Комплексная оценка эффективности контроля над бронхиальной астмой (на модели Томской области) (25.12.2007)
Автор: Ленская Людмила Геннадьевна
( амб. А 3337,4 Группа А Средняя 2844,3 1809,0 ( амб. Тяжелая 4366,0 12850,1 1475,7 ( госп. А 9768,9 Легкая 288,9 3960,1 37,0 ( амб. Б 11149,1 Группа Б Средняя 931,3 7052,9 759,0 ( госп. Тяжелая 4858,2 18836,7 276,9 1073,7 ( госп. Б Рис. 14. Дерево решений: расчет базовой стоимости терапии на одного больного бронхиальной астмой с неконтролируемым течением в регионе в руб./год, в ценах 2000 г. (соотношение цен 2000:2003 = 1:1,35). Примечание: см. рис.13. исследованиях необходимо обозначить данный аспект как принципиальную цель. Понимание причин становится важным моментом менеджмента БА. В данном фармакоэпидемиологическом исследовании установлено, что неконтролируемое течение БА наблюдается в 86,1% случаев, поэтому необходимо рассмотреть ожидаемую стоимость лечения при данном типе течения астмы (рис. 14). Необходимо использовать ожидаемое значение средней взвешенной доли расходов на одного больного как инструмент управленческого учета: при возрастании числа случаев с неконтролируемым течением БА следует готовиться к худшему экономическому прогнозу; если реальная ситуация будет склоняться в сторону уменьшения доли больных с данным типом течения БА, то появится реальный финансовый резерв для создания материально-технической базы для развития данной отрасли. На рис. 14 отражена выявленная статистическая вероятность степеней тяжести БА как фактор достоверности установленной ожидаемой «стоимости» больного с неконтролируемым течением заболевания – 11149,1 руб. в год (по ценам 2000 г.). Полученные данные управленческого и статистического учета могут служить инструментом управленческого контроля за эффективностью работы врачей и взаимодействия врачей и пациентов в последующие годы мониторинга эпидемиологической ситуации в регионе (изучение общих и приростных показателей). На основе мониторинга процесса можно гибко и своевременно перераспределять финансовые потоки для достижения возможно большего из объема поставленных целей (не только непосредственно медицинской помощи, но и создание действенной амбулаторно-поликлинической сети). Проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод: ограниченность и недостаточность бюджетов участников лечебного процесса (больные, ОМС, федеральный и местный бюджет) настоятельно требует выработки методологии (принципов) и методики (механизма) консолидации финансовых потоков, задействованных в этом процессе. Методологией (идеологией) предполагаемых изменений являются: необходимость системной и стандартной помощи пациентам, что становится достижимым только через эффективный менеджмент БА; недопустимость при наличии государственных гарантий помощи переложения издержек по оказанию эффективного лечения на самих пациентов; необходимость создания у медицинского персонала и больных БА более высокого качества профессиональной (у первых) и общей (у вторых) жизни за счет повышения на основе надлежащего лечения процента результативности предпринимаемых надлежащим образом терапевтических усилий. Методика консолидации бюджетов может состоять в следующем: На первом этапе необходимо создание единообразного представления о достигаемом результате у консолидированных участников лечебного процесса по БА (медицинские администраторы, руководители ОМС, экономисты, врачи, пациенты и др.), т.е. должна произойти адаптация основных положений GINA к условиям Томской области. Во-вторых, на основании согласования представлений консолидированных участников о протоколе лечения БА, следует провести разграничение согласованной ответственности по финансированию элементов консолидированной лечебной политики. В-третьих, необходимо выделить в структуре бюджета следующие элементы: а) расходы на медикаментозное сопровождение; б) расходы на обучение медицинского персонала (врачей, медсестер, медицинских статистов, психологов, педагогов и др.), создание для них функциональных инструкций по видам деятельности; г) расходы на организационные мероприятия: врачебные кабинеты, оборудование, рабочие места узких специалистов, литературу, возможность обучения и совершенствования знаний медперсонала, мониторинга состояния пациентов, оценки качества работы специалистов и др. Данные мероприятия будут реально возможны за счет сокращения госпитального сектора, перепрофилирования его для нужд амбулаторной и профилактической медицины. Высвободившиеся стационарные койки так же можно перепрофилировать для нужд других медицинских отраслей. В-четвертых, источниками средств на мероприятия по преобразованию помощи больным БА могут быть экономия по использованию эффективных ЛС и ИМН и экономия по использованию средств и ресурсов госпитального сектора. Наконец, методика перевода пациентов на выбор эффективных ЛС может содержать директивный компонент: льготный или бесплатный отпуск ЛС осуществлять только тем пациентам, которые строго соблюдают все рекомендации врача, при несоблюдении режима лечения - оплата эффективных ЛС может осуществляться только за счет пациента и др. Следует также иметь ввиду, что, контролируя стратегический результат, реформа может привести первоначально к тактическому проигрышу, который будет состоять в перерасходах средств по сравнению с текущим современным состоянием, но это можно рассматривать с двух сторон: как инвестицию в здоровье населения (как возможность получения отдаленного, но стойкого результата, но через 2–3 года) и как инвестицию в организацию отрасли. Кроме того, необходимо провести глубокое профессиональное социологическое исследование, которое, затрагивая поведение практически всех участников лечебного процесса, позволяет формировать представление о неявных издержках БА для общества, самих больных, членов их семей. Существуют основания предполагать, что между низким душевым доходом пациентов с БА и их семей существует связь более сложного порядка: низкий финансовый и социальный статус больных БА может быть обусловлен заболеванием, снижением в способности одновременно бороться за здоровье и высокий социальный статус в жизни. Амбулаторно-поликлиническое звено оказания медицинской помощи – ключевое в реализации национальной программы борьбы с БА. Крайне низкая восприимчивость амбулаторных врачей к основным положениям GINA ограничивает успех по достижению контроля над симптомами БА у большинства больных. Реализация потенциальных возможностей участкового врача в соответствии со стратегической позицией в схеме управления БА способна внести существенный вклад в реорганизацию амбулаторной помощи больным. У подавляющего большинства пациентов (86,1 %) Томской обл. в эпидемиологическом исследовании установлено неконтролируемое течение БА. Факторами риска неконтролируемой БА являются: неадекватная тяжести базисная терапия (выбор и дозы используемых ежедневно базисных препаратов); тяжелые формы БА; длительность заболевания (более 7 лет); возраст (старше 50 лет); наличие коморбидной и сопутствующей патологии; производственная занятость пациентов; отсутствие обучения в астма-школе. Несоблюдение рекомендаций по базисной терапии (или отклонение от стандартов базисной терапии) является ведущим фактором, препятствующим достижению лучшего контроля. «Золотого стандарта» контроля над БА чаще достигают пациенты-женщины в возрасте 40-50 лет с легким или среднетяжелым течением заболевания, длительностью заболевания около 2-х лет, прошедшие обучение в астма-школе и получающие адекватную базисную терапию. |