Delist.ru

Современная лучевая оценка состояния летного состава на стационарном этапе врачебно-лечебной экспертизы (25.12.2007)

Автор: ЛУБАШЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЛУБАШЕВ

Яков Александрович

СОВРЕМЕННАЯ ЛУЧЕВАЯ ОЦЕНКА

СОСТОЯНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА

НА СТАЦИОНАРНОМ ЭТАПЕ ВРАЧЕБНО-ЛЕТНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

14.00.19 – Лучевая диагностика, лучевая терапия

14.00.32 – Авиационная, космическая и морская медицина

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Москва – 2008

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Росздрава, Государственном научно-исследовательском испытательном институте военной медицины МО РФ

Научные консультанты:

доктор медицинских наук, профессор РАТНИКОВ Вячеслав Альбертович

доктор медицинских наук, профессор БУХТИЯРОВ Игорь Валентинович

Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук, профессор ЗУБАРЕВ Андрей Русланович

доктор медицинских наук, профессор ГРОМОВ Александр Игоревич

доктор медицинских наук, профессор БЛАГИНИН Андрей Александрович

Ведущая организация: Главный военный клинический госпиталь им. Н.Н. Бурденко

Защита диссертации состоится «__» _________ 2008 года в 11 часов на заседании диссертационного совета ДМ 208.041.04 при ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Росздрава (127206, Москва, ул. Долгоруковская, д. 4, стр. 7).

Почтовый адрес: 1237473, Москва, Делегатская, 20/1

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного медико-стоматологического университета (127206, Москва, ул. Вучетича, д. 10а).

Автореферат разослан «__» ___________ 2007 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат медицинских наук

доцент Хохлова Т.Ю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования Последнее десятилетие отмечено революционным научно-техническим прогрессом в радиологии, характеризующимся увеличением диагностической эффективности лучевых методов, сокращением времени исследования, снижением инвазивности и лучевой нагрузки. В практику повседневной экспертно-диагностической работы внедрены комплексное УЗИ, спиральная РКТ и МРТ (Hong C. et al., 2003; McKenney K.L. et al., 2003; Васильев А.Ю., Ратников В.А., 2006; Троян В.Н., 2006).

Лучевая диагностика составляет основу изучения базовой составляющей профессионального здоровья летчиков, тесно связанной с клиническим статусом и структурно-морфологическим состоянием организма (Вартбаронов Р.А. и соавт., 1995). Без ее использования не представляется возможной верификация наиболее часто выявляемых у летного состава заболеваний внутренних органов (Васильев А.Ю., 1999).

Особенно значим вклад лучевых методов и методик в выявление доклинических изменений в органах и системах пилотов, что позволяет своевременно проводить профилактические и реабилитационные мероприятия, способствующие продлению летного долголетия (Ушаков И.Б., 1998; Пономаренко В.А., 2005). Это актуально в связи с постоянным расширением диапазона воздействующих на летчика неблагоприятных факторов и условий полета. Большие (до 9–12 ед.), близкие к физическому пределу переносимости человеком и длительно действующие перегрузки, значительные перегрузки с быстрой сменой вектора тяги, шумы повышенной интенсивности, вибрации, ионизирующее излучение, высокие температуры, критическая эмоциональная напряженность и большие интеллектуальные нагрузки, а также гиподинамия способствуют ухудшению здоровья летного состава, оказывают существенное влияние на результативность профессиональной деятельности (Hamalainen O. et al., 1994; Вартбаронов Р.А. и соавт., 2000; Larsen A.S. et al., 2003).

По данным ряда авторов, период активной деятельности летчика, достигшего мастерства, за последнее десятиление сократился на 10–12 лет (Hart R., Campbell M.R., 2002; Ушаков И.Б., 2004). В 40-летнем возрасте по своим резервным и психофизиологическим возможностям пилоты соответствуют 50-летнему человеку (Ступаков Г.П., Турзин П.С., 1997). Специфика профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на течение заболеваний у летчиков (Власов В.Д., 1998; Siitonen S.L. et al., 2003). Вследствие этого уменьшается летное долголетие, происходит раннее списание летчиков с летной работы. Установлено, что до 85% летного состава дисквалифицируется по медицинским показаниям в возрасте 31–45 лет. При этом экономический ущерб от прекращения летной работы по состоянию здоровья на 15 лет раньше контрактного срока для 1000 высококлассных специалистов исчисляется порядком 60–70 млрд. рублей (Пономаренко В.А., 1998).

За последние годы среди медицинских причин дисквалификации на первое место вышли дегенеративные заболевания позвоночника, увеличилась заболеваемость органов пищеварения, почек, а также центральной нервной системы. Достаточно высок процент алиментарно-зависимой патологии (Кохан В.Е. и соавт., 2001; Книга В.В., Пицык С.Г., 2003). Эти заболевания существенно снижают профессиональную надежность и боеспособность летчика, ограничивают его возможности по освоению и боевому применению современной авиационной техники (Petren-Mallmin M., Linder J., 2001; Кохан В.Е., 2003).

Безусловно, полифакторные воздействия на органы и системы целостного организма летчиков приводят к возрастанию требований к состоянию здоровья членов летных экипажей (Власов В.В., Пицык С.Г., 2000; Адаменко А.М. и соавт., 2001; Бухтияров И.В. и соавт., 2001). Вместе с тем действующие руководящие документы, регламентирующие порядок освидетельствования летного состава в целях ВЛЭ, уже не в полной мере соответствуют сегодняшнему потенциалу лучевой диагностики (Куликов В.В. и соавт., 2005; Кантур В.А., 2006).

Остаются нерешенными методические аспекты оптимального применения лучевых исследований у летного состава, требуют уточнения сроки и объем обследований с целью наиболее раннего выявления результатов воздействия факторов летного труда на организм пилотов по данным лучевой диагностики.

Не разработан системный подход к оценке состояния профессионального здоровья летного состава с использованием данных комплексного лучевого обследования. В адекватном изучении с применением математического анализа нуждаются взаимосвязи заболеваемости с воздействующими на летчика неблагоприятными профессиональными факторами.

С учетом совершенствования технического оснащения лечебно-диагностической базы стационаров назрела необходимость оптимизации алгоритмов лучевой диагностики заболеваний у летного состава с целью повышения точности исследований, исключения дублирования методик, снижения лучевой нагрузки на обследованных и сокращения диагностического периода.

Таким образом, проблема комплексной оценки профессионального здоровья с применением современных методов лучевой диагностики, направленных на донозологическое выявление изменений у летного состава, сохраняет свою актуальность, что послужило основанием для определения цели и задач настоящего исследования.

Цель исследования

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8