Delist.ru

Современная лучевая оценка состояния летного состава на стационарном этапе врачебно-лечебной экспертизы (25.12.2007)

Автор: ЛУБАШЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Совершенствование системы комплексной лучевой диагностики в многопрофильном авиационном госпитале для решения актуальной проблемы изучения состояния здоровья летного состава на стационарном этапе врачебно-летной экспертизы.

Задачи исследования

Выполнить анализ объема и структуры лучевых методов диагностики состояния здоровья летного состава на стационарном этапе ВЛЭ.

Уточнить значение основных факторов летного труда в формировании изменений в состоянии здоровья пилотов по данным лучевой диагностики.

Изучить значение лучевых методов исследования в диагностике основных групп заболеваний летного состава, дополнить современную лучевую семиотику наиболее характерных из них, в частности, дегенеративных заболеваний позвоночника.

Определить уровни лучевой нагрузки на летный состав при прохождении стационарных обследований в целях ВЛЭ.

Для снижения лучевых нагрузок на летный состав разработать и внедрить в многопрофильном авиационном госпитале комплекс мероприятий по оптимизации объема и последовательности применения современных лучевых методов диагностики.

Изучить уровни заболеваемости и причины дисквалификации пилотов по медицинским показаниям на стационарном этапе ВЛЭ.

Разработать клинико-эпидемиологическую характеристику летного состава с учетом родов авиации.

Научная новизна исследования Впервые выполнен научный анализ результатов комплексного лучевого обследования 9250 летчиков на стационарном этапе ВЛЭ с использованием традиционных рентгенологических исследований, УЗИ, радиоизотопной диагностики, РКТ и МРТ.

Изучены лучевые нагрузки, полученные летным составом на этапах первичного и дальнейшего углубленного стационарного обследования в целях ВЛЭ при использовании различных методов и протоколов исследования.

В соответствии с современными возможностями лучевой диагностики на стационарном этапе ВЛЭ уточнена и дополнена лучевая семиотика дегенеративных заболеваний позвоночника у летного состава.

Впервые предложены теоретические принципы оптимизации алгоритмов лучевой диагностики состояния летного состава на стационарном этапе ВЛЭ, заключающиеся в выборе приоритетных для данной нозологической группы исследований, а также в более частом использовании методик, лишенных лучевой нагрузки (УЗИ и МРТ).

Систематизированы данные многолетнего изучения структуры заболеваемости и дисквалификации летного состава, уточнена роль методов лучевого исследования в выявлении наиболее значимых из них.

Впервые изучена зависимость результатов комплексного лучевого обследования пилотов на стационарном этапе ВЛЭ от основных факторов летного труда.

На основании анализа результатов лучевой диагностики впервые обоснована необходимость внедрения в качестве дополнительных показаний к стационарному освидетельствованию в целях ВЛЭ таких критериев как время общего налета и индекс массы тела.

Анализ данных лучевого обследования позволил разработать систему научного прогнозирования изменений в состоянии здоровья летного состава с учетом наиболее значимых факторов летного труда, общая точность которой составила 95,4%.

Всеобъемлющий анализ полученных результатов обследования был положен в основу теоретических и практических положений, совокупность которых позволила решить важные аспекты проблемы оптимизации лучевой диагностики состояния здоровья летного состава при стационарном освидетельствовании в целях ВЛЭ.

Практическая значимость Разработаны и внедрены в практическую работу лучевые критерии оценки состояния летного состава при стационарном освидетельствовании, а также предложены специальные базы данных лучевого обследования, удобные в практическом применении, что имеет важное значение при динамическом наблюдении за пилотами.

Предложена система анализа и учета расчетных и программных доз лучевой нагрузки на летный состав при стационарном медицинском освидетельствовании.

Внедрение в клиническую практику разработанных мер по оптимизации протоколов обследования привело к снижению лучевых нагрузок на пилотов при медицинских обследованиях в целях ВЛЭ.

Использование впервые предложенных критериев общего налета (1300 и более часов) и индекса массы тела (27 кг/м2 и более) в качестве показаний для прохождения стационарной ВЛЭ способствует раннему доклиническому выявлению изменений в состоянии здоровья пилотов, что позволяет более эффективно планировать профилактические мероприятия.

Разработаны практические приемы клинико-эпидемиологического анализа больших массивов анамнестических, объективных, клинических, эпидемиологических и лучевых характеристик летного состава на стационарном этапе ВЛЭ, что приводит к их адекватной интерпретации и эффективному использованию при динамическом наблюдении.

Предложена методика классификации летного состава по группам выявленных изменений состояния здоровья пилотов в соответствии с особенностями летного труда, что имеет важное практическое значение при планировании объема диагностических и реабилитационных мероприятий.

Личное участие автора в получении результатов Автором научно обоснована методология лучевого обследования пилотов на стационарном этапе ВЛЭ, проанализированы клинико-эпидемиологические характеристики летного состава, предложены лучевые критерии оценки состояния здоровья пилотов, разработаны математические модели групп летного состава по состоянию здоровья, предложены способы оценки лучевой нагрузки при медицинских освидетельствованиях и меры по их снижению, разработаны предложения по оптимизации алгоритмов лучевой диагностики состояния летного состава при стационарном освидетельствовании.

Автор лично осуществлял планирование исследования, принимал непосредственное участие в радиологическом обследовании больных, проводил анализ полученных изображений, самостоятельно выполнял УЗИ, РКТ и МРТ, традиционные РИ и малоинвазивные манипуляции под контролем УЗИ. Автором лично формировались базы данных, осуществлялась их статистическая обработка и обобщение полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Основу современной лучевой диагностики состояния летного состава на стационарном этапе освидетельствования составляют УЗИ и традиционные РИ, при этом радиоизотопные исследования, РКТ и МРТ играют роль уточняющих методик.

2. Лучевая диагностика на стационарном этапе ВЛЭ позволяет выявить изменения в организме летчиков, степень выраженности которых зависит от целого ряда факторов: возраста, рода авиации, времени общего налета, индекса массы тела. Положив в основу выявленные лучевые симптомы и учитывая перечисленные факторы, возможно прогнозирование состояния здоровья летчиков.

3. Лучевая диагностика вносит приоритетный вклад в выявление хирургических заболеваний на стационарном этапе ВЛЭ. При этом одной из наиболее частых причин дисквалификации пилотов являются ДЗП, выявление которых основано на применении традиционных РИ и требует оптимизации диагностического алгоритма.

4. Лучевая нагрузка на летный состав является непременным атрибутом медицинского освидетельствования в целях ВЛЭ. Количественные показатели ее зависят от наличия диагноза у пилота, степени выявленных при первичном обследовании изменений. Путями снижения лучевых нагрузок на летный состав при этом являются оптимизация технических параметров исследования, применение зеленочувствительной пленки, цифровых систем получения изображений и более широкое применение УЗИ и МРТ.

5. Лучевая диагностика на стационарном этапе ВЛЭ должна выполняться по алгоритму первичного освидетельствования, регламентированному руководящими документами, а также по алгоритму дообследования и динамического наблюдения, который необходимо планировать индивидуально с применением наиболее информативных методик исследования при контроле доз лучевой нагрузки.

Реализация и внедрение результатов исследования Результаты диссертационного исследования используются в практической работе отделений традиционной рентгенодиагностики, ультразвуковой, магнитно-резонансной и компьютерной томографии рентгеновского центра ФГУ «7 ЦВКАГ МО РФ», поликлиники Министерства авиационной промышленности, военного авиационного госпиталя (г. Ахтубинск), Центральной врачебно-летной комиссии МО РФ, внедрены в учебный процесс на кафедрах лучевой диагностики МГМСУ, рентгенологии и радиологии СПбГМУ и терапии (усовершенствования врачей) Военно-медицинской академии.

По материалам диссертационного исследования подана заявка на изобретение «Способ комплексного снижения лучевой нагрузки в процессе динамического радиологического наблюдения» (приоритетная справка № 2006145243 от 19.12.2006 г.), а также получены свидетельства об отраслевой регистрации в ОФАП разработки № 7328 «Современная лучевая диагностика состояния летного состава на стационарном этапе врачебно-летной экспертизы» государственная регистрация 50200602129 от 06.12.2006 г.) и разработки № 7329 «Система ультразвукового мониторинга летного состава в процессе динамического наблюдения» (государственная регистрация 50200602130 от 06.12.2006 г.).

Апробация и публикация материалов исследования Материалы диссертации доложены и обсуждены на следующих конгрессах, научных форумах, конференциях и заседаниях научных обществ: 3- и 6- Международных научно-практических конференциях «Пилотируемые полеты в космос» (г. Звездный городок, 1997, 2005); 1- научно-практическом конгрессе Ассоциации авиационно-космической и экологической медицины России «Человек в авиации и безопасность полетов» (г. Москва, 1998); 11- и 12- конференциях по космической биологии и авиакосмической медицине (г. Москва, 1998, 2002); конференции ГКВГ им. Н.Н. Бурденко «Медицинская кибернетика в клинической практике» (г. Москва, 1999); юбилейной научно-практической конференции 6 ЦВКГ «Медицинская реабилитация – наука III тысячелетия» (г. Москва, 2000); научно-практической конференции 5 ЦВКГ ВВС «Актуальные вопросы онкоурологии» (г. Красногорск, 2000); 2- научно-практическом конгрессе Ассоциации авиационно-космической и экологической медицины России «Человек в авиации и проблема сохранения его здоровья» (г. Москва, 2000); 3-, 4- и 5- Международных научно-практических конгрессах Ассоциации авиационно-космической, морской, экстремальной и экологической медицины России (г. Москва, 2002, 2004, 2006); 1- и 2- Невских радиологических форумах (г. Санкт-Петербург, 2003, 2005); 10-, 11-, 12-, 13- Российских гастроэнтерологических неделях (г. Москва, 2004–2007); 9-, 10-, 11- Российских конференциях «Гепатология сегодня» (г. Москва, 2004, 2005, 2006); конференциях «Современная лучевая диагностика в многопрофильном лечебном учреждении» (г. Санкт-Петербург, ВМедА, 2004, 2007); конференции СПбГМУ «Роль лучевой диагностики в многопрофильной клинике и лечебных учреждениях стоматологического профиля» (г. Санкт-Петербург, 2005); Всероссийском научном форуме «Радиология-2005» (г. Москва, 2005); 5- съезде специалистов лучевой диагностики Республики Беларусь «Лучевая диагностика: настоящее и будущее» (г. Гомель, 2005); конференциях ЦВНИАГ, 7 ЦВКАГ «Клинические аспекты авиационной медицины» (г. Москва, 1997, 2002, 2004–2007); 5- и 6- съездах научного общества гастроэнтерологов России (г. Москва, 2005, 2006); 4- региональной конференции Сибирского государственного медицинского университета «Достижения современной лучевой диагностики в клинической практике»(г. Томск, 2006); 5- и 8- Всероссийских научно-практических конференциях «Актуальные вопросы клиники, диагностики и лечения больных в многопрофильном лечебном учреждении» (г. Санкт-Петербург, ВМедА, 2004, 2007); научно-практической конференции северо-западного региона РФ «Эндокринная патология и сердечно-сосудистая система: проблемы, задачи, пути решения» (г. Санкт-Петербург, 2007); юбилейной научной конференции, посвященной 175-летию со дня рождения С.П. Боткина (г. Санкт-Петербург, 2007); Всероссийском конгрессе лучевых диагностов (г. Москва, 2007).

Всего сделано 39 научных докладов по различным аспектам диссертации.

По теме диссертации опубликовано 50 печатных работ, в том числе 1 учебное пособие, 27 статей, из которых 23 – в реферируемых журналах.

Объем и структура работы Диссертация изложена на 238 страницах, состоит из введения, 7 глав (обзора литературы, описания материалов и методов исследования, пяти глав результатов собственных исследований), заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 382 источника, в том числе 240 отечественных и 142 – зарубежных авторов, 3 приложений. Текст содержит 27 таблиц, 4 формулы, 6 машинограмм и 34 рисунка.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Материал и методы исследования В период с января 1997 г. по декабрь 2005 г. на базе рентгеновского центра ФГУ «7 ЦВКАГ МО РФ» и ГНИИИВМ МО РФ выполнено 4 взаимосвязанных серии исследований. В первой серии по материалам врачебно-летной комиссии изучили структуру и причины медицинской дисквалификации летного состава (10189 человек), определили основные группы заболеваний, в выявлении которых приоритетную роль играют методы лучевой диагностики. Во второй серии клинико-эпидемиологических исследований выполнен анализ заболеваемости летного состава по данным историй и свидетельств о болезни (9250 человек), уточнена принадлежность пилотов к роду авиации, возраст, их налет и росто-массовые показатели. Третья серия исследований основана на анализе данных комплексного радиологического обследования этой же группы летного состава и посвящена уточнению и дополнению клинико-лучевой семиотики его основных заболеваний с подробной характеристикой ДЗП. В качестве исходного материала использован цифровой архив, твердые копии, протоколы радиологических исследований летного состава (101 743 исследования). В четвертой серии проведен комплексный (дискриминантный, факторный и кластерный) математико-статистический анализ результатов клинико-лучевого обследования случайной последовательной выборки летного состава (1395 человек), проходившего стационарное медицинское обследование и освидетельствование с 2004 по 2005 г.

загрузка...