Delist.ru

Русское население в этносоциальной структуре республик Сибири: особенности развития в условиях трансформации современного российского общества (25.12.2007)

Автор: Петрова Елена Викторовна

Среди русского населения Тывы, чаще всего, объектом изучения являются старообрядцы, их современные особенности быта, миграционные пути переселения в ХIХ – начале ХХ вв. (А.А. Стороженко), а также русский фольклор (М.П. Татаринцева). Кроме того, непростые межнациональные отношения в республике, сложившиеся в 90-х гг. ХХ в. рассматривала З.В. Анайбан, социокультурные процессы в 90-е гг. с акцентом на гендерный аспект исследовала Г.Ф. Балакина .

В Хакасии исследованием русского населения в историческом аспекте занимается А.А. Верник. Религиозно-нравственные особенности жизни русского населения республики представлены в работах И.В. Артемовой. Современные особенности адаптации населения Хакасии (включая русское) к изменившимся условиям в XXI в. охарактеризовали З.В. Анайбан, В.Г. Костюк, Ю.В. Попков, В.Н. Тугужекова .

В Республике Бурятия наиболее широко изучают материальную, духовную культуру и современные особенности адаптации русских. Но, как правило, исследуют не этносоциальную группу русских в целом, а некоторые элементы традиционной культуры, либо степень сохранности и бытования диалектов, фольклора, книжности. Объектом исследований в основном выступали отдельные группы русских – старожилы, казаки или семейские, или социально-демографические группы – интеллигенция, молодежь и т.д. Внимание ученых больше всего привлекает традиционная культура этноконфессиональной группы русских – семейских (потомков старообрядцев, переселенных в Забайкалье).

Основные направления исследований русских в Бурятии вполне традиционны – историческое (С.В. Бураева, С.В. Васильева, Е.А. Голубев, А.М. Леонов, В.Ц. Лыксокова, В.М. Пыкин, П.В. Пыкин, Н.Д. Чимбеев), этнографическое (И.П. Башаров, Ф.Ф. Болонев, О.В. Бураева,), филологическое (М.А. Белокрыс, Н.А. Дарбанова, Н.Н. Дорофеев, О.М. Козина, Р.П. Матвеева, Т.И. Матвеева, Н.А. Миронова-Шаповалова, А.П. Майоров, В.Х Назарова, Р.П. Потанина, Н.В. Соболева, О.Н. Судакова, Е.И. Тынтуева, Е.Л. Тихонова, Т.Б. Юмсунова) и лишь изредка этносоциологическое (Т.Н. Бояк, М.И. Добрынина, Н.А. Затеева, Е.В. Петрова) .

Существенный вклад в разработку проблематики русского населения Бурятии внесла коллективная монография «Русские в Бурятии: история и современность», подготовленная группой авторов под общей редакцией доктора философских наук В.И. Затеева, где показана история появления русских в Забайкалье, характеристика их территориального расселения, образовательный потенциал, степень религиозности, народные традиции, демографические проблемы и т.д. Кроме того, В.И. Затеев на протяжении последних лет занимается исследованием русского населения в сибирских республиках .

Сотрудники отдела истории, этнологии и социологии ИМБТ СО РАН при изучении современных демографических изменений в регионе, миграционных потоков населения, культурных процессов, межкультурного взаимодействия, проблем занятости и качества жизни обращают внимание на сравнительные характеристики доминирующих этносоциальных групп республики (М.Н. Балдано, Л.В. Бадмаева, А.В. Бильтрикова, О.В. Бураева, В.Г. Жалсанова, Е.В. Петрова, Ю.Б. Рандалов).

Также ценными для нас оказались результаты региональных аспектов изучения социально-этнических проблем, представленные в работах исследователей Бурятии – В.И. Антонова, Б.В. Базарова, И.Г. Балханова, Ц.Б. Будаевой, З.А. Даниловой, А.А. Елаева, В.В. Мантатова, Д.Д. Мангатаевой, Б.М. Митупова, И.И. Осинского, А.Н. Постникова Ю.А. Серебряковой, Б.В. Хараева, Ц.Ц. Чойропова, П.А. Чукреева.

Несмотря на актуальность, практическую значимость и определенный интерес исследователей к изучению этносоциальной группы русских в республиках Сибири, необходимо отметить, что современные аспекты жизнедеятельности русского населения в целом, особенности его адаптации к новым условиям, тенденции изменений и перспективные приоритеты в развитии не рассматривались в качестве отдельного предмета исследования, комплексное изучение русских в этносоциальной структуре республик Сибири не проводилось.

Малоисследованными остались проблемы социального самочувствия русских в условиях преобразования социальной структуры, определения места и роли русского населения в процессах межкультурных взаимодействий, особенностей социальной адаптации, показателей социального неравенства этносоциальных групп, сравнительного анализа характеристик развития этносоциальных групп русских в республиках Сибири.

Объект исследования – этносоциальные группы русских в республиках Сибири (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Саха (Якутия)).

Предмет исследования – социальное развитие русских в этносоциальной структуре республик в современных условиях: адаптация к изменившимся социально-экономическим условиям, демографические тенденции, этносоциальная стратификация, образовательные стратегии, социальное самочувствие, характер межэтнического взаимодействия, степень этнической и конфессиональной толерантности. То есть рассматриваются те изменения, которые произошли с этногруппами, условно говоря, между двумя последними переписями населения страны – Всесоюзной 1989 г. и Всероссийской 2002 г., а также за период до 2008г.

Цель исследования – выявление особенностей и тенденций этносоциальных изменений, характеризующих русское население республик Сибири в конце XX – начале XXI в.

Задачи исследования:

определить концептуальные подходы и методологические принципы исследования русского населения в этносоциальной структуре республик Сибири;

уточнить понятия «этносоциальная структура» и «этносоциальная группа»;

охарактеризовать социальные стратегии и практики русских в республиках в контексте этносоциальной стратификации;

выяснить степень социального самочувствия русского населения в республиках Сибири в условиях социально-экономических преобразований, его влияние на межэтнические отношения и интеграционные процессы;

определить взаимосвязь адаптационных стратегий русского населения и социально-экономических особенностей развития республик;

выявить основные тенденции демографического развития русского населения республик Сибири;

установить образовательные стратегии основных контактирующих этнических групп региона как важного ресурса адаптации и канала восходящей социальной мобильности;

рассмотреть психологические характеристики состояния русского населения, исследовать уровни этнической и конфессиональной толерантности русских;

охарактеризовать деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества, связанную с сохранением традиционной культуры русского населения.

Гипотезы исследования:

Трансформация российского общества вызвала существенные изменения в социальной структуре. Социально-экономические и политические преобразования в республиках повлияли на статус, социальное самочувствие и степень толерантности этнических групп, межэтническое взаимодействие, демографические тенденции, а также на показатели этносоциальной стратификации в регионе и их восприятие населением. В результате изменились традиционные и сформировались новые социальные практики и стратегии русских.

Адаптационные возможности и стратегии социальной мобильности русского населения в современных условиях определяются индивидуальным накопленным социальным и культурным капиталом, социально-экономическими особенностями развития республик, характером этносоциального неравенства, сложившегося в республиках.

Модели взаимоотношений между контактирующими этническими группами в республиках и степень их социального самочувствия зависят от характера адаптации к новым социально-экономическим условиям, уровней толерантности и этнокультурной специфики групп, степени продолжительности межэтнического взаимодействия, уровня актуализации этнической идентичности. Наибольшей стабильностью отличаются Республики Алтай, Бурятия, Хакасия. Республиками со сложной спецификой межэтнических отношений являются Тыва и Саха (Якутия).

Существующая этносоциальная стратификация в республиках по таким показателям, как образовательный уровень, социальный статус, сферы занятости, удельный вес работников квалифицированного умственного труда, представленность в органах государственной власти и т.д., создает потенциальные условия для зарождения конфликтных ситуаций. Однако чем меньше социальная дистанция между этногруппами (согласованность интересов, равный доступ к ограниченным ресурсам, уменьшение барьеров и фильтров для восходящей вертикальной мобильности, интеграционные процессы), тем меньше вероятность возникновения межэтнических конфликтов и развития ситуации по сценарию противостояния.

Специфика исторических, социально-экономических, этнопсихологических, этнокультурных особенностей формирования и развития русского населения на территориях современных республик, в иноэтнической, инокультурной среде, в отрыве от материнского этноса, позволяет рассматривать в этносоциальном, этнокультурном пространстве, занимаемом русским населением России наряду с другими традиционными группами, особую этносоциальную группу русских, состоящую из русского населения республик Сибири.

Методологическая основа исследования базируется на фундаментальных общенаучных методах социального познания: системном и структурно-функциональном анализе, диалектическом методе, сравнительно-историческом подходе, стратификационном, деятельностном, междисциплинарном подходах. В методологическую основу входят принцип органического единства объективного и субъективного в процессах социального взаимодействия, образовательная парадигма, методы конкретного социологического исследования – опрос (формализованное интервью, фокусированное интервью, анкетирование, опрос экспертов), анализ документов (традиционный), наблюдение (включенное и невключенное), метод самооценок, методы статистического анализа данных, методология устойчивого развития. В процессе исследования автор уделял большое внимание выбору исследовательских процедур по обработке и анализу эмпирических данных, которые были обработаны с помощью программы «ДА-система» и визуализированы в виде графиков и таблиц.

Теоpетическую базу диссеpтационного исследования составляют наиболее значимые pаботы в области этносоциологии, этнопсихологии, философии, демографии, истоpии. В качестве источников использованы фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам этносоциальной структуры и стратификации, социального самочувствия, межэтнического взаимодействия, особенностей развития русского населения.

Эмпирическая база исследования. Эмпирической базой диссертационного исследования послужили материалы переписей населения страны, статистические сборники Комитетов по статистике Республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Саха (Якутия), итоги наблюдений и интервью, осуществленных автором в Хакасии и Тыве (2003), вторичный анализ результатов социологических исследований, проведенных в сибирских республиках (Алтай, Тыва, Хакасия, Саха (Якутия) и посвященных этносоциальным проблемам, а также данные этносоциологических исследований, проведенных на территории Бурятии под руководством автора в составе отдела истории, этнологии и социологии ИМБТ СО РАН (1994 – 2007 ):

1. Изучение этноконфессиональной группы семейских: современных особенностей адаптации, степени их религиозности, этномаркирующих элементов традиционной культуры, проблем и перспектив развития традиционной культуры:

в 1994 –1996 гг. в сельских районах компактного расселения семейских в Бурятии (400 человек, анкетирование);

в 2000 г. в 4 сельских районах компактного расселения семейских в Бурятии (опрос экспертов, 100 человек, анкетирование);

в 2003 – 2004 гг. мониторинг современного состояния традиционной культуры семейских при финансовой поддержке администрации Президента и Правительства Бурятии в 6 сельских районах компактного и дисперсного расселения семейских в Бурятии (массив 300 человек). Выбор домохозяйств осуществлялся по маршрутному листу, отбор респондентов проводился на основе заданных квот. Выборка многоступенчатая, целенаправленная, территориальная;

в 2004 г. при финансовой поддержке СО РАН в 3 сельских районах компактного расселения семейских в Бурятии (массив 300 человек, групповое анкетирование). Опрос проводился в школьных классах, объектом исследования являлись старшеклассники (9 – 11кл.). Проектирование выборки осуществлялось на основании данных РУО о числе и составе старшеклассников по районам. Выборка репрезентативна по заданным параметрам генеральной совокупности.

в 2006 г. при финансовой поддержке администрации Президента и Правительства Бурятии в 5 сельских районах Бурятии и г. Улан-Удэ (массив 400 человек, групповое анкетирование). Опрос старшеклассников 11 кл. и студентов вузов республики. Проектирование выборки осуществлялось на основании данных РУО о числе и составе старшеклассников, а также данных вузов РБ о составе студентов. Выборка репрезентативна по заданным параметрам генеральной совокупности.

2. Изучение социально-экономического и культурного развития русского населения

в 2001 г. при финансовой поддержке Совета национальностей при Президенте Бурятии опрос экспертов в г. Улан-Удэ и 4 сельских районах Бурятии (100 человек, формализованное интервью). Для экспертов был разработан специальный вопросник. В число экспертов вошли представители государственной власти Республики Бурятия, преподаватели вузов, представители научной общественности, общественных организаций русского населения, религиозных объединений.

в 2003 – 2004 гг. при финансовой поддержке Совета национальностей при Президенте Бурятии массовый опрос (массив 800 человек, индивидуальное анкетирование). Спроектированная многоступенчатая стратифицированная моноэтническая выборка учитывала следующие признаки: удаленность района от столицы республики, функциональную роль поселения, соотношение национального состава, численность населения в населенном пункте. На последней ступени использовался квотный отбор респондентов. Единицы отбора каждой ступени и квоты определялись на основе статистических материалов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, что позволяет говорить о надежности результатов. Всего было отобрано 7 сельских районов республики и г. Улан-Удэ. Выборка репрезентативна по заданным признакам N.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7