Delist.ru

Русское население в этносоциальной структуре республик Сибири: особенности развития в условиях трансформации современного российского общества (25.12.2007)

Автор: Петрова Елена Викторовна

Характеризуя уровень социального самочувствия русского населения республик, автор объединил их в две группы: республики, где уровень социального самочувствия русских удовлетворительный и вторая – республики, где социальное самочувствие русских характеризуется определенной проблематичностью, напряженностью и не всегда является стабильно удовлетворительным.

К первой группе были отнесены Алтай, Бурятия и Хакасия, ко второй группе – Тыва и Саха (Якутия). Сравнение с рейтингом экономического развития республик не обнаружило полного соответствия (рейтинг республик по уровню социально-экономического развития был выстроен в следующей последовательности, начиная с республик с более высокими показателями развития: Саха (Якутия), Хакасия, Бурятия, Алтай, Тыва), что в целом подтверждает методологический подход автора, исходя из которого уровень социально-экономического развития республик рассматривается лишь как один из факторов, оказывающих влияние на развитие этносоциальных групп русских.

По мнению автора, среди прочих факторов, характеризующих индивидуальную стратегию личности (материальное положение, социальный статус, образование, профессионально-квалификационный потенциал, занятость на рынке труда), определенное значение для социального самочувствия этногруппы имеет соотношение этнического состава в республике. В республиках, отнесенных к первой группе, русское население составляет большинство в этносоциальной структуре и, возможно, поэтому их социальное самочувствие характеризуется большей комфортностью. Также важное влияние на уровень социального самочувствия этногруппы оказывают этнокультурные традиции, стереотипы сознания, этническая дистанция между этническими группами и продолжительность межэтнического взаимодействия.

Выявлено, что для русского населения республик, где отмечается удовлетворительное социальное самочувствие (Бурятия, Хакасия), характерен меньший уровень выраженности этнической идентичности, в связи с ее невысокой актуальностью на фоне благоприятного межэтнического взаимодействия.

Во всех республиках у русских наблюдается доминирование общероссийской идентичности над региональной или присутствие двойственной идентичности, что в целом не отрицает существования региональной составляющей идентичности личности и группы.

Оптимизм в оценках происходящего отмечается у русских Бурятии и Хакасии, однако удовлетворенность своим материальным положением типична для небольшой части опрошенных.

Стратегии поведения значительной части русского населения Хакасии, Бурятии, Тывы можно охарактеризовать как недостаточно нацеленные на активно достижительную деятельность и успех.

Ценностные ориентации русских в Бурятии, Хакасии, Саха (Якутии) вполне традиционны – в рейтинге предпочтений на первом месте стоит семья, затем здоровье, и только на третьем месте материальное благополучие.

Автор приходит к выводу, что социальное самочувствие русского населения республик следует рассматривать как относительно удовлетворительное, определяющееся сочетанием объективных и субъективных факторов: общим уровнем социально-экономического развития региона, наличием или отсутствием длительных адаптационных стратегий отдельной личности, широтой пространства социальной мобильности, сложившегося в республиках, возможностью и эффективностью адаптации к рыночным преобразованиям, накопленным человеческим потенциалом и согласованностью жизненных ценностей русских с ценностными приоритетами контактирующих этнических групп, степенью этнической толерантности групп, уровнем бедности и безработицы в регионе, а также востребованностью на рынке труда профессионально-квалификационного потенциала этносоциальной группы.

В пятом параграфе «Оценка межэтнических отношений, этническая и конфессиональная толерантность русского населения республик» исследуются особенности и специфика межэтнического взаимодействия контактирующих этносоциальных групп в республиках, а также уровень этнической и конфессиональной толерантности русского населения.

В параграфе отмечается, что в большей степени современные межэтнические отношения в республиках детерминированы социально-экономическими и политическими изменениями, произошедшими в России в конце XX – начале XXI в., степенью удовлетворенности этносоциальных групп своим материальным положением и возникающими сомнениями в возможностях его изменения в лучшую сторону, увеличением этносоциального неравенства основных контактирующих этногрупп республик Сибири. Наложение социально-экономических полей на этнические привело в некоторых республиках к обострению межэтнического взаимодействия и прямым столкновениям, а в целом к актуализации этнической идентичности, которая более явно выражается у представителей титульных групп. Кроме того, на характер межэтнических отношений влияют авто- и гетеростереотипы сознания этногрупп, этнокультурная дистанция и степень длительности межэтнического взаимодействия.

Автор отмечает различия в характере современного межэтнического взаимодействия в республиках Сибири – наибольшей стабильностью отличаются Республики Алтай, Бурятия, Хакасия. Республиками со сложной спецификой межэтнических отношений являются Тыва и Саха (Якутия).

В республиках со стабильной межэтнической ситуацией оценки межэтнического взаимодействия основными контактирующими этническими группами даются примерно похожие. Дифференциация в оценках проявляется скорее по социально-демографическим показателям, чем по этническому признаку, чего не скажешь о республиках со сложной межэтнической ситуацией (Саха (Якутия), Тыва) – она противоположная у русских и представителей титульной национальности.

Уровень этнической толерантности русского населения в Республиках Бурятия, Хакасия, Алтай достаточно высокий. В этих республиках, где русские составляют значительную часть населения, более значимы проблемы материального и экономического порядка, чем этнические и межэтнические. В республиках со сложным характером межэтнического взаимодействия степень толерантности русских не столь высока.

Перспективы стабильного развития межэтнического взаимодействия в республиках лежат в плоскости улучшения социально-экономического развития республик, культивирования интеграционных стратегий поведения, моделирования единства республиканской и общегражданской идентичностей.

В четвертой главе «Влияние социальных институтов на развитие традиционной культуры этноконфессиональной группы русских - семейских» основное внимание уделено рассмотрению специфики современных подходов к изучению этноконфессиональных (старообрядческих) групп русского населения, анализу характерных черт современных старообрядцев Республики Бурятия, а также особенностям и результатам взаимодействия этноконфессиональной группы с государственными институтами.

В первом параграфе «Специфика формирования и исследования этноконфессиональной старообрядческой группы» речь идет об исследовательских подходах к изучению феномена современного старообрядчества, обращается внимание на изменение вектора материально-духовного потенциала старообрядцев, который направлен на поиск новых технологий взаимодействия с государством и обществом. Отмечается, что старообрядческие группы населения достаточно часто рассматриваются как носители не только уникальной традиционной культуры России XVII – XVIII вв., но и традиционно русского менталитета, русской культуры, традиций и поведения.

Во втором параграфе «Особенности адаптации этноконфессиональной группы семейских к современным условиям» выявлены особенности адаптации этноконфессиональной группы русских Бурятии – семейских – к современным условиям, рассмотрены возможности сохранения элементов традиционной культуры в XXI в., проанализирована деятельность социальных институтов, направленная на трансляцию традиционной культуры семейских.

Автор делает вывод о том, что артикуляция этнокультурных интересов этноконфессиональной группой в Бурятии в конце XX в. позволила успешно осуществить взаимодействие с государственными структурами, способствовала сохранению традиционной культуры, изучению ее элементов в воспитательно-образовательном пространстве республики, развитию институтов гражданского общества.

В работе анализируются этапы разработки и реализации целевой республиканской Программы «Изучение, сохранение и развитие культуры семейских (2001 – 2006)», утвержденной Правительством Республики Бурятия в 2001 г. Она стала результатом целенаправленной работы группы инициаторов по сохранению и развитию культуры семейских в Бурятии на протяжении последних пятнадцати лет. Аналогичных программ в РФ еще не разработано.

Этноконфессиональные группы старообрядцев являются составной частью этносоциальных групп русских в Республиках Бурятия, Алтай, Тыва, Саха (Якутия) и соответственно частью этносоциальной структуры. Наиболее значительная по численности часть потомков старообрядцев проживает в Бурятии, где благодаря систематической и активной деятельности ее представителей были достигнуты значительные успехи, направленные на сохранение элементов традиционной культуры. Эти достижения базировались на многолетней согласованной деятельности различных социальных институтов, включая государственные. В параграфе проанализированы отдельные аспекты этой деятельности. Результаты анализа могут быть использованы в работе аналогичными социальными институтами других республик.

Об актуальности и востребованности аналитических выводов, касающихся сохранения и развития традиционной культуры отдельной этноконфессиональной группы русского населения, речь шла во время проведения международной встречи старообрядцев, которая состоялась в 2007 г. в Бурятии в рамках международной научно-практической конференции, круглого стола религиозных деятелей, учредительного собрания представителей старообрядцев.

В Заключении обобщены итоги диссертационного исследования и сформулированы основные выводы.

В Приложениях приводятся дополнительные материалы, иллюстрирующие эмпирическую базу диссертации.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, изложены в следующих публикациях автора.

Монографии и разделы в них

Петрова Е.В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья (этносоциологический анализ) / Е.В. Петрова. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. – 129 с.

Петрова Е.В. Забайкальские старообрядцы (семейские) / Е.В. Петрова // Русские в Бурятии: коллективная монография. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2003. – Гл. 4. – С. 124 -149.

Рандалов Ю.Б. Миграционные настроения сельских жителей: действующие факторы и тенденции (по материалам социологических исследований по Республике Бурятия) / Ю.Б. Рандалов, Б.В. Хараев, П.А. Чукреев //Коллективная монография.- Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. – раздел. 4. – С. 55-62.

Петрова Е.В. Русское население республик Восточной Сибири в условиях трансформации российского общества / Е.В. Петрова. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. – 336 с.

Петрова Е.В. Современное забайкальское старообрядчество// Семейские Забайкалья: Альбом. – Улан-Удэ, 2007–. раздел. 6. – С. 140-200. цв. илл.

Статьи в научных журналах и сборниках:

Петрова Е.В. Этносоциальная стратификация в Бурятии (особенности и специфика) / Е.В. Петрова // Социологические исследования. – 2007. – № 2. – С. 102-110 (рецензируемое издание)

Петрова Е.В. Социальное самочувствие русского населения Республики Бурятия / Е.В. Петрова // Вестник БГУ. Сер. 16. Политология и социология. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2006. – С. 121-134. (рецензируемое издание до 2007г.)

Петрова Е.В. О некоторых вопросах сотрудничества этнокультурных центров с органами государственной власти (на примере Республики Бурятия) / В.Л. Петров, Е.В. Петрова // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: Материалы V международной научно-практической конференции.- Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2007. – С. 460-468.

Петрова Е.В. Современное состояние традиционной культуры семейских Забайкалья (по результатам мониторинговых исследований) / Е.В. Петрова // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: Материалы V международной научно-практической конференции.- Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2007. – С. 27-32.

Петрова Е.В. Особенности этносоциального развития русского населения республик Сибири в условиях трансформации российского общества // Мир Центральной Азии: Тезисы докладов II международной конференции.- Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. – С. 246- 247.

Петрова Е.В. Аналитический отчет о результатах социсследования среди представителей НКЦ РБ / Е.В. Петрова // Национально-культурные центры Республики Бурятия: Информационный бюллетень № 2. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. – С. 16-36.

Петрова Е.В. Социальное самочувствие представителей НКЦ РБ / Е.В. Петрова // Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI в.: Материалы V международного научного симпозиума: Байкальские встречи. – Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005. – Т. 2. – С. 416-427.

Петрова Е.В. Влияние социально-экономической дифференциации на образовательные стратегии русского населения Республики Бурятия / Е.В. Петрова // Проблемы изменений социальных отношений среди народов Байкальского региона: Сборник научных трудов. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. – С. 85-105.

загрузка...