Delist.ru

Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования (25.12.2007)

Автор: Роговая Ольга Геннадьевна

УДК 14.35

Роговая

Ольга Геннадьевна

Становление эколого-педагогической компетентности

специалиста в области образования

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

(педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена на кафедре педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Соломин Валерий Павлович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Носкова Татьяна Николаевна

доктор педагогических наук, профессор

Сериков Владислав Владиславович

доктор педагогических наук, профессор

Триодин Владимир Евгеньевич

Ведущая организация: ГНУ Институт профессионально-технического образования РАО

Защита состоится «_____» ______________ 2008 г. на заседании Диссертационного совета Д.212.199.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при РГПУ им. А.И.Герцена по адресу 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корпус 11, ауд.37.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной им императрицы Марии Федоровны библиотеке РГПУ им.А.И.Герцена.

Автореферат разослан «_____» ______________ 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Э.В.Балакирева Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Модернизация образования в России связанна с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, основой деятельности которого является «экономика знаний». Формирование новой глобальной экономики сопровождается изменениями не только в методах, структуре и технологиях производства, но и в иерархии факторов производства, среди которых все большее значение приобретает компетентный специалист. Потребность развивающегося общества и современной экономики в людях с новыми предметными и профессиональными компетентностями закономерно обострила актуальность компетентностного подхода в системе профессионального образования, средствами которого обеспечивается развитие личности с высокой креативностью и адаптивностью новым условиям рынка труда и содержанию профессиональной деятельности.

Наряду с социально-экономическими преобразованиями существенной чертой современной цивилизации остается экологический кризис, проявляющийся комплексно в виде разнообразных проблем в социальной, демографической, экономической сферах, сферах природы и духовного развития человека. Последствия способны подорвать фундаментальное право будущих поколений на здоровую окружающую среду. Претворение в жизнь идей устойчивого антикризисного развития не возможно только в рамках технократической стратегии, базирующейся на системе нормативно-ограничительных, поощрительных мер и технических усовершенствованиях, о чем было заявлено уже на первой конференции по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.). «Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно. Тем более, невозможно поддержание равновесия, если общество не будет преобразовывать самое себя, свою нравственность, менталитет, а будет опираться только на технические решения», – констатировал Н.Н.Моисеев, сравнивая две существующие стратегии решения экологических проблем. Никакие технические средства сами по себе не могут улучшить состояние окружающей среды, если люди не готовы к использованию экологически безопасных технологий, не стремятся сознательно соблюдать требования экологических ограничений и принимать активное участие в практическом решении социально-экологических проблем. Существенные изменения возможны только в рамках гуманитарной стратегии преодоления экологического кризиса через формирование общественного сознания экоцентрического типа, проникновение экологических идей, знаний и императивов в жизнь общества и каждого человека, что зафиксировано в целом ряде государственных документов, включая Закон об образовании и Экологическую доктрину РФ.

Декларирование обязательности и непрерывности экологического образования, закрепленное как в международных документах, так и в национальных стратегиях развития государств, несомненно, повысило его статус в мире и увеличило целевую аудиторию, в которую вошли не только учащиеся образовательных учреждений, но и инженерно-технические работники, представители административно-управленческих структур, широкие слои населения. Однако, если принять за общий критерий эффективности экологического образования динамику положительных изменений в состоянии окружающей среды за время смены одного поколения людей, то данные специальных исследований констатируют отсутствие значимых улучшений.

Новая социокультурная и экологическая ситуация существенно изменила роль педагога в преодолении экологического кризиса и содержание его деятельности, выводя за пределы узкопрофессиональной предметной компетенции и повышая меру ответственности за результаты экологического образования молодого поколения. Тем самым порождается потребность в становлении новой профессиональной компетентности специалиста в области образования - эколого-педагогической компетентности (ЭПК), которая востребована во многих сферах социальной практики: в системе общего и профессионального образования, в учреждениях дополнительного образования, средствах массовой информации, общественных организациях, экологическом менеджменте, экотуризме и др.

Модернизация высшего профессионального образования, проводимая в нашей стране на основе компетентностного подхода, существенно затронула систему педагогического образования. Однако, сам феномен «эколого-педагогическая компетентность» является новым, требующим определения, раскрытия содержания и уточнения структуры, а проблема становления эколого-педагогической компетентности у специалистов сферы образования в педагогических вузах нашей страны до сих пор остается нерешенной, несмотря на то, что проблема экологизации педагогического образования и развития экологической культуры будущих педагогов освещалась в трудах многих ученых (С.В.Алексеева, Н.Д.Андреевой, Н.Ф.Винокуровой, С.Н.Глазачева, А.Н.Захлебного, И.Д.Зверева, В.В.Пасечника, И.Н.Пономаревой, В.П.Соломина, И.Т.Суравегиной, Д.И.Трайтака, З.И.Тюмасевой и др.). Непосредственно проблема экологической компетентности будущих специалистов в системе профессионального образования поднималась в диссертационных исследованиях О.Д.Арефьевой, Г.Б.Барышниковой, С.В.Владимировой, Ф.С.Гайнулловой, Е.Г.Нелюбиной, Л.В.Панфиловой, И.В.Петрухиной, О.Н.Пономаревой, Л.Е.Пистуновой, Н.В.Ромейко, Г.П.Сикорской, Е.А.Шульпиной. Однако при всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований, проблема становления ЭПК специалистов в области образования не получила должного обобщения и освещения в научно-педагогической литературе и является одной из важных, но малоисследованных проблем профессиональной педагогики.

Анализ специальной научной литературы и изучение проблем экологического и педагогического образования в России и за рубежом позволил выделить две группы противоречий. Первая группа противоречий между:

состоянием отечественного и международного экологического образования;

многочисленными разновидностями экологического образования (глобального, инвайронментального, образования для устойчивого развития и т.д.) и отсутствием их методологической основы;

экологическим содержанием учебных дисциплин и необходимостью интеграции образовательного результата в ходе его освоения;

преобладанием предметного обучения и тенденцией интеграции естественнонаучного образования.

Вторая группа противоречий между:

принятием компетентностного подхода в качестве основы реформирования мировой образовательной практики и отсутствием научного обеспечения способов его реализации в вузовском образовательном процессе;

целью развития эколого-педагогической компетентности и средствами ее достижения в практике отечественных педагогических вузов;

загрузка...