Delist.ru

Концептуальные основания и условия мультикультурализма в современном российском обществе (25.12.2007)

Автор: Федюнина Светлана Михайловна

Содержание стереотипов и характер отношений между людьми зависят от того, как население способно адаптироваться к трудностям. Если такая адаптация происходит преимущественно в негативных формах, то важнейшим стабилизатором группового поведения становятся поиск и конструирование образа врага, борьба с которым компенсирует чувство страха и незащищенности. Там, где институциальный контроль выражен сильнее, эти настроения приглушены и могут не быть мобилизованы вовсе. Достаточно высокие требования к соблюдению дисциплины студентами в юридическом вузе, например, позволяют поддерживать необходимый уровень безопасности для иноэтничных студентов в сравнении с другими учебными учреждениями, где нередко случаются насильственные конфликты. Для того чтобы произвести позитивные изменения в сфере межэтнических отношений, следует работать на двух уровнях: на макроуровне необходимы преобразования в сфере политики и идеологии; в свою очередь, на микроуровне востребовано изменение поведения самого человека. Студенты юридического вуза отметили недостаточное внимание к проблемам и принципам мультикультурализма, толерантности, прав человека в их образовательной программе, тогда как обучающиеся по языковой программе подчеркнули важность и актуальность имеющихся в учебном плане занятий по межкультурному общению. Все респонденты были единодушны в вопросе о том, нужно ли включать в учебные программы по иностранным языкам такие темы, как межнациональные отношения, межкультурные различия, проблемы дискриминации и нарушения прав по признаку этничности или расы.

В десятом параграфе «Высшее образование как проводник ценностей мультикультурализма» диссертант рассматривает вопросы организации мультикультурного образования за рубежом и в отечественных условиях; обосновывает методологическую базу и принципы межкультурного обучения, разработанные и внедренные автором в образовательный процесс в Саратовском государственном техническом университете на базе Лингвистического учебно-научного центра как инновационной структуры технического вуза.

Разработанные диссертантом междисциплинарные элективные курсы мультикультурной направленности «Межкультурные взаимодействия», «Интеркультурная риторика» опираются на личностно-ориентированный подход к подготовке современного специалиста – развитой «языковой личности», обладающей не только профессиональными знаниями и риторическими умениями, но и навыками эффективного межкультурного взаимодействия, пониманием значимости разнообразия социальных идентичностей и соблюдения прав человека в современном поликультурном обществе. Значительное место в программах курсов отводится кросскультурным тренингам, построенным на понимании достижения успешности общения. Обучение языковым компетенциям и технологиям межкультурного позитивного взаимодействия предстает как единая интегрированная система. Подчеркивается социальная роль языкового принципа в организации учебного процесса, его значение в формировании понятийной и терминологической базы всех учебных дисциплин.

В заключении подводятся основные итоги исследования, формулируются выводы и рекомендации. В приложении представлены результаты эмпирических исследований, образцы анкет, гидов интервью, данные в табличном и графическом виде, авторская учебная рабочая программа элективного курса по межкультурному взаимодействию.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора:

Монографии

Федюнина С. М. Социокультурные различия и взаимодействия: концептуальные основания мультикультурализма в современном обществе / С. М. Федюнина. Саратов: СГТУ, 2006. 232 с. (14,5 п.л.) ISBN 5-7433-1738-0.

Федюнина С. М. Мультикультурализм: политика репрезентаций и практика повседневной жизни / С. М. Федюнина. Саратов: СГТУ, 2005. 104 с. (6,5 п.л.) ISBN 5-7433-1576-0.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

Федюнина С. М. Толерантность к межэтническим взаимодействиям с мигрантами в установках сотрудников силовых структур / С. М. Федюнина // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 3. С.151-158 (0, 57 п.л.) ISSN - 0869-8120.

Федюнина С. М. Мультикультурализм в высшем образовании: контексты интеграции / С. М. Федюнина // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2007. № 3 (55). С. 20-23 (0,45 п.л.)

Федюнина С. М. Проводник ценностей мультикультурализма / С. М. Федюнина // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 81-84 (0, 68 п.л.) ISSN -0869-3617.

Федюнина С. М. Проблемы диалога культур в высшем образовании / С. М. Федюнина // Человек. Сообщество. Управление. Вопросы социально-гуманитарного знания. Приложение. 2006. С.146-149 (0,4 п.л.) ISSN 1729-5629.

Федюнина С. М. Межкультурная коммуникация как социокультурный феномен / С. М. Федюнина // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. №1(11). Вып. 2. С.152-159 (0,68 п.л.) ISBN 5-7433-1636-8.

Федюнина С. М. Мультикультурализм в юридической периодике: по итогам контент-анализа / С. М. Федюнина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005. № 11. С. 164-169 (0,6 п.л.) ISBN 5-87309-537-Х.

Федюнина С. М. Структура и содержание элективного междисциплинарного курса «Интеркультурная риторика» для студентов-нефилологов / С. М. Федюнина, Л. Н. Максимова // Записки Горного института. Т.160. СПб, 2005. С. 81-83. ISBN 5-94211-129-4 (0,3 п.л./0,2 п.л.).

Федюнина С. М. Социокультурные проблемы межличностной коммуникации / С. М. Федюнина, Н. Ю. Пятницкая, Л. Н. Максимова, С. А. Станиславска // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2005. № 3(8). С.156-164 (0, 7 п.л./0,3 п.л.) ISBN 5-7433-1495-0.

Федюнина С. М. Лингвистический учебно-научный центр как инновационная образовательная структура технического университета / Н.И. Шевченко, С. М. Федюнина // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2003. № 1. С. 166-17 (0,68 п.л./0,3 п.л.) ISBN 5-7433-1359-8.

Статьи в журналах

Федюнина С. М. Мультикультурализм в государственной политике: российский опыт / С. М. Федюнина, А. Е. Федюнин // Правовая культура. 2006. № 1. С. 81-89 (0, 7 п.л. /0, 5 п.л.) ISSN 1992-5867.

Fedyunina S. The Use of Cross-cultural Training in the Option «Intercultural Rhetoric» (Использование кросскультурного тренинга в элективном курсе «Интеркультурная риторика» / S. Fedyunina // Language and Communication. Issue 3. Saratov: SSU, 2003 (Язык и коммуникация : научно-методический журнал. Вып. 3. Саратов: СГУ, 2003. С. 49-54 (0,54 п.л.) ISBN 5-292-03021-X.

Статьи в сборниках

Fedyunina S. Lingua-rhetoric Training for Technical Students (Methodological, Social and Multicultural Aspects) / S. Fedyunina // Proceedings of the 2nd International conference on Engineering Education & Training, ICEET. Kuwait, Kuwait University College of Engineering & Petroleum, 2007, April, 9-11. P. 1-8 (0, 75 п.л.).

Федюнина С. М. Мультикультурное обучение в контексте инновационных образовательных технологий / С. М.Федюнина // VII конгресс этнографов и антропологов России: доклады и выступления. Саранск: НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2007. С. 473-474 (0,2 п.л.) ISBN 978-5900029-34-4.

Fedyunina S. M. Social and Multicultural Aspects of Lingua-rhetoric Training for SSTU Students / S. M. Fedyunina // Перспективы общественного развития в эпоху столкновения цивилизаций: сб. науч. работ. Ч. 3. Саратов: Научная книга, 2007. С. 3-5 (0, 3 п.л.) ISBN 978-5-0758-0435-8.

Федюнина С. М. Центры электронного обучения в контексте современного города (социокультурный и методологический аспекты) / С. М.Федюнина // Социальные ориентиры современного города: здоровье, спорт, активный туризм : сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. Саратов: СГТУ, 2007. С.258-262 (0, 36 п.л.) ISBN 5-7433-1733-1788-7.

Fedyunina S. M. Designing Learning Activities in Technology: rich context / S.M. Fedyunina // Язык, образование и культура: материалы 2-й межвуз. конф. Саратов: ИЦ «Наука», 2007. С.182-185 (0,3 п.л.) ISBN 978-5-91272-117-5.

Федюнина С. М. Восприятие процессов миграции населением и сотрудниками органов внутренних дел: по данным социологических опросов / С. М. Федюнина // XVI Уральские социологические чтения: социальное пространство Урала в условиях глобализации - XXI век: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ч.3. Челябинск, 7-8 апреля 2006 г. Челябинск : Центр анализа и прогнозирования, 2006. С. 160-166 (0, 43 п.л.) ISBN 5-98050-010-6.

Федюнина С. М. Мультикультурализм в высшем образовании / С. М. Федюнина // Молодежь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Омск, 12-13 октября 2006 г. Омск: Изд-во ОмГЛУ, 2006. С.247-253 (0,6 п.л.) ISBN 5-828 0944-2.

Федюнина С. М. Дискурсивное поле социальной работы в контексте глобализации / С. М. Федюнина // Глобализация и гендерные отношения: вызовы для постсоветских стран: сб. науч. тр. / отв. ред. Л. В. Попкова. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. С.46-57 (0,75 п.л.) ISBN 5-86465-367-5.

Fedyunina S. Cross-Cultural Communication as an Effective Dimension of Education / A. Slepoykhine, S. Fedyunina // New Dimensions in the Development of Society: рroceedings of the International Conference. Elgava, 15-16 June, 2006. Jelgava : Latvia University of Agriculture, 2006. P. 101-10 (0,6 п.л./0,3 п.л.) ISBN 9984-784-10-X.

Федюнина С. М. Мультикультурализм в постсовременном обществе: дилеммы и перспективы развития. / С. М. Федюнина // Современный город: повседневность и экстремальность : сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2006. С. 38-41 (0,3 п.л.) ISBN 5-7433-1640-6.

Fedyunina S. Methodology of e-learning and development of programmes / S. Fedyunina // Proceedings of international conference «LSP in Higher Education – Searching for Common Solutions», 24 – 25 November, Brno, Czech Republic. Brno, 2006. P.313-318 (0, 75 п.л.) ISBN 80-214-3213-6.

Федюнина С. М. Неравенство в межкультурном взаимодействии / С. М. Федюнина // Современное российское общество: состояние и перспективы (Первые Казанские социологические чтения) : материалы Всерос. науч. конф. Казань, 15-16 ноября 2005 г. Т 1. Казань : Центр инновационных технологий, 2006. С. 336-341(0,37 п.л.) ISBN 5-93962-156-2.

Федюнина С. М. Социологическая концептуализация межкультурных взаимодействий / С. М. Федюнина // Национальная безопасность России в перспективах современного развития : межвуз. науч. сб. Саратов : Научная книга, 2005. С. 263-267 (0.3 п.л.) ISBN 5-93-888-934-8.

Федюнина С. М. Макроуровневая типологизация этноконфликтов / С. М. Федюнина // Современное общество: территория постмодерна : сб. науч. ст. Саратов : Научная книга, 2005. С. 425-431(0,43 п.л.) ISBN 5-93-888-972-3.

Федюнина С. М. Профессиональный язык как контекст организационного функционирования социальной работы / С. М. Федюнина // Организация в фокусе социологических исследований : Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2005. Т. 2. С. 231-235 (0.3 п.л.) ISBN 5-93116075-2.

Fedyunina S.M. Discourse aspects of professional development of social work in the context of globalization (Дискурсивные аспекты профессионального развития социальной работы в контексте глобализации) / S. Fedyunina // Russian sociology: changes and problems. Moscow. Reglant, 2005. P. 105-110 (0, 45 п.л.) ISBN 5-98258-042-2.

Федюнина С. М. Межкультурная коммуникация в контексте культуры / С. М. Федюнина, Л. Н. Максимова // Межкультурная коммуникация и перевод: материалы межвуз. науч. конф. М.: МОСУ, 2005. С. 101-106 (0, 37 п.л. /0.2 п.л.) ISBN 5-89774-116-6.

Федюнина С.М. Социально-культурные и дидактические аспекты игровых методов (на примере ролевых игр) / С. М. Федюнина, С. А. Станиславская // Основания и парадигмы современного общественного развития : сб. науч. ст. Ч.1. Саратов: Научная книга, 2005. С. 172-177 (0, 37 п.л./0,2 п.л.) ISBN 5-93-888.

загрузка...