Delist.ru

Русское население в этносоциальной структуре республик Сибири: особенности развития в условиях трансформации современного российского общества (25.12.2007)

Автор: Петрова Елена Викторовна

в 2003 г. фокусированное интервью в Мухоршибирском районе РБ (15 человек). Квотирование было осуществлено по следующим признакам: национальность, пол, образование, социальное положение, возраст.

в 2005 г. в 2 сельских районах Бурятии, основные методы сбора информации – наблюдение, анализ документов, опрос экспертов (массив 50 человек);

в 2006 – 2007 гг. в 5 сельских районах Бурятии и г. Улан-Удэ опрос старшеклассников (массив 400 человек) и опрос студентов вузов 4 - 5 курсов г.Улан-Удэ (400 человек). Цель исследования состояла в выявлении стратегий социальной мобильности молодежи Бурятии.

3. Изучение доступности высшего образования для разных групп населения Республики Бурятия в 2003 г. при финансовой поддержке Фонда Форда – опрос экспертов, студентов, старшеклассников, родителей старшеклассников, общий массив составил 2234 человека, исследование проводилось в г. Улан-Удэ и 5 сельских районах РБ:

Опрос экспертов (индивидуальное формализованное интервью, 50 человек). При отборе экспертов учитывались такие качества, как компетентность, область профессиональной занятости, этническая принадлежность, способность оценить степень доступности высшего образования для населения в РБ.

Опрос студентов очной формы обучения вузов (групповое анкетирование, 786 человек). При отборе студентов учитывался статус вуза – местный государственный или филиал, форма обучения, основа обучения. На второй ступени велся отбор факультетов, на третьей ступени – группы.

Опрос старшеклассников в г. Улан-Удэ и 5 сельских районах Бурятии (групповое анкетирование, 792 человека). Для опроса старшеклассников была спроектирована многоступенчатая стратифицированная выборка по следующим признакам – сельский район или г. Улан-Удэ, населенный пункт, тип школы, класс.

Опрос родителей старшеклассников в г. Улан-Удэ и 5 сельских районах Бурятии (индивидуальное анкетирование по месту жительства, 656 человек). При опросе родителей использовались списки домашних адресов старшеклассников, затем рассчитывался шаг и отбиралось необходимое число респондентов.

4. Изучение степени толерантности молодежи Бурятии

в 2002 г. при финансовой поддержке администрации Президента и Правительства РБ опрос студентов ВСГАКИ (250 человек, групповое анкетирование). Были опрошены студенты 1, 3 и 5 курсов очного отделения 6 факультетов ВСГАКИ (библиотечного, БАСКС, УСКД, КиПД, ФИС, ГКФ). Выбор данного вуза обусловлен его межрегиональным статусом (Восточно-Сибирский), а также тем, что в нем представлены студенты разных национальностей Бурятии и сопредельных регионов (областей и республик). Кроме того, данный вуз готовит работников культуры и искусства, которые призваны культивировать практики межэтнического диалога и взаимодействия. Для расчетов выборки за основу взяты данные учебной части о численности и составе студентов по указанным факультетам.

в 2005 г. опрос старшеклассников в 7 школах Заиграевского района Бурятии (массив 150 человек, групповое анкетирование). Опрос проводился в школьных классах. Проектирование выборки осуществлялось на основании данных РУО о числе и составе старшеклассников. Выборка стратифицированная многоступенчатая, репрезентативна по заданным параметрам N.

5. Изучение социального самочувствия представителей этнических меньшинств Республики Бурятии

в 2004 г. при финансовой поддержке Администрации Президента и Правительства РБ было проведено социологическое исследование среди представителей национально-культурных центров республики. Опрошено 300 человек из семи юридически зарегистрированных организаций (польского, армянского, еврейского, немецкого, корейского, татарского, литовского национально-культурных объединений). Метод сбора эмпирической информации – индивидуальное анкетирование.

Научная новизна исследования. Диссеpтация пpедставляет собой одно из первых комплексных исследований особенностей функционирования и развития этносоциальных групп русских в этносоциальной структуре республик Сибири в условиях трансформации российского общества конца XX – начала XXI в.

В диссертации представлено и обосновано категориальное поле авторской концепции исследования этносоциальных групп русского населения республик Сибири в теоретико-методологическом аспекте, определены и аргументированы факторы и показатели, характеризующие развитие этносоциальных групп русских в условиях изменения этносоциальной структуры российского общества. Дополнены с точки зрения исследовательского контекста определения этносоциальной структуры и этносоциальной группы, выработаны методологические принципы исследования русского населения в республиках, разработан и апробирован инструментарий социологического анализа.

В результате проведенного диссертационного исследования были сформулированы следующие теоретические выводы, составляющие его новизну:

1. Определена зависимость адаптационных стратегий русского населения и социально-экономических особенностей развития республик. Выявлено, что в каждой отдельной республике при многих схожих условиях сформировалась своя этносоциальная структура населения, и варианты адаптации русского населения наряду с общероссийскими также представлены региональными моделями. Лучшее социально-экономическое положение Республик Саха (Якутия) и Хакасия в целом положительно отразилось на уровнях экономической адаптации и демографической ситуации.

2. На основе анализа особенностей формирования русского населения в этносоциальной структуре республик выявлены общие для всех групп русских в республиках и специфические характеристики развития, связанные с историческими условиями переселения, политикой Российского государства того времени, социально-экономическими показателями развития территорий современных республик к моменту заселения их русскими в XVII – XX вв., этнокультурной спецификой, стереотипами поведения русских и местных народов, социально-культурной дистанцией между контактирующими этногруппами, конфессиональным поведением, способностью сохранять и транслировать традиционную культуру, степенью толерантности этносоциальных групп, которая проявлялась в межэтнических отношениях. Это дает возможность рассматривать (с определенной долей условности) в этносоциальном, этнокультурном пространстве России, наряду с другими традиционными группами, особую этносоциальную группу русских, состоящую из русского населения республик Сибири.

3.Установлены основные показатели этносоциальной стратификации контактирующих этносоциальных групп в республиках, которые проявляются в образовательном уровне, структуре занятости и безработицы, удельном весе работников квалифицированного умственного труда, балансе трудовых ресурсов, территориальном расселении, представленности в органах государственной власти и т. д.

4. Определены тенденции демографического развития русского населения республик Сибири. По многим показателям демографического развития наиболее неблагоприятные оценки и прогнозы касаются преимущественно русского населения (уменьшение численности населения во всех республиках, снижение коэффициента рождаемости, рост коэффициента смертности, отрицательное сальдо миграции, баланс трудовых ресурсов).

5. Выяснены характеристики социального самочувствия русского населения в республиках Сибири в условиях социально-экономических преобразований. Социальное самочувствие русского населения следует рассматривать как относительно удовлетворительное (более благоприятное в Алтае, Бурятии и Хакасии, менее благоприятное в Саха (Якутии) и Тыве), определяющееся общим уровнем социально-экономического развития республик, спецификой этнокультурных процессов, происходящих в них, а также степенью длительности межэтнического взаимодействия.

6. Проведена эмпирическая работа по исследованию уровней этнической и конфессиональной толерантности русских, определены психологические характеристики состояния русского населения. Во всех республиках у русских наблюдается доминирование общероссийской идентичности над региональной или присутствие двойственной идентичности, что в целом не отрицает существования региональной составляющей идентичности личности и группы. Основные черты психологического самочувствия русских республик сводятся к следующим: менее оптимистичные оценки происходящего, чем у представителей титульных групп и этнических меньшинств; слабая выраженность консолидационных процессов (этнических и региональных); меньший социальный оптимизм, реже происходит продуцирование мотивации к успеху и активному расчету на собственные силы, менее активная динамика восходящей социальной мобильности.

7. Выявлены особенности адаптации этноконфессиональной группы русских Бурятии – семейских к современным условиям, возможности сохранения элементов традиционной культуры в XXIв., проанализирована деятельность социальных институтов, направленная на трансляцию традиционной культуры семейских. Установлено, что целенаправленная и постоянная артикуляция этнокультурных интересов представителями этноконфессиональной группы в Бурятии в конце XX в. позволила успешно осуществить взаимодействие с государственными структурами, способствовала сохранению традиционной культуры, изучению ее элементов в воспитательно-образовательном пространстве республики, развитию институтов гражданского общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. Адаптация русского населения республик определяется социально-экономическим уровнем развития республик, индивидуальным накопленным социальным и культурным капиталом, спецификой сложившегося рынка трудовых ресурсов, характером межэтнического взаимодействия и представлена региональными моделями.

2. Социальное самочувствие русского населения сибирских республик в настоящее время зависит от сочетания объективных и субъективных факторов: общего уровня социально-экономического развития республик, уровня бедности и безработицы, а также востребованности на рынке труда профессионально-квалификационного потенциала этносоциальной группы, наличия или отсутствия длительных адаптационных стратегий отдельной личности, широты пространства социальной мобильности, сложившегося в республиках, возможности и эффективности адаптации к рыночным преобразованиям, накопленного человеческого потенциала и согласованности жизненных ценностей русских с ценностными приоритетами контактирующих этнических групп, межэтнической комфортности, степени этнической толерантности этносоциальных групп. В результате выделены две группы: республики, где уровень социального самочувствия русских удовлетворительный (Алтай, Бурятия и Хакасия) и вторая – республики, где социальное самочувствие русских характеризуется определенной проблематичностью, напряженностью и не всегда является стабильно удовлетворительным (Тыва и Саха (Якутия)).

3. Этносоциальные группы русского населения республик объединяют общие проблемы развития, обусловленные проживанием в Сибирском регионе, исторические предпосылки формирования групп русских на территориях современных республик, а также более медленная динамика, этносоциальных и этнокультурных изменений, связанных с трансформацией современного российского общества, что дает основания рассматривать эти группы как единую этносоциальную общность.

4. Демографическое развитие населения и баланс трудовых ресурсов в республиках во многом определяются уровнем социально-экономического развития республик, а также незавершенностью демографического перехода титульных групп. Соответственно неблагоприятные демографические показатели и прогнозы характерны в основном для русского населения (численность населения, коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, сальдо миграции, баланс трудовых ресурсов).

5. Более позитивные, по сравнению с современной ситуацией, тенденции развития русского населения следует связывать с улучшением социально-экономического положения республик – снижением бедности и безработицы, расширением возможностей для вертикальной социальной мобильности личности, миграционной привлекательностью и демографической стабильностью регионов. Регулирование процессов этносоциальной стратификации в республиках, уменьшение дистанции между этногруппами, равный доступ к ограниченным ресурсам и разработка практических мер и механизмов их реализации, направленных на повышение степени интеграционных процессов в республиках, прежде всего в Тыве и Саха (Якутия), будет способствовать гармонизации этнополитического и этнокультурного пространства республик.

Теоретическое и практическое значение результатов исследования определяется возможностью использования их при выработке научнообоснованных практических рекомендаций в отношении гармонизации и оптимизации межэтнических отношений в республиках, разработке компонентов национальной и социальной политики в республиках, а также при формировании приоритетных направлений социального и культурного развития русского населения исполнительными и законодательными органами республик.

Теоретические выводы и положения, обоснованные в диссертации, могут быть использованы в дальнейших исследованиях этносоциальных групп русского населения республик России; в преподавании социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей и средней школах, при чтении курсов этносоциологии, политологии, культурологии, демографии, истории, подготовке учебных пособий по этносоциологии.

Благодаря проведенному теоретическому и эмпирическому анализу проблем этносоциальной стратификации, в Республике Бурятия будет формироваться социологическое направление исследований, посвященных различным факторам и показателям этносоциальной стратификации.

Апробация полученных результатов. Основные положения и выводы диссеpтационного исследования представлены в докладах и выступлениях на 7 региональных конференциях; научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах: всероссийских - «Русский фольклор и фольклористика» (Улан-Удэ, 1994), «Русский вопрос: история и современность» (Омск, 1994), «Старообрядчество: история, культура, современность» (Москва, 2002), «Конфликты в условиях становящегося гражданского общества» (Екатеринбург, 2000); «Этносоциальные процессы в Сибири» (Улан-Удэ, 2001), «Доступность высшего образования в России» (Москва, 2003); международных - «Культурные традиции народов Сибири и Америки: преемственность и экология (горизонты комплексного изучения)» (Чита, 1995), «Восток – Запад: диалог культур» (Улан-Удэ, 1996), «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи» (Улан -Удэ, 2001), «Байкальские встречи III – культуры народов Сибири» (Улан-Удэ, 2001), «Мир Центральный Азии» (Улан-Удэ, 2002), «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2004), «Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств: мониторинг и защита прав», (Москва, 2005), «Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI в.» (Улан-Удэ, 2005), «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи» (Улан-Удэ, 2007), «Мир Центральный Азии» (Улан-Удэ, 2007); на заседании ученого совета ИМБТ СО РАН (Улан-Удэ, 2006), на заседании Совета национальностей при Президенте Республики Бурятия (Улан-Удэ, 2002, 2003, 2004).

Материалы диссертационного исследования применяются в учебном процессе в вузе при чтении курсов «Социология» и «Политология». Автором разработано учебное пособие для вузов «Современное забайкальское старообрядчество: этносоциологический анализ». Разработан в соавторстве учебно-методический комплект (УМК) по истории и культуре семейских Забайкалья, состоящий из 12 наименований (учебно-методические пособия, хрестоматия в II частях, рабочая тетрадь), апробация которого идет в школах, вузах и сузах Бурятии.

Результаты диссертации автор использовал в разработке и реализации целевой республиканской Программы «Изучение, сохранение и развитие культуры семейских (2001 – 2006 гг.)», утвержденной Правительством Республики Бурятия.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в четырех монографиях, ряде научных статей, из которых 2 - в научных изданиях, включенных в перечень ВАК, учебных и учебно-методических пособиях.

Объем и структура работы Диссертация состоит из введения, 4 глав, включающих 11 параграфов, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 360 наименований, трех приложений. Общий объем диссертации - 463 страницы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, проанализирована степень разработанности проблемы в научной литературе, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, сформулированы гипотезы, охарактеризованы методы исследования. Представлено описание эмпирической базы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, указаны результаты ее апробации и структура.

Первая глава «Этносоциальная структура как объект социологического изучения» посвящена анализу основных понятий и концепций, позволяющих раскрыть проблематику исследования, рассмотрена методика и процедура социологических исследований.

загрузка...