Delist.ru

Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования (25.12.2007)

Автор: Роговая Ольга Геннадьевна

объективным требованием определяемости и диагностируемости эколого-педагогической компетентности как результата профессионального образования будущего педагога и отсутствием его научного понимания как интегрированного личностного новообразования;

требованиями субъектной позиции педагога в эколого-педагогической деятельности и включенностью будущего специалиста в области образования в систему эколого-педагогического образования в качестве объекта.

скоростями накопления инновационного практического опыта решения проблем эколого-педагогического образования и его научного обобщения.

Поиск путей разрешения этих противоречий определил проблему исследования, которая состоит в необходимости определения научных основ построения процесса становления эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в период его профессионального образования.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка концепции становления эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования и опытно-экспериментальная проверка основных концептуальных положений в педагогическом вузе.

Объект: система высшего эколого-педагогического образования.

Предмет: концепция становления эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в системе высшего эколого-педагогического образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что в условиях современной экологической ситуации и модернизации высшего педагогического образования научное обеспечение процесса становления эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования повышает его успешность в педагогическом вузе если:

эколого-педагогическая компетентность включена в систему требований к личности будущего педагога как основа формирования его профессиональной и экологической культуры, необходимой для развития экологической культуры учащихся;

компетентностный подход выступает основой проектирования организации высшего эколого-педагогического образования, изучения эколого-педагогической деятельности и способов развития ее субъекта;

понятие «эколого-педагогическая компетентность» определено как профессионально-личностное интегративное свойство субъекта эколого-педагогической деятельности и уточнены уровни ее развития, формы и способы проявления;

выявлены этапы, механизмы и средства становления эколого-педагогической компетентности в условиях педагогического вуза;

в основе процесса становления эколого-педагогическая компетентности заложены идеи модернизации образования, а сам процесс охватывает все уровни организации высшего педагогического образования и предполагает включенность студентов в основные виды экологической и эколого-педагогической деятельности;

смоделирована и организована экологосообразная образовательная среда, обеспечивающая интеграцию компонентов эколого-педагогической компетентности, привитие профессиональных и экологических ценностей и проявление эколого-педагогическая компетентности как профессионально-личностного свойства будущего специалиста в области образования.

В соответствии с целью были поставлены задачи исследования.

Выявление предпосылок и закономерностей развития эколого-педагогического образования на современном этапе в условиях модернизации образовательных систем и углубления экологического кризиса.

Выявление методологических и теоретических основ исследования проблемы развития эколого-педагогической компетентности и обоснование необходимости ее формирования у будущих специалистов в области образования.

Определение сущности «экологической» и «эколого-педагогической» деятельности как сферы проявления и основы формирования экологической и эколого-педагогической компетентностей.

Уточнение специфики эколого-педагогической компетентности как разновидности профессиональной педагогической компетентности, определение ее сущностных и структурно-функциональных характеристик.

Конструирование поэтапного процесса становления эколого-педагогической компетентности, выбор эффективных технологий и их экспериментальная апробация в практике педагогического вуза.

Определение сущностных характеристик и моделирование экологосообразной образовательной среды как среды развития эколого-педагогической компетентности.

Определение условий, обеспечивающих эффективность процесса становления эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в системе эколого-педагогического образования.

Отбор диагностических методов для определения уровней сформированности эколого-педагогической компетентности у специалистов в области образования и опытно-экспериментальная проверка основных концептуальных положений исследования в педагогическом вузе.

Ведущая идея исследования заключается в признании того, что экологическая компетентность современного человека является одним из важнейших условий реализации гуманитарной стратегии решения глобальных экологических проблем и устойчивого развития цивилизации. Ведущая роль в процессе развития экологической компетентности граждан принадлежит специалистам в области образования. Становление их эколого-педагогической компетентности обеспечивается интеграцией в содержании предметной и методической подготовки в условиях специально организованной экологосообразной образовательной среды.

Методологической основой исследования являются компетентностный подход и его функции в исследованиях проблем педагогического образования, системный подход к обоснованию концепции и отбору методов исследования, личностно-деятельностный к построению теоретической модели процесса становления эколого-педагогической компетентности; средовый подход как основа построения экологосообразной образовательной среды вуза.

Теоретическими источниками исследования выступают:

философия и теория образования (А.П.Беляева, Е.В.Бондаревская, З.И.Васильева, Б.С.Гершунский, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, В.Д.Шадриков, П.Г.Щедровицкий, Г.А.Бордовский, Н.В.Бордовская, В.Е.Радионов, В.В.Сериков, В.Е.Триодин, И.С.Якиманская и др.);

теории деятельности: профессиональной (Н.М.Александрова, А.П.Беляева, Л.С.Выготский, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков, др.), педагогической (Н.В.Бордовская, Т.Г.Браже, Г.С.Вершловский, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Н.Д.Никандров, А.А.Реан, В.А.Сластенин и др.) и экологической (Н.Н.Моисеев, Н.Ф. Реймерс, А.Д. Урсул и др.);

психологические теории личности (Б.Ф.Ломов, А.К.Маркова, А.В.Петровский, Б.М.Теплов др.), теория развития ценностных ориентаций и отношений (А.Г.Асмолов, В.Н.Мясищев, В.В.Николина, С.Л.Рубинштейн, Ш. Шварц, А.Маслоу, М.Рокич и др.), в том числе экологических (С.Д.Дерябо, А.П.Сидельковский, В.А.Ясвин);

исследования, связанные с особенностями управления образовательными системами: (В.А.Бордовский, И.С.Батракова, А.С.Горшков, Л.А.Громова, Е.С.Заир-Бек, В.Ю.Крический, С.Ю. Трапициндр.) и экологическим менеджментом (С.Ю.Дайман, А.С.Гирин, Д.Диксон, Р.Карпентер, П.Шерман, К.Норт и др.)

труды в области исследования феномена "компетентность" (В.И. Байденко, В.В.Башев, В.А. Болотов, А.В.Брушлинский, Б.С.Гершунский, В.В.Давыдов, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Л.Ф.Иванова, А.Г.Каспржак, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, Е.И.Огарев, Дж. Равен, Н.Ф.Радионова, М.Н.Скаткин, Ю.Г. Татур, А.П.Тряпицына, А.В. Хуторской, Г.П.Щедровицкий, И.Д.Фрумин, М.Боньяно, П.Ф.Драккер, Л.Найквист, Д.Прайнер, Дж.Птер, М.Перлмуттер, У.П.Сперроу, Р.Ульрих, Г.Шродер, Д.Шон и др.);

работы, посвященные исследования проблем эколого-педагогического образования (Н.М.Александрова, С.В.Алексеев, Н.Д.Андреева, С.В.Белов, В.А.Гречушкин, А.И.Жиров, Н.С.Касимов, Г.С.Камерилова, С.С.Кашлев, Б.Т. Лихачев, А.В.Миронов, Г.П.Сикорская, В.М. Назаренко, К.А.Романова, Г.В.Стадницкий, Г.П.Сикорская, Е.А.Тузова, Н.П.Тарасова, Г.А.Ягодин, С.Н.Глазачев, И.Н.Пономарева, 3.И.Тюмасева и др.);

исследования по проблемам прогнозирования, моделирования и проектирования образовательных сред: среды как феномена (В.И.Вернадский, Я.А.Каменский, П.Ф.Каптрев, Н.Ф.Реймерс, К.Ф.Рулье, и др.), как фактора и условия развития личности (Н.Н.Иорданский, Ю.С.Мануйлов, С.Т.Шацкий, Н.В.Шульгин и др.), образовательной среды (В.А.Козырев, Т.Н.Носкова, В.А.Ясвин и др.);

теория и методы математической статистики в педагогических и психологических исследованиях (Н.Ш. Кремер, А.Д. Наследов, Дж. Гласе, Е.В. Сидоренко, Б.Е. Стариченко и др.);

В основу исследования легли также идеи коэволюционного развития биосферы (В.И.Вернадский, И.И.Гительзон, Н.Н.Моисеев, Э.С.Кульпин, Н.Ф.Реймерс, А.В.Яблоков, Дж.Ловелок и др.), теория биотической регуляции качества окружающей среды (В.Г.Горшков, К.С.Лосев и др.), термодинамическая теория устойчивости биосферы (Н.Н Семенов, К.К Ребане), теория природного капитализма (Э.Ловинс, Х.Ловинс, П.Хокен), теоретические положения социальной экологии (Э.В. Гирусов, Н.М. Мамедов, Д.Ж. Маркович и др.).

Методы исследования: Для достижения цели, решения поставленных в работе задач и проверки гипотезы исследования применялись взаимодополняющие и взаимопроверяющие методы. Теоретические методы – системный анализ и синтез философской, психолого-педагогической, дидактической, методической литературы и Интернет-материалов по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ практической деятельности педагогических вузов в области эколого-педагогического образования, моделирование. Диагностические методы сбора информации: опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, ранжирование, экспертная оценка. Эмпирические методы изучения продуктов деятельности студентов (эссе, курсовые и дипломные работы, дневники практик и др.). Рефлексивное наблюдение, в ходе которого автор выступал в позиции преподавателя, лектора, тренера, эксперта при проведении семинаров-тренингов. Обобщение опыта работы педагогов-практиков, полученного в ходе международного проекта «Экологическое образование». Экспериментальные методы – пилотажный, констатирующий и формирующий эксперимент, создание нового опыта эколого-педагогической деятельности студентов в учитываемых и контролируемых условиях. Математические и статистические методы обработки и графического представления эмпирических и экспериментальных данных.

Исследование проводилось на двух уровнях – методолого-теоретическом и прикладном. На первом уровне выявлялись методологические основы и разрабатывалась концепция становления эколого-педагогической компетентности, а на втором – модели эколого-педагогической деятельности, эколого-педагогической компетентности и процесса ее развития.

Организация и основные этапы исследования.

Исследование выполнялось в течение 15 лет (1993-2007 гг.) и включало четыре основных этапа.

Первый этап - подготовительно-аналитический (1993-1996 гг.) был посвящен изучению и критическому анализу философских, психолого-педагогических и методических идей по проблеме экологизации педагогического образования, повышения профессионализма современного педагога в области экологического образования, передового международного опыта подготовки специалистов в сфере экологической деятельности (Калифорнийский университет, Санта-Барбара). Определялась экспериментальная база исследования, проводился пилотажный эксперимент по изучению уровня сформированности ЭПК у студентов педагогических вузов. Разрабатывались и внедрялись в образовательный процесс педвуза отдельные методики развития ЭПК в системе естественнонаучного образования. На этом этапе был разработан концептуальный замысел исследования.

загрузка...