК, а также признанием экологосообразной образовательной среды, как обязательного условия формирования эколого-педагогической компетентности.

На основании сопоставительного анализа методологической, экологической, педагогической и методической литературы определены основные идеи, лежащие в основе моделирования процесса становления эколого-педагогической компетентности, принимая во внимание ее генетическую связь с ключевой экологической компетентностью в философском, социально-педагогическом, психолого-педагогическом, методическом аспектах:

в отношении развития субъекта эколого-педагогической деятельности:

понимание включенности человека в некую универсальную общность — социоприродную систему, наличие задаваемых этой системой доминант со-развития, нацеленных на преодоление экологического кризиса не только технократическими методами, но и в русле гуманитарной стратегии;

осознание принципиальной экологической неделимости Земли, целостности природных систем, их ранимости, а также значимости артеприродной и искусственной среды обитания, в которых происходит социальная и преобразующая деятельность человека;

признание приоритета глобальных ценностей при формировании адекватных экологических представлений об окружающем мире, комплексном изучении проблем современности и нацеленности на их коллективное решение в соответствии со стратегиями, выработанными международными организациями;

осознание необходимости коррекции человеческих потребностей в соответствии с экологическим императивом, признание норм экологосообразного поведения, развитие толерантности, готовности к поликультурному консенсусу в решении жизненно важных вопросов;

формирование социальной профессиональной и личной ответственности специалиста в области образования за экологические результаты своей деятельности;

ориентация на синергетический подход в описании мироустройства, отказ от механистических представлений о жесткой детерминации мира, безальтернативности, линейности его развития инициирование обязательности критического и творческого мышления, плодотворной интеграции естественнонаучного, гуманитарного и прикладного (технического) знаний;

воспитание субъективного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, в первую очередь – природе;

актуализиция субъектности по отношению к предметному полю, в котором моделируются отношения личности к окружающей социоприродной среде;

в отношении организации процесса эколого-педагогического образования:

результат образовательного действия - достижение целеполагания (становление экологической культуры общества экоцентрического типа посредством формирования экокультуры индивидуума) и спектр частных результатов (активизация социальной активности, обретение сторонников, приобретение опыта решения экологических проблем и т.п.);

определение ЭПК требованиями готовности специалиста в области образования к экологическому образованию и просвещению;

системная интеграция экологической и методической подготовки специалиста в области образования, обеспечение преемственности, взаимодополняемости учебно-познавательной, иммитационно-моделирующей, профессионально-педагогической и эколого-исследовательской деятельности;

принятие эколого-педагогической деятельности как основы формирования ЭПК и сферы ее реализации, как возможность получать образ-ориентир и соотносить его с нормативно одобренным;

организация процесса становления ЭПК с опорой на закономерности развития экологической культуры в аспектах экологического сознания, экологического мышления и экологосообразного поведения, обобщение и адекватное их отражение в проектируемом процессе;

учет организационно-методического опыта международного экологического образования;

переход от абстрактных педагогических и экологических знаний к личностно-ориентированному опыту экологического образования.

Сущностные характеристики ЭПК определены на основании того, что компетентность есть результат и мера деятельностного освоения субъектом образовательного процесса основных элементов содержания профессионального образования; как образовательный результат интегрально отражает качество образования и одновременно выступает как критерий его эффективности; не может рассматриваться субстратно, т.е. в отрыве от ее материального носителя (человеческого индивида, его потенциальных и актуализированных свойств); это динамическое образование, постоянно изменяющее параметры составляющих ее компонентов и свою структуру, обладающее свойствами открытой системы, которую составляют многообразные элементы, находящиеся между собой в сложных связях (корреляции, доминирования, интеграции) и взаимодействии.

Применительно к решаемой в диссертации задаче далее в главе представлен сравнительный анализ современных подходов (Н.В.Кузьминой, Е.И.Рогова, В.А.Сластенина, А.В.Хуторского, В.И.Слободчикова и др.) к описанию деятельности педагога, в котором особое внимание уделено рефлексивной, прогностической и средообразующей видам педагогической деятельности, ибо они по своей сути являются интегративными, осуществляются «синхронно», «параллельно» с другими видами деятельности – диагностической, конструктивной, организаторской, контрольно-оценочной и коммуникативной, что ставит их на следующий уровень по сравнению с рядом вышеперечисленных. Констатация того, что современный педагог наряду с другими административными и общественно-политическими институтами несет свою долю ответственности за воспроизводство в обществе ценностей новой экологической культуры, за генерацию человека, способного соизмерять свои личные интересы с интересами общества и окружающей среды, позволила определить новый активно развивающийся вид педагогической деятельности – эколого-педагогической. Показано, что в сфере «пересечения» педагогической и экологической деятельности возникает целый ряд новых задач по отношению не только к обучаемым, но и к родителям, институциональным структурам, общественным организациям.

Полагая, что структурно-функциональный подход к описанию педагогической деятельности несколько умаляет важность целевых установок и направленности деятельности, сущность экологического образования рассмотрена в диссертации в соответствии с классическими положениями педагогики, теорией и методикой экологического обучения, экологического воспитания и экологическим просвещения. Их цели и специфика уточнены в соответствии с выявленной потребностью в педагогическом обеспечении непрерывного экологического образования. Вышесказанное позволило определить эколого-педагогическую деятельность как деятельность по решению профессионально-педагогических задач – организации непрерывного экологического образования, а также представить всю полноту профессиональных задач, в разных контекстах, в дифференцированном образовательном пространстве, способность и готовность к решению которых определяет специфику ЭПК специалиста в области образования.

Эколого-педагогическая компетентность определена в исследовании как интегративное личностное новообразование, проявляющееся как способность и готовность педагога к эффективной эколого-педагогической деятельности. Целостность эколого-педагогической деятельности проявляется в необходимости решения всей системы эколого-педагогических задач (экологического обучения, воспитания и просвещения), которые детерминируют основную функцию этого вида деятельности как ведущего педагогического условия развития экологической культуры личности в системе непрерывного экологического образования.

загрузка...