Delist.ru

Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования (25.12.2007)

Автор: Роговая Ольга Геннадьевна

как результат деятельности субъектов образовательного процесса, влияющий на становление экологической культуры образовательного учреждения.

Создание экологосообразной образовательной среды как среды нового типа опирается на неразрывное единство педагогических и экологических принципов; при этом основными экологическими принципами являются принципы системности среды и биотической регуляции её качеств. Системообразующим фактором экологосообразной образовательной среды является экологический менеджмент как один из эффективных механизмов реализации концепции устойчивого развития.

Обязательным условием создания экологосообразной среды является наличие природного компонента, который задаёт её новые компенсаторные свойства по отношению:

к природе за счёт природовосстановительной функции такой среды;

к субъекту образовательного процесса за счёт формирования эмоционально-ценностного отношения к природе.

Научная новизна работы проявляется на трех уровнях, характеризующих место полученного нового знания в ряду известных. На уровне конкретизации в диссертации расширен понятийно-терминологический аппарат и определена функция компетентностного подхода в системе эколого-педагогического образования, уточнена специфика и выявлены сферы эколого-педагогической деятельности, разработана модель ЭПК субъекта этой деятельности.

На уровне дополнения в диссертации расширен перечень профессиональных компетентностей на основе обоснования эколого-педагогической компетентности как разновидности специальной педагогической компетентности. Определены теоретические и методологические основы исследования и разработана концепция процесса становления ЭПК как профессионально-личностного свойства будущего специалиста в области образования. Выявлены и содержательно раскрыты этапы становления ЭПК в логике ее развития с опорой на технологию включения студентов в процесс создания экологосообразной образовательной среды. Выявлены уровни, механизмы и динамика развития ЭПК будущего специалиста в системе эколого-педагогического образования. Разработана и апробирована методика оценки сформированности ЭПК на этапе профессиональной подготовки будущего специалиста в области образования.

Разработка и обоснование системы экологического менеджмента как системообразующего фактора формирования нового типа образовательной среды – экологосообразной, коренным образом отличается от ранее известных представлений средового подхода в профессиональной педагогике, что соответствует абсолютно новому исследовательскому результату на уровне преобразования. Выявлены возможности экологосообразной образовательной среды в развитии ЭПК, а также универсальные средства ее создания, благодаря системе экологического менеджмента.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрытие сути ЭПК и специфики процесса ее становления вносит вклад в развитие и обогащение теории и методики экологического и педагогического образования и теории профессионально-личностного развития будущего специалиста в области образования.

Понимание, содержание, структура ЭПК обогащает теорию развития профессиональной педагогической компетентности и является основой исследований компетентности как интегрально-деятельностной характеристики специалиста в области образования. Полученные результаты могут служить теоретической базой для решения проблемы эффективного формирования широкого набора профессиональных компетентностей.

Понимание экологосообразной образовательной среды, выявление ее структурно-функциональных характеристик обогащают методологию средового подхода к решению задач профессионального образования. Разработка методики внедрения экологического менеджмента образовательного учреждения вносит вклад в развитие теории управления и менеджмента, расширяет возможности ее применения в системе профессионального педагогического образования и системе повышения квалификации руководящих работников сферы образования.

Результаты диссертационного исследования имеют практическую значимость. Общеотраслевой уровень практической значимости заключается в том, что разработанная и экспериментально проверенная модель процесса становления ЭПК является основой совершенствования эколого-педагогического образования и подготовки специалистов в области образования к эффективной эколого-педагогической деятельности.

Методика внедрения экологического менеджмента в образовательном учреждении может служить основой проектирования и организации экологосообразной образовательной среды педагогических вузов и условием повышения эффективности внутривузовского управления.

Результаты работы могут быть использованы при разработке учебно-методического комплекта к модулю «Экологическое образование» для студентов педагогических вузов и слушателей в системе повышения квалификации специалистов в области образования. Они могут быть распространены в практике профессионального экологического образования.

Частнопрактическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанные в ходе исследования программы учебных дисциплин и практикум: вариативная программа «Экологическая химия», «Экология и общество», «История, теория и методика экологического образования», комплект программ по выбору «Экологические аспекты неорганической химии», интегрированный практикум «Химия окружающей среды» могут применяться в практике обучения студентов естественнонаучных факультетов педвузов.

Прогностический потенциал проведенного исследования обусловлен возможностью организации на его основе дальнейшей научно-исследовательской работы.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивалась использованием современных и разнообразных методологических, дидактических и методических подходов к проектированию, организации и оценке эффективности образовательного процесса; полнотой совокупности методов исследования; применением научных методов, адекватных целям, задачам, объекту, предмету исследования; сочетанием количественных и качественных методов анализа. Достоверность обеспечивалась также подтверждением результатов опытно-экспериментальной работы: логикой проведения педагогического эксперимента, устойчивой повторяемостью фактов, возможностью воспроизведения педагогического эксперимента; репрезентативностью объема выборок и экспертизой полученных результатов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты работы докладывались на: I-VI международных методологических семинарах (СПб., 2000 - 2007), VI Академических чтениях (СПб., 2006), VIII международной научно-практической конференции «Экология и жизнь» (Пенза, 2005), международных конференциях «Международное сотрудничество на Севере России в условиях глобализации» (Архангельск, 2005) и «Современные проблемы образования» (Умаг, Хорватия, 2004), III и IX российско-американских научно-практические конференциях по вопросам современного университетского образования (СПб., 2005, 2006), «Менеджмент XXI века: управление образованием» (СПб., 2006, 2007), Всероссийской конференции «Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач» (СПб., 2007).

Результаты исследования апробировались в проектной деятельности Международного института образовательных инноваций и в образовательном процессе в РГПУ им.А.И.Герцена в институте естествознания, на факультетах биологии, географии, химии.

По материалам исследования автором реализовано шесть конкурсных грантов.

Структура работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 457 источников, 3 приложений. Объем работы составляет 306 страниц, включая 5 таблиц, 12 рисунков и диаграмм.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, дано описание методов и этапов исследования; охарактеризована его теоретико-методологическая основа, обозначена научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; раскрыты положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Методологические и теоретические основы исследования проблемы становления эколого-педагогической компетентности» дается целостная характеристика процесса развития эколого-педагогического образования, раскрываются его предпосылки, факторы и закономерности в связи с модернизацией системы образования и углублением экологического кризиса; определены методологические подходы к исследованию процесса становления и развития ЭПК; охарактеризован компетентностный подход как ведущий методологический подход к решению проблемы становления ЭПК; раскрыта специфика экологической деятельности в современных условиях.

Представленные в диссертации результаты теоретического анализа основных идей и тенденций процесса модернизации отечественной системы образования позволили выявить факторы, предпосылки и закономерности процесса развития эколого-педагогического образования. Социально-экономические, идеологические и политические факторы имеют особое значение в постреформенной России и во многом определяют процесс модернизации педагогического образования, что находит свое отражение в эколого-педагогическом образовании. Демонополизация роли государства в сфере образования привела к финансовой, институциональной и структурной диверсификации педагогических вузов, возросла роль поликультурного образования и гуманитарных технологий. Реализация принципов Болонской декларации ускоряет начавшийся как следствие внутрисистемных изменений процесс перехода на многоуровневое образование и порождает новые направления подготовки специалистов в области образования – бакалавров и магистров образования. В результате предпосылками развития эколого-педагогического образования в современной кризисной социоприродной ситуации стали взаимно усиливающиеся и иногда совпадающие процессы глобализации, информатизации и экологизации. В обществе формируется новая модель труда, повышающая востребованность универсального, легко адаптируемого и владеющего широким спектром информационно-коммуникационных технологий работника. Установлено, что признание компетентности в качестве цели и результата образовательного процесса проявляется как тенденция развития эколого-педагогического образования, которая совпадает с общим направлением развития профессионального образования во всем мире. Экологический кризис и острая потребность пересмотра целей и содержания экологического образования во всех странах и в России в том числе в связи с задачами устойчивого развития цивилизации существенно повысило актуальность эколого-педагогического образования.

В диссертации раскрыты закономерности развития эколого-педагогического образования, выявленные на основе анализа теоретических источников, главные из которых состоят в том, что оно социально детерминировано, эволюционирует в соответствии с этапами становления объекта экологической науки (от биологического и природоохранного к междисциплинарному и интегративному). На основе анализа педагогических исследований систематизированы наиболее важные закономерности, лежащие в основе процессов модернизации эколого-педагогического образования: взаимосвязь экологической и педагогической подготовки обеспечивает овладение базовой предметной областью и развитие базовой и специальной профессиональной педагогической компетентности. Единство процессов интеграции и дифференциации затрагивают все компоненты системы эколого-педагогического образования. Взаимосвязь культуротворческой и собственно экологической функций эколого-педагогического образования проявляется в направленности целей экологической подготовки на воспроизводство экологической культуры, в обеспечении условий вхождения студента в экологическое образование как в мир культуры и науки. Взаимосвязь экологизации и технологизации образовательного процесса проявляется в формировании экологосообразной образовательной среды, обеспечивающей экологизацию содержания образования и индивидуализацию процесса обучения. Обосновано, что реализация принципов непрерывности, преемственности и региональности в системе эколого-педагогического образования обеспечивает продвижение личности в многоуровневом и многопрофильном образовательном пространстве в течение всей жизни, что также лежит в русле мировых образовательных тенденций, тем самым подчеркнута профессиональная значимость экологического образования.

С учетом современных тенденций развития образовательных систем в диссертации сделан вывод, что эколого-педагогическое образование - сложный длительный процесс, ориентированный на становление эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования и направленный на готовность будущего педагога к эколого-педагогической деятельности.

В связи с этим обоснована актуальность компетентностного подхода, который в диссертации рассматривается как методологическая основа постановки и решения проблемы становления ЭПК. Компетентностный подход является одним из подходов, обеспечивающих достижение нового качества высшего профессионального педагогического образования – формирование профессионально-личностных качеств специалиста в области образования, адекватных современному уровню социально-экономического развития и позволяющих ему наиболее эффективно реализовать себя в сфере труда и жизни. Основные идеи компетентностного подхода базируются на концептуальных положениях деятельностного подхода в профессиональном образовании, утверждающего, что способность эффективно действовать в новых условиях связана с опытом и предыдущей деятельностью человека. Вне ситуации и деятельности компетентности не проявляются. В рамках компетенностного подхода акцентируется внимание на объективно проверяемых результатах образования – трех основных компонентах компетентности: системе знаний, определяющих теоретическую способность и готовность педагога; системе умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности и ценностно-мотивационной системе, обеспечивающей непрерывное саморазвитие личности.

Выявление функций различных методологических подходов и уточнение смыслообразующих конструктов компетентностного подхода позволило констатировать, что последний во многом позволяет интегрировать применяемые в педагогике принципы и характеризуется следующими признаками:

деятельность рассматривается как исходное условие выбора целей и оценки результатов образования;

компетентность рассматривается как операционно-деятельностная характеристика личности, как цель и результат профессионального образования;

развитие профессиональной компетентности обеспечивается повышением уровня субъектности специалиста в профессиональной деятельности.

Анализ развития теории компетентностного подхода позволил в диссертации принять основные идеи и положения, категориально-понятийный аппарат, включающий в себя такие основные понятия как «компетенция», «компетентность», «метакачества». Данные понятия были конкретизованы и уточнены в русле проведенного исследования. В диссертации уточнено понятие «компетентность» как результат формального и неформального образовательного воздействия, выражающийся в способности и готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Технологии формирования компетентностей основаны на присвоении видов деятельности, также позволяющих и оценить актуальный уровень компетентности, определить потенциал развития носителя компетентности.

Опираясь на основные признаки компетенностного подхода и учитывая, что доминирующим методом в нем выступает деятельностный, в диссертации обоснован выбор экологической деятельности как основы всех видов экологических компетентностей: ключевой, базовой и специальной профессиональной. Проблема экологической деятельности и способов ее организации имеет в педагогике и психологии значительную историю. Вместе с тем, подход к пониманию сущности, структуры и особенностей такой деятельности не выкристаллизовался, а сама проблема в современных условиях приобретает новый смысл. Принимая во внимание, что экологическая деятельность, лежащая в основе исходного, первичного жизнеобеспечения человека, последовательно видоизменялась в соответствии с этапами развития экологической культуры, в настоящее время она должна соответствовать ее новому типу. То есть она призвана обеспечить динамический гомеостазис общества с биосферой через принятие системы ограничений, накладываемых на социокультурное развитие хозяйственной емкостью биосферы, выявление законов строгого соотнесения проявлений человеческой деятельности с возможной реакцией природных систем. Исходным положением для конкретизации экологической деятельности послужило мнение А.Д. Урсула (О понятии «экологическая деятельность» // Философские науки. – 1986, - № 1. – С.35-42), о том, что она «включает в себя все виды и формы деятельности людей, связанные с рациональным решением экологической проблемы, эколологизацией общественного производства и всей социальной деятельности», то есть охватывает различные виды человеческой деятельности как в материальной, так и в идеальной сферах, связанных с познанием, освоением, преобразованием и сохранением окружающей среды.

Далее в диссертации в соответствии с новым пониманием экологической деятельности человека в философских, экологических и социологических исследованиях утверждается, что экологические взаимодействия происходят в подсистемах «человек – общество - окружающая среда». Задачами экологической деятельности в области окружающей среды являются:

сохранение и восстановление природных объектов, биоразнообразия, объектов культурного наследия;

инженерная защита окружающей среды: предотвращение негативных воздействий, ликвидация последствий негативных воздействий;

исследование фактического и прогнозируемого состояния окружающей среды: экодинамика и экологические мониторинги (локальные, региональные, глобальные на основе геоинформационных систем и др.), прогнозирование изменений окружающей среды, фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы (источники антропогенного воздействия, характер и виды воздействия, состояние экосистем, состояние биосферы в целом, состояние человека), кросскультурные исследования экологической проблематики;

преобразование окружающей среды, заключающееся в оптимизации и преобразовании урбанизированной среды, экодизайне ландшафтов.

Задачами экологической деятельности в области общественных отношений являются:

правовое регулирование: совершенствование экологического законодательства (стимулы и льготы, санкции и ограничения на всех этапах хозяйственной деятельности, права граждан на здоровую окружающую среду, оценка и возмещение вреда), развитие системы экологического нормирования на смену санитарно-гигиеническому и инженерно-техническому нормированию;

загрузка...