Delist.ru

Исторические условия формирования русской художественной культуры 1801 - 1825 гг. (25.12.2007)

Автор: Островский Олег Борисович

В исследовании использовались изобразительные источники: планы местности, фасады, поэтажные планы ряда архитектурных сооружений (РГИА. Ф.733. Оп. 96.); атлас села Грузина (РНБ Ф. 550. Оп 13); записная книжка О. Монферрана (РНБ. Ф. 1000. Оп. 2).

В § 4 главы I - «Опубликованные источники» - автором дана их классификация. Документы и сборники документов. Важнейшими являются ПСЗРИ, Камер-фурьерские церемониальные журналы, основные цензурные постановления; сборники по истории Отечественной войны 1812 г.; к столетию изгнания иезуитов; 20-томное издание «Восстание декабристов», сборники их социально-политических и философских произведений, переиздания альманахов «Полярная звезда» и «Звездочка»; документация и переписка участников «Арзамаса»; частные архивы братьев Брюлловых, П.А. Вяземского, В.П. Стасова, А.Г Венецианова; сборники документов о А.С. Пушкине и его окружении. Масса отдельных документов публиковалась в исторических журналах XIX - начала XX в.

Документы личного происхождения – письма, дневники, записки, воспоминания современников. В них условно выделяются тематические подгруппы: 1) свидетельства о личности Александра I, его переписка; 2) о дворе, членах царской фамилии, их переписка; 3) об Отечественной войне 1812 г.; 4) о политических, военных деятелях и событиях, в том числе об А.А. Аракчееве, декабристах; 5) свидетельства рядовых современников, ценные попутной информацией о явлениях духовной культуры; 6) свидетельства представителей салонно-художественного бомонда (С.П. Жихарев, Ф.Ф. Вигель, А.П. Керн и др.); 7) свидетельства деятелей художественной культуры 1801-1825 гг.; 8) свидетельства младшего поколения деятелей культуры и родственников мастеров александровского времени; 9) тематические сборники писем и воспоминаний, посвященные А.Г. Венецианову, О.А. Кипренскому, А.С. Грибоедову, А.С. Пушкину и др.

Тексты художественных произведений и эстетических сочинений 1801-1825 гг. Важнейшими сборниками текстов являются: «Собрание стихотворений относящихся к незабвенному 1812 году», «Русские эстетические трактаты», сборники эпиграмм, произведений поэтов начала XIX века, поэтов-сатириков, «радищевцев», «пушкинского круга», декабристов.

Публицистика 1801-1825 гг. имеет отчетливый политический спектр: 1) продолжение просветительских гражданских традиций - «Биография Радищева, написанная его сыновьями», «Опыт о просвещении» И.П. Пнина, отдельные публикации «Вестника Европы», некрологи деятелям культуры, сатиры, обличающие нравы высшего света; 2) патриотическая публицистика 1805-1815 гг. - антинаполеоновские памфлеты и сатиры, исторические реминисценции, военная публицистика; 3) официально-охранительная публицистика Н.М. Карамзина, Р.М. Зотова, С.С. Уварова, С.И. Ушакова и др.; 4) либерально-охранительная публицистика В.Н. Каразина, Е.А. Энгельгардта; 5) декабристская публицистика.

Пресса 1801-1826 гг. представлена журналами и альманахами «Благонамеренный» (1818-1826), «Вестник Европы» (1803-1825), «Дамский журнал» (1823-1825), «Демокрит» (1815), «Драматический Вестник» (1808-1809), «Дух журналов» (1814-1820), «Журнал Департамента народного просвещения» (1821), «Журнал драматический» (1811), «Журнал изящных искусств» (1807, 1823-1825), «Звездочка» (1825), «Литературные листки» (1824), «Литературные прибавления к "Русскому инвалиду"» (1822-1826), «Мнемозина» (1824), «Московский телеграф» (1825), «Невский зритель» (1820-1821), «Отечественные записки» (1818-1826), «Полярная звезда» (1823-1825), «Русская Талия» (1825), «Русский вестник» (1812-1815), «Северные цветы» (1826), «Северный Вестник» (1804-1805), «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818-1823), «Сын отечества» (1812-1825); газетами «Московские ведомости» (1807), «Русский инвалид» (1813), «Северная пчела» (1826). В жанровом диапазоне газетно-журнальных публикаций диссертанта интересовали: 1) официальные сообщения, связанные с культурой; 2) статьи по вопросам внутренней и внешней политики, имевшие общественный резонанс и/или вызвавшие вмешательство цензуры; 3) статьи о передовых учебных заведениях; 4) сообщения о высочайших поощрениях мастеров искусств; 5) историко-аллюзионные статьи, 6) публикации о современной египтологии; 7) редакционные объявления, программные статьи и обращения; 8) полемические письма и пасквили; 9) рецензии на новые произведения, выставки, концерты, спектакли; 10) обзорно-информационные статьи о творчестве русских и зарубежных мастеров искусств, некрологи.

Изобразительные источники. В отделе эстампов РНБ есть альбомы образцовых архитектурных проектов и мебели Л. Руска, Ш. Персье и П. Фонтена. В советское время были изданы проекты и рисунки Д. Кваренги, А.Н. Воронихина, К.И. Росси и др., альбом обмеров мебели, факсимильно переиздан альманах «Волшебный фонарь». К этой же группе источников относятся иллюстрированные каталоги важнейших выставок. Виды архитектурных и садово-парковых ансамблей, масса репродукций с произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства имеется в альбомах, научных и художественных изданиях.

В главе 2 «Период “либерального курса”» рассматриваются конкретные факторы, влиявшие на русскую художественную культуру в 1801-1811 гг., но §§ 1-3 имеют сквозной характер для всей работы.

В § 1 - «Эстетические приоритеты Александра I» - характеризуется образовательный уровень императора, особенности его эстетического восприятия, формы поощрения и наказания мастеров искусств.

В § 2 – «Две императрицы и художественная культура» - показана роль Марии Федоровны как матери, озабоченной воспитанием, в том числе эстетическим, своих детей; как главы женского образования в России; владелицы резиденций, ставших образцом дворцовой и усадебной жизни; заказчицы произведений и покровительницы мастеров искусств; главной вдохновительницы культа «Александра Благословенного»; хозяйки самого престижного литературно-художественного салона. В характеристике императрицы Елизаветы Алексеевны диссертант попытался приоткрыть мотивы ее покровительства сентименталистам и романтикам.

В § 3 – «Великие князья и княгини» - дается характеристика интеллектуального уровня и эстетических представлений великих князей Константина, Николая и Михаила Павловичей, культурно-исторический роли великих княгинь Марии, Анны и Екатерины Павловны.

В § 4 – «Реформы народного образования и императорские учреждения культуры» - образовательные реформы рассматриваются как главное достижение «либерального курса», а Царскосельский Лицей 1811-1817 гг. - как непревзойденный успех отечественной педагогики. Дается характеристика деятельности ИПБ, ИРА, Эрмитажа.

В § 5 – «Императорская Академия художеств» - рассматриваются программа обучения; персональный состав, жалование, жилищные условия профессоров и преподавателей; особенности академической иерархии искусств; внутренняя жизнь и стиль руководства Академией в период президентства А.С. Строганова.

В § 6 – «Архитектура и градостроение 1801-1815 гг.» - показывается роль Александра I в формировании архитектурного облика Петербурга, тенденции столичного градостроения в сравнении с московским и провинциальным.

В § 7 – «Книжное дело, цензура, печать» - характеризуется «Устав о цензуре» 1804 г., состояние книгоиздания, книжной торговли, периодики. Дается статистический анализ публикаций лидера русской журналистики 1802-1807 гг. журнала «Вестник Европы» и первого искусствоведческого издания - «Журнала изящных искусств».

В § 8 – «Общественный сектор Просвещения и художественной культуры» - рассматриваются особенности третьего (предкризисного) этапа российского Просвещения; деятельность ВОЛСНХ и БЛРС.

В § 9 – «Частный сектор Просвещения и художественной культуры» - характеризуются деятельность и воззрения Н.М. Карамзина, как центральной фигуры третьего этапа Просвещения. Дается обзор меценатской деятельности А.С. Строганова, Н.Б. Юсупова, Н.П. Шереметева; салонов Олениных и Лавалей; частных художественных коллекций; художественной школы А.В. Ступина в Арзамасе.

В § 10 – «Новая роль театра» - показана общественная и эстетическая значимость театра 1801-1811 гг., как искусства № 1. Дана оценка деятельности директора А.Л. Нарышкина, главы московской конторы А.А. Майкова, главы Репертуарного комитета А.А Шаховского. Анализируется издаваемый Шаховским «Драматический вестник». Показаны направления и мотивы государственной регламентации театральной жизни; процесс распада частных театров обеих столиц; жалованье, пенсии, жилищные условия, традиции и закулисные нравы артистов императорских театров.

В § 11 – «Музыкальная жизнь и музыкальный театр» - рассматривается значение музыки для данного времени, репертуар, инструменты, музыкальные магазины и издательства, жалование и социальный статус музыкантов, деятельность ППК, СПбФО, оркестра ДИТ, тенденции в развитии музыкального театра и балета.

В § 12 – «Тильзитский мир и художественная культура» - показано влияние Тильзитского мира на общественное мнение, цензурную политику, журналистику, деятельность БЛРС и ВОЛСНХ; рост национально-патриотических мотивов во всех видах русского искусства и усиление культурного влияния Франции.

Глава 3 «Отечественная война 1812 г. и русская художественная культура» посвящена исследованию влияния Отечественной войны на мироощущение россиян и тенденции в развитии художественной культуры. Рассматриваются варианты художественной интерпретации Отечественной войны в разных видах и жанрах русского искусства 1812-1825 гг.

В § 1 – «Война - рубеж Просвещения и “официальной народности”» - показаны изменения в общественном сознании россиян и императора под влиянием военных реалий, официальной пропаганды и искусства; переход на антипросветительские позиции таких интеллектуалов, как А.Н. Оленин и А.А. Писарев; формирование культа «Александра Благословенного».

В § 2 – «Новая роль Москвы» - рассматриваются масштабы разрушений и ход восстановительных работ, особенности «московского ампира», различия петербургской и московской ментальности, специфика московской периодики и литературно-художественных организаций. Показано, как факт снижения культурной роли Москвы в 1815-1825 гг. художественно отразился в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

В § 3 – «Театральная и музыкальная жизнь» - упомянуты главные события театральной и музыкальной жизни Петербурга 1812-1815 гг., исследуются тенденции репертуарной политики ДИТ, суммы театральных сборов, рейтинг популярных спектаклей, степень популярности музыкальных жанров.

В § 4 – «Изобразительное искусство» - рассматриваются достижения ИАХ, изменения в ее персональном составе и внутренней жизни. Обосновываются тезисы о снижение роли Академии в развитии архитектуры и градостроения, о кризисе академического искусства в 1812-1815 гг. и расцвете живописных жанров, типичных для массовой культуры.

В § 5 – «Ампирная интерпретация войны» - показано влияние войны 1812 г. на расцвет русского классицизма (ампира). Рассматриваются триумфальные сооружения, произведения монументальной скульптуры, медальерного и декоративно-прикладного искусства, симптомы кризиса русского ампира.

В § 6 – «Романтическая интерпретация войны» - анализируются причины влияния Отечественной войны 1812 г. на русский романтизм и сентиментализм. Показаны достижения и особенности романтической интерпретации темы в поэзии и изобразительном искусстве 1812-1825 гг.

В § 7 – «Война и эклектика» - даны примеры эклектичного смешения представлений Просвещения, ампира и романтизма в военной жизни, в журналистике, изобразительном искусстве и мелкой пластике.

В § 8 – «Проблема реалистической интерпретации» - упомянуты достижения реалистической поэзии и изобразительного искусства военного времени. Вместе с тем, показаны аспекты Отечественной войны и заграничных походов, до сих пор не нашедшие достойного отражения в русской художественной культуре.

Глава 4 - «Период “аракчеевщины” и декабризма (1815-1825)» – посвящена исследованию процессов, происходивших в русской художественной культуре в период усиления политической реакции, кризиса российского Просвещения, идеологического и эстетического противостояния охранительства, либерализма и декабризма.

В § 1 - «Аракчеевщина» и Священный союз» - показано усиление реакции и либеральное лавирование во внутренней политике; восприятие современниками деятельности Священного союза и восстания Греции за независимость. Характеризуются эстетические вкусы А.А. Аракчеева и их влияние на русскую художественную культуру.

В § 2 - «Кризис Просвещения» - рассматривается усиление религиозно-мистических настроений Александра I. Дается оценка изгнанию иезуитов, деятельности МДДиНП, политике «христианизации» народного образования. Реконструируется «дело профессоров» ИСПбУ и подведомственных ему учебных заведений. Прослеживается влияние кризиса Просвещения на судьбу Эрмитажа, Румянцевского музея, Русского музеума П.П. Свиньина.

В § 3 - «А.Н. Оленин и Императорская Академия художеств» - исследуются деятельность и эстетические ориентации А.Н. Оленина на посту президента ИАХ. Реконструируется «дело А.Ф. Лабзина». Обосновывается тезис о том, что оленинское руководство принесло Академии «более вреда, нежели пользы», и закономерность появления в художественной среде «романтической оппозиции» оленинскому курсу.

В § 4 - «Архитектура и градостроение» - показаны деятельность КСГР и подведомственных ему учреждений, новые тенденции в архитектурных вкусах императора и столичном градостроении, симптомы кризиса ампирной архитектуры.

В § 5 - «Цензура, книгоиздание, журналистика» - прослежена хронология ликвидации Устава о цензуре 1804 г., цензурных репрессий в отношении публицистики и художественной литературы. Исследуется состояние издательского дела, авторского права, условия функционирования журналов, показан взгляд на эти проблемы А.С. Пушкина. Дается характеристика журналам «Невский зритель», «Сын отечества», «Литературные листки», «Новости литературы…» «Отечественные записки», газете «Северная пчела».

В § 6 - «Декабристы и художественная культура» - рассматривается просветительская деятельность декабристов; влияние на их взгляды, действия и художественное творчество реалий бунтарско-романтической эпохи; роль декабристов в современной им литературной жизни; ампирно-эклектический характер их эстетических воззрений.

В § 7 - «Общественные художественные объединения» - дается оценка культурно-исторической роли «Арзамаса». Показывается специфика московских объединений. Реконструируется и комментируется раскол ВОЛСНХ. Анализируются публикации журнала «Благонамеренный», деятельность ОПХ и публикации его печатного органа - «Журнала изящных искусств».

В § 8 - «Литературно-художественные салоны» - рассматриваются критерии понятия «салон», особенности и значение салонов Олениных, Муравьевых, Карамзиных, Воейковыx, Е.И. Голицыной, С.Д. Пономаревой, А.А. Шаховского, З.А. Волконской, А.Р. Томилова.

В § 9 - «Театральная “аракчеевщина”» - показаны политика директоров А.Л. Нарышкина, П.И. Тюфякина, генерал-губернатора М.А. Милорадовича; черты театральной жизни Петербурга и Москвы; тенденции репертуарной политики. Обосновывается тезис об утрате театром к 1825 г. ведущей роли в художественной культуре обеих столиц.

В § 10 - «Музыкальная жизнь и музыкальный театр» - рассматриваются особенности русской музыкальной школы, тенденции в развитии музыкальных и музыкально-театральных жанров; новые черты балов и маскарадов; деятельность ППК и СПбФО, материальное положение и социальный статус профессиональных музыкантов.

загрузка...