Delist.ru

Эколого-экономическое стимулирование освоения городского подземного пространства (25.12.2007)

Автор: КАЛИНИН Александр Ростиславович

Налоги и сборы 4,1 1,9 3,1 4,8 4,8 3,8 2,4 24,9

Экологические стандарты и нормативы 3,9 3,1 3,2 2,4 1,8 4,1 1,1 19,6

Целевое финансирование 3,1 3,2 2,0 2,1 1,1 3,2 4,1 18,8

Лицензирование и сертифицирование 3,3 2,8 2,4 1,4 3,3 4,2 1,1 18,5

Экологический мониторинг 3,7 3,2 1,8 2,1 2,1 4,1 1,2 18,2

Ценовая политика 2,2 2,0 1,9 2,2 4,2 3,8 1,8 18,1

Экологическая экспертиза и аудит 3,2 2,9 2,1 1,3 2,7 3,2 1,6 17,0

Штрафы 3,1 2,2 2,1 1,3 2,2 3,6 1,1 15,6

Льготы 3,1 2,0 1,2 1,1 3,2 3,7 1,2 15,5

Экологические фонды 3,1 1,1 1,1 1,3 1,2 3,6 1,0 12,4

Суммарный индекс по направлениям освоения 67,3 58,4 50,0 53,3 61,4 75,5 42,0 407,9

В предложенной методологии в качестве дополнительных мер эколого-экономического стимулирования освоения городского подземного пространства в зависимости от конкретной ситуации и для повышения эффективности всей системы стимулирования рекомендуется применять методы второй и третьей групп действенности.

Используя методы структурного, факторного анализа и аналогий, платежи за использование подземного пространства города было решено формировать из:

– разовых платежей, аналогом которых в действующей системе выступают платежи за лицензирование и приобретение прав аренды участка городского подземного пространства в результате торгов (конкурсов, аукционов);

– периодических платежей, аналогом которых выступают платежи за пользование участком городского подземного пространства.

Действующая платежная система не учитывает особенностей рассматриваемого объекта, поэтому не носит стимулирующего характера. В этой связи методом факторного и структурного анализа были выявлены факторы, которые необходимо учитывать при определении размера разовых платежей. В первую очередь рассматривались те факторы, которые содержатся в исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства подземного сооружения. В итоге в качестве основных были выбраны: удаленность от центра города; глубина расположения; функциональное назначение; ОВОС; степень технологической (инновационной) оснащенности.

С учетом этих факторов расчет размера разового платежа за лицензирование использования городского подземного пространства осуществляется по формуле:

, руб, (1)

– коэффициент, отражающий удаленность расположения объекта от центра города (чем больше расстояние, тем меньше значение), балл;

– коэффициент, отражающий глубину расположения объекта (чем больше глубина, тем меньше значение), балл;

– коэффициент, отражающий функциональную ценность объекта (чем больше комплексность, универсальность и социальная направленность объекта, тем меньше значение), балл;

– коэффициент, отражающий степень экологической безопасности объекта (чем она выше, тем меньше значение), балл;

– коэффициент, отражающий степень технологической (инновационной) оснащенности объекта (чем она выше, тем меньше значение), балл;

– стоимость услуг по лицензированию объекта (не ниже затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии), руб.

Предложенная система стимулирующих коэффициентов позволяет эффективно регулировать процесс освоения городского подземного пространства, с возможностью оперативной модернизации в зависимости от складывающейся ситуации в высокоурбанизированной среде. Балльные значения, определяемые как статистическими, так и экспертными методами, могут изменяться от 0,1 до 10. Конкретные характеристики коэффициентов для условий г. Москвы приведены в табл. 3. При наиболее эффективном расположении объекта с точки зрения интересов города размер разового платежа может быть ниже усредненного в 25 раз.

Второй вид платежа призван стимулировать освоение городского подземного пространства на основе процедуры проведения торгов и приобретения прав аренды.

В настоящее время существует определенная законодательством процедура проведения торгов в виде конкурсов и аукционов. Экономически более объективным считается процедура аукционов (наиболее высокая предлагаемая цена), однако для объектов социальной и экологической направленности соблюдение особенных условий конкурса может сыграть определяющую роль в выборе направления и участников процесса.

Таблица 3

Коэффициенты для определения размера платежа за лицензирование использования городского подземного пространства

4 2 1 0,5

Очевидно, что размер платежа за приобретение прав аренды участка городского подземного пространства в результате торгов может быть установлен только исходя из правил проведения торгов по объектам использования городского подземного пространства.

Для формализации процедуры его расчета, а также невозможности необоснованного завышения, предлагается определять размер платежа в зависимости от следующих выявленных факторов:

, балл);

, балл), не всегда находящаяся в прямой зависимости от удаления от центра города;

, доли ед.);

, руб/м3 (определяется исходя из известных методик расчета стоимости единицы объема подземного пространства для крупных городов и мегаполисов).

Соответственно расчет размера платежа осуществляется по формуле:

, руб. (2)

, в том числе нормативная, путем их утверждения федеральными или местными органами государственной власти соответственно на основе общепринятого регионального деления и существующих в каждом городе методик районного деления престижности земельных участков. Коэффициенты несут основную стимулирующую нагрузку и направлены на мотивацию наиболее выгодных для населения видов деятельности.

– от 0,01 до 0,1.

загрузка...