Delist.ru

Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования (25.12.2007)

Автор: Роговая Ольга Геннадьевна

Результаты первого периода позволили на следующем этапе - поисково-теоретическом (1996-2000 гг.) определить цель, объект, предмет и задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу исследования. На этом этапе оформлялись основные методологические подходы к исследованию проблемы становления ЭПК. Проводился констатирующий педагогический эксперимент по изучению влияния различных факторов на развитие ЭПК студентов и выяснялись психолого-педагогические и методические условия ее развития. Была расширена эмпирическая база исследования за счет инновационной деятельности Международного института образовательных инноваций РГПУ им.А.И.Герцена.

Третий этап - экспериментально-преобразующий (2001-2005 гг.) был связан с поиском эффективной технологии развития ЭПК на основании разработанной теоретической модели ЭПК. Проводился формирующий эксперимент, разрабатывались и внедрялись методические разработки, проводилась экспериментальная проверка теоретической модели процесса развития ЭПК у студентов педагогического вуза. Выявлялись особенности ее развития в образовательном процессе в условиях экологосообразной образовательной среды. Исследовательская деятельность проходила в ходе стажировке в Американском центре исследования проблем энергии и окружающей среды (Университет Северная Айова). Разрабатывались диагностические материалы и методики отслеживания результатов, осуществлялся анализ процесса развития ЭПК у студентов педвуза.

Четвертый этап - заключительно-обобщающий (2005-2007 гг.) был посвящен теоретическому обобщению результатов исследования становления ЭПК в системе эколого-педагогического образования с применением методов математической статистики и оформлению текста диссертации. Была завершена обобщающая монография «Становление эколого-педагогической компетентности: теоретический и методический аспект». Осуществлялось внедрение комплекса методик экологического менеджмента в целях формирования экологосообразной образовательной среды педвуза.

На защиту выносятся следующие положения:

Основания разработки и структура содержания концепции становления эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования

Концепция становления эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования базируется на современном знании:

о гуманитарной стратегии преодоления экологического кризиса,

о современной экологической картине мира,

о приоритетных задачах развития высшего профессионального педагогического образования

Концепция раскрывает: сущность эколого-педагогического образования; специфику эколого-педагогической деятельности; модель эколого-педагогической компетентности; логику становления эколого-педагогической компетентности; потенциал экологосообразной образовательной среды как условие становления эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования.

2. Сущность эколого-педагогического образования.

Эколого-педагогическое образование является подсистемой одновременно двух систем непрерывного образования – экологического и педагогического. Сущностными характеристиками эколого-педагогического образования выступают открытость, многоуровневость, вариативность, многопрофильность и личностная направленность. Эколого-педагогическое образование ориентировано на создание условий для формирования творчески активной личности, способной к разнообразной и эффективной эколого-педагогической деятельности.

Целью и результатом эколого-педагогического образования является эколого-педагогическая компетентность, становление которой способствует развитию экологической культуры будущего специалиста в области образования и повышению его конкурентоспособности на рынке труда.

3.Специфика эколого-педагогической деятельности.

Эколого-педагогическая деятельность как профессиональная деятельность специалиста в области образования направлена на создание педагогических условий для развития экологической культуры личности, способной содействовать устойчивому развитию биосферы и общества, что предполагает:

решение задач экологического обучения, воспитания, просвещения в рамках институциональных и общественных структур,

осуществление экологической деятельности педагогическими средствами,

организацию взаимодействия учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и других социальных партнёров образовательного учреждения для решения задач экологического просвещения.

4. Модель эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования.

Эколого-педагогическая компетентность как качественный показатель результативности эколого-педагогического образования будущего специалиста представляет собой интегративное профессионально-личностное свойство субъекта эколого-педагогической деятельности, которое формируется в процессе прямого и косвенного образовательного воздействия и проявляется как способность будущего специалиста решать профессионально-педагогические задачи непрерывного экологического образования.

Критериально-компонентная модель эколого-педагогической компетентности включает в себя взаимосвязанные гносеологический, аксиологический и праксиологический компонеты, обладающие системными признаками ( корреляция, доминирование и интеграция компонентов).

Гносеологический компонент включает систему общеэкологических, социоэкологических и методических знаний по организации экологического образования, воспитания и просвещения.

Аксиологический компонент является доминирующим и включает в себя ценностно-мотивационные конструкты, которые относятся к сферам экологии, экологического и эколого-педагогического образования.

Праксиологический компонент представляет собой совокупность:

разнообразных методических умений и навыков организации экологического образования в предметных и метапредметных образовательных областях, во внеучебной деятельности;

экологических умений и навыков изучения окружающей среды и экологосообразного поведения;

умений проведения химико-экологических мониторинговых исследований, раскрывающих двоякую роль химико-экологических явлений и процессов (с одной стороны, они являются причиной экологических проблем, с другой – эффективным способом их преодоления).

5. Логика процесса становления эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования.

Основной движущей силой процесса развития эколого-педагогической компетентности является разрешение противоречия между имеющимся , т.е. сформированным уровнем компетентности, и новым, воспринимаемым субъектом как неудовлетворённость своим знанием, действием, отношением. Логика процесса становления эколого-педагогической компетентности задаётся динамикой уровней компетентностей (неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность и сформированная компетентность как интегральная характеристика) и механизмами приращения её составляющих (ситуационно-мотивационный, когнитивно-деятельностный, ценностно-мировоззренческий).

Становление эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования характеризуется:

свойствами непрерывности, неравномерности, ступенчатости;

формированием динамической системы экологических идей, ценностно-смысловых ориентаций, экологического мышления;

отсроченностью во времени результатов становления эколого-педагогической компетентности как профессиональной, при обязательной сформированности в вузе элементарной и функциональной экологической грамотности.

6. Потенциал экологосообразной образовательной среды как условие становления эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования.

Необходимым условием становления эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования является экологосообразная образовательная среда, которая выступает как:

совокупность прямых и косвенных воздействий на формирование экологической культуры субъектов образовательного процесса и их обратного влияния на окружающую среду;

интегрирующий фактор процесса становления эколого-педагогической компетентности в условиях образовательного учреждения;

как продуктивный способ включения субъектов образовательного процесса в экологическую деятельность;

как образовательный ресурс эколого-педагогического образования;

способ гармонизации отношений в системе «окружающая среда-социум»;

загрузка...