Delist.ru

Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования (25.12.2007)

Автор: Роговая Ольга Геннадьевна

применять приобретаемые знания в разных видах эколого-педагогической деятельности;

более свободно ориентироваться в эколого-педагогических ситуациях, требующих активного целеполагания;

активно использовать ресурсное обеспечение вуза для организации эколого-педагогической деятельности;

актуализировать личностные и субъектные свойства студентов, которые обеспечивают проявление системных показателей их ЭПК.

В силу интегративного характера аксиологического компонента ЭПК и его значимости для дальнейшего развития ЭПК у специалиста сферы образования на этапе профессиональной деятельности результаты формирующего эксперимента, представленные в диссертации, ограничены динамикой изменения именно этого компонента (табл.2).

Таблица 2

Динамика развития аксиологического компонента ЭПК студентов педагогического вуза

Показатели Экспериментальные

группы Контрольные группы

1 срез 2 срез 3 срез 1 срез 2 срез 3 срез

Интерес к решению проблем окружающей среды (% студентов, отказавшихся отвечать на заданные вопросы) 82,1 87,6 94,2 86,8 88,3 91,7

Интерес к проблемам экологического образования (% студентов, отказавшихся отвечать на заданные вопросы) 12,3 7,0 - 14,9 10,6 3,8

Выраженный мотив эколого-педагогической деятельности (% студентов, высказавших желание участвовать в экологическом образовании школьников) - - 93,5 - - 82,3

Проявленный мотив эколого-педагогической деятельности (% студентов, реализовавших намерение) - - 72,4 - - 26,1

Оценочные суждения

(средний балл из 5-ти, присвоенный значению экологического образования в современном мире) 3,5 3,8 4,9 3,3 4,1 4,0

Непрагматичное отношение к миру природы (% студентов с выраженным отношением) 32,5 47,8 66,3 40,8 42,4 41,2

Установлено, что любая степень включенности студентов в экологическую и эколого-педагогическую деятельность способствует положительной динамике ценностно-мотивационных конструктов. Доля желающих участвовать в экологическом образовании студентов из экспериментальных групп на конец формирующего этапа опытно-экспериментальной работы составила 93,5 %, доля студентов, осуществивших свое намерение в период педагогической практики (в ситуации, когда это не было обязательным) составила 72,4%, что указывает на формирование у них устойчивой потребности в эколого-педагогической деятельности как социально и личностно значимой.

За годы обучения в вузе в контрольных группах не произошло существенных изменений в развитии аксиологического компонента ЭПК (45% респондентов). Такое положение подтверждает положение о том, что существующая традиционная практика эколого-педагогического образования не способствует успешному становлению ЭПК будущих специалистов в области образования. Установлено, что значительным фактором, тормозящим этот процесс, является сложившееся у преподавателей вуза отношение к студентам как к объектам образовательного процесса и неумение создавать условия для проявления субъектных свойств в разных видах эколого-педагогической деятельности.

Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что ЭПК может выступать качественным показателем результативности эколого-педагогического образования специалиста в области образования и проявляется как его способность решать профессионально-педагогические задачи непрерывного экологического образования. Тем самым подтверждена та часть гипотезы, в которой говорится о том, что научное обеспечение процесса становления ЭПК на этапе профессиональной подготовки связано с необходимостью проектирования этого процесса в логике развития основных компонентов при доминировании аксиологического и созданием условий для повышения интегративного характера их связей с опорой на механизмы развития. Полученные экспериментальные и эмпирические данные свидетельствуют о реализации потенциала экологосообразной образовательной среды, проектируемой средствами экологического менеджмента, в становлении эколого-педагогической компетентности будущих специалистов, подтверждая справедливость выдвинутой гипотезы.

В заключении диссертации подведены основные итоги работы и определены перспективы дальнейших исследований, излагаются выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу исследования.

Решение проблемы становления ЭПК возможно как через инновационную практику профессиональной подготовки будущих специалистов, так и средствами научного обеспечения через различные педагогические концепции, теории, подходы.

В диссертации в целом решены все поставленные задачи, а также теоретически обоснован и эмпирически подтвержден вывод о том, что наиболее успешно процесс становления ЭПК обеспечивается целостной концепцией, отражающей основные идеи и принципы реализации компетентностного подхода в системе эколого-педагогического образования, включающей критериально-компонентную модель ЭПК и технологию создания экологосообразной образовательной среды.

Опытно-экспериментальная проверка концепции становления ЭПК подтвердила ее основные положения и позволила выделить главные условия ее успешной реализации:

согласование педагогических и экологических принципов в системе эколого-педагогического образования;

кадровое и ресурсное обеспечение процесса, то есть готовность вуза к инновационным содержательным, организационным и методическим изменениям;

включение экологического менеджмента в общую систему вузовского управления.

Исследование позволило определить перспективы дальнейшего развития темы:

выявление научных основ и разработка целостной методики изучения эколого-педагогической компетентности у специалистов сферы образования как на этапе их подготовки, так и в ходе дальнейшей профессиональной деятельности;

проектирование вариативных стратегий развития ЭПК в условиях высших учебных заведений разного типа;

решение проблемы психолого-педагогического становления ЭПК на разных этапах профессиональной подготовки, в условиях многоуровневого педагогического образования;

поиск новых путей повышения квалификации педагогических кадров по реализации компетентностного подхода к непрерывному экологическому образованию;

разработка новых механизмов развития ЭПК у специалистов области образования и способов обеспечения профессионального саморазвития и др.

В приложении представлены материалы опытно-экспериментальной работы, методический аппарат разработанных новых учебных курсов, методики и инструментарий экологического менеджмента.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Монографии

Роговая О.Г. Экологосообразная образовательная среда: Монография. – СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2006. (6,7 п.л.)

Роговая О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности: теоретический и методический аспекты: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2007. (13,6 п.л.)

Учебные и учебно-методические пособия,

Роговая О.Г., Яковлев Ю.Б. Основы экологической химии: Учебное пособие. - СПб., 2000. (11,3 п.л., авторских 7,6 п.л.)

загрузка...