Delist.ru

Концептуальные основания и условия мультикультурализма в современном российском обществе (25.12.2007)

Автор: Федюнина Светлана Михайловна

10. Институты культуры и образования, гражданское общество имеют особую власть «делать мнение», влиять на институциальный уровень отношений, формировать новое понимание социальных проблем в обществе, в том числе способствовать широкому распространению ценностей толерантности, веротерпимости и мультикультурализма. Признавая очевидность и сложность проблемы дискриминации людей по признаку этничности, опрошенные студенты идентифицируют проблему на институциальном уровне, отрицая бытование ксенофобии в рамках ближайшего окружения, констатируют опыт переживания этнической дискриминации в системе образования. Эффект стигмы проявляется в том, что социальная идентификация иноэтничных студентов нередко включает такой компонент, как представление себя в качестве несправедливо угнетенного.

11. Разработка принципов межкультурного общения, обучение практическим навыкам межкультурной коммуникации становятся сегодня мировой тенденцией на всех уровнях системы образования. Внедрить это обучение можно только в условиях особой учебной среды, которая сама носит инновационный характер и ориентирована на позитивные социальные перемены. Эффективное решение указанной задачи требует признания обучения межкультурной толерантности приоритетным направлением образовательной политики государства на федеральном и региональном уровнях в целях повышения профилактики ксенофобии и борьбы с экстремизмом. Поскольку ксенофобия обладает важным объединяющим и статусообразующим свойством, ей должен быть противопоставлен мультикультурализм как характеристика духовной жизни общества и политическая установка, выступающая демократической моделью гражданской интеграции и позволяющая расширить пространство солидарности.

12. Программы мультикультурной направленности, разработанные для высшего профессионального образования, опираются на личностно-ориентированный подход к подготовке современного специалиста, обладающего не только профессиональными знаниями, но и навыками эффективного межкультурного взаимодействия, пониманием значимости разнообразия социальных идентичностей и соблюдения прав человека в современном многокультурном обществе. Социальные ресурсы и характеристики процессов межкультурного взаимодействия опосредованы социальным институтом образования. В перспективе большое положительное влияние на имидж образования иностранных студентов в провинциальных вузах может оказать активная и консолидированная политика вузов, где достойное место займут принципы мультикультурализма, в том числе воплощенные в повседневной культуре учебного заведения, а также в образовательных программах специальностей. Подобные принципы, адаптированные для социальных услуг в целом, актуализируют новые культурно сенситивные подходы к стандартам и регламентам работы с социально уязвимыми группами населения из числа мигрантов, социальных сирот и других лиц, оказавшихся в кризисной ситуации и нуждающихся в квалифицированной помощи специалистов.

13. Мультикультурное образование основано на теоретических принципах гуманизма и критического обучения, выступает целью образовательной реформы в направлении создания равных возможностей для всех учащихся. В динамическом аспекте – это изменение всех компонентов образования как института, включая организационную структуру, основные ценностные ориентиры, методы обучения и воспитания, принципы управления и оценки. Это непрерывный процесс, требующий долгосрочных усилий, а также тщательно спланированных действий, планирования и мониторинга. Мультикультурное образование выступает против социального неравенства и дискриминации, поднимает вопросы культурного плюрализма и неравного доступа к ресурсам, побуждает к анализу и преодолению социальных проблем, базируется на уважении к культурному многообразию, вносит вклад в поддержку культурного наследия исчезающих этнических групп.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется объективной необходимостью выявления и анализа стратегий мультикультурализма в современном российском обществе и может быть представлена в нескольких направлениях:

1. Проведенное исследование по проблеме мультикультурализма, осуществляемое автором с 1996 года, должно привлечь внимание социологов, специалистов в области культуры и образования к задачам развития нового направления в социологическом и междисциплинарном знании – теории мультикультурализма как социальной политики и повседневной культурной ценности; способствовать активизации общественного выбора относительно предназначения мультикультурной политики и ее конкретных моделей в современном обществе. Данная теория может способствовать преодолению одностороннего анализа социальной политики и недооценки роли ее потенциала в трансформирующемся обществе, позволит осуществить комплексный анализ социальной реальности и проблем достижения социальной стабильности. Социологическая концептуализация мультикультурализма послужит более глубокому и развернутому взгляду на характер духовной жизни, культуры современного общества. Социология межкультурных взаимодействий представляется центральным звеном в методологии исследований проблемы мультикультурализма как для мировой, так и для отечественной науки, политики и социокультурной практики.

2. Авторский подход к исследованию мультикультурализма представляет собой способ комплексного анализа межкультурных взаимодействий на макро- и микроуровнях. Данный подход имеет непосредственное отношение к социальной практике. Он позволяет на системном уровне сформировать основу для принятия решений по преодолению неблагоприятной ситуации в духовной жизни общества, его социокультурной сфере. Основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в работе органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, действующих в полиэтнической социокультурной среде, государственными и муниципальными руководителями и служащими: при разработке и реализации культурной политики, разрешении межнациональных конфликтов, в различных видах профессиональной деятельности, связанной с межкультурными взаимодействиями. Отдельные положения работы были использованы для оптимизации деятельности учреждений сферы культуры, образования, социальной защиты, миграционной службы, органов охраны правопорядка.

3. Материалы проведенного исследования могут быть использованы для совершенствования образовательных программ в области социологии, социологии культуры и духовной жизни, социальной работы, социальной политики, предоставляя новые возможности для разработки и углубления содержания учебных курсов. Материалы исследования могут применяться при обучении и подготовке государственных служащих, сотрудников органов внутренних дел, социальных служб, средств массовой информации, рекламы, маркетинга, педагогов, психологов, при подготовке переводчиков на филологических факультетах при изучении лингвострановедения, культурологии, риторики, международных взаимодействий. Авторская концепция мультикультурного образования применяется в программах профессиональной подготовки по специальностям «Социальная работа», «Социальная антропология», «Социокультурный сервис и туризм», дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», в программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников органов внутренних дел, в подготовке аспирантов и соискателей Саратовского государственного технического университета.

EМежвузовских научных конференциях (Москва, 2005), «Основания и парадигмы современного общественного развития» (Саратов, 2005), IV Международной научной конференции «Международное сотрудничество в образовании» (Санкт-Петербург, 2004), Всероссийской конференции «Саратов: формула идентичности и успеха» (Саратов, 2004), Всероссийской конференции «Образование в современном мире: глобальное и локальное» (Саратов, 2004), Всероссийской научной конференции «Современные стратегии и перспективы социально-экономического развития» (Саратов, 2003), Всероссийской конференции «Социальные процессы в регионах» (Екатеринбург, 2003), Межрегиональной конференции «Регион: социально-экономический, этнографический и культурный феномен России» (Саратов, 2002), Международной конференции «Социальная политика социального государства» (Нижний Новгород, 2001), Четвертой Международной Кондратьевской конференции «Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на ХХI век» (Москва, 2001), Межрегиональной конференции «Становление институтов гражданского общества в Саратовской области» (Саратов, 2000), Межвузовской научно-методической конференции «Информационные технологии в образовании», Всероссийской конференции «Местное самоуправление и этнические конфликты» (Саратов, 1998), Международной конференции «Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе» (Саратов, 1998), научно-методических конференциях «Человек в социокультурном мире» (Саратов, 1997), Международной конференции «Этнос и власть» (Саратов, 1997), «Человек. Общество. Мир» (Саратов, 1996).

Ключевые идеи диссертации положены автором в основу разработанной концепции мультикультурного обучения и рабочих программ авторских курсов «Межкультурные взаимодействия», «Интеркультурная риторика» для специальностей «Социальная работа», «Социальная антропология», «Социокультурный сервис и туризм», дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Подход автора к проблемам межкультурных взаимодействий отражен в ряде теоретических положений госбюджетной темы НИР СГТУ «Социальные и лингвистические проблемы профессиональной кросскультурной коммуникации», 2005-2009 гг., а также в предшествующих госбюджетных направлениях и темах НИР СГТУ: «Социокультурные проблемы обучения межкультурному речевому общению», «Кросскультурные проблемы неориторики», 2002-2004 гг.; «Методология и социология лингвистического образования в техническом университете», «Социальные аспекты образовательных программ по межкультурному общению», 1999-2002гг.. Практической реализацией теоретических положений диссертации явилось применение автором кросскультурных тренингов в подготовке преподавателей СГТУ, участвовавших в международных проектах T-JEP 10040-95-98 «University Administration and Management in Changing Society»; T- JEP-10356-97 «Modern Economic Environment: Diffusion of Market Knowledge»; T- JEP 10808-99 «Enhancing of Professional Social Work Education». Кросскультурное обучение используется в подготовке участников международных проектов Т-JEP-25020-2004 «Foreign Language Education for Russian Technical Universities on the Volga», а также Т-JEP-26093-2005 «CATCH Project», где диссертант является индивидуальным экспертом.

Публикации. По теме диссертации опубликована 41 печатная работа общим объемом 36,6 п.л.: две авторские монографии, 11 статей в центральных периодических изданиях, в том числе 9 в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации включает введение, четыре главы (десять параграфов), заключение, список использованной литературы, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются выбор темы диссертации, ее актуальность, степень научной разработанности проблемы, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, его теоретическая, методологическая и эмпирическая основы, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы, формулируются научные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов исследования, раскрывается структура диссертации.

Содержание первой главы «Социологические объяснения мультикультурных взаимодействий» обусловлено необходимостью обзора и социологического анализа понятий мультикультурализм, межкультурная коммуникация, межкультурные взаимодействия и связанных с ними понятий. В первом параграфе «Мультикультурный дискурс и реалии социальной политики» » мультикультурализм исследуется как дискурс и как феномен социальной реальности. Диссертант отмечает, что ассимиляционная модель «плавильного котла» по формированию единой американской нации (конец XIX – нач. XX вв.), признается сегодня исследователями мультикультурализма (В.Антонова, Дж.Александер, Ф. Аткинсон, Ш. Бенхабиб, А. Галкин, Ю. Красин, Ч. Кукатис, А. Куропятник, У. Кымлика, В. Малахов, Н. Покровская, А. Садохин, Д. Сакс, П. Сил, В. Тишков, У.Холл, Т. Щедрина) иллюстрацией мифа об этнически и культурно нейтральном либеральном государстве. В настоящее время политика стран, принявших доктрину мультикультурализма (США, Великобритания, Франция, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), ассоциируется с официальным признанием параллельного существования различных этнических групп внутри государства и созданием государством благоприятных материальных и правовых условий для этого. Толерантность и уважение к правам других декларируются как часть современной политической атмосферы, а плюрализм в социальной и политической жизни выступает необходимой частью либерального общества. Диссертант отмечает, что в конечном итоге мультикультурализм происходит даже не столько из установок на толерантность, сколько из желания предотвратить конфликты и противостояние внутри государства.

В настоящее время, подчеркивает диссертант, единой признанной теоретической модели мультикультурализма не существует. Можно выделить, по крайней мере, два направления: идеализированную картину «мультикультурной модели будущего» (модель мультикультурализма, основанную на классическом либерализме, описанную, например, Ч. Кукатисом) и мультикультурную интеграционную модель, основанную на современном либерализме (У. Кымлика). Данная модель определяет вхождение этнических меньшинств в принимающее общество с соблюдением равенства прав и доступа к ресурсам, но с абсолютным признанием меньшинством законов принимающей стороны. На другом полюсе – разочарование в самой идее мультикультурализма, признание ее абсурдной и не учитывающей несовместимость стиля жизни и традиций разных культур (Ф. Аткинсон, Д.Сакс, П.Сил). Диссертант полагает, что важным моментом, который следует учитывать при исследовании концепций и практик зарубежного мультикультурализма, является различение основных форм его проявления: в государствах, формирующих население за счет мигрантов (Канада, США, Австралия), и в европейских национальных государствах, принимающих мигрантов. Рост этнокультурных и этнополитических движений в европейских странах стимулируется процессами как глобализации, так и общеевропейской интеграции.

Диссертант считает, что исследование феномена мультикультурализма – многосторонний и сложный процесс, который необходимо проводить как на макроуровне, так и на уровне реалий современной повседневной жизни. В широком смысле автор определяет мультикультурализм как систему социальных, культурных и правовых ценностей, принципов нон-дискриминационной политики и практик толерантного взаимодействия групп и индивидов, формирования духовной жизни общества. Это означает, что жизнь общества может быть рассмотрена в контексте наличия/ отсутствия ценностных характеристик мультикультурной интеграции. К ним диссертант относит: понимание нации в терминах гражданства; отсутствие подавляющей культуры; наличие экономических и социальных условий поддержки миноритарных групп; наличие эффективных законодательных актов против расизма, ксенофобии, терроризма, эйджизма; равный доступ к образовательным услугам, общее информационное и коммуникативное пространство; возможность культурного самоопределения личности в выборе стиля жизни; наличие программ межкультурного взаимодействия и преодоления неравенства; поддержку государством образовательных и культурных программ по сохранению культур и языков малых народов.

Во втором параграфе «Социологическая концептуализация межкультурных взаимодействий» осуществляется социологический анализ таких понятий как «социальная коммуникация», «межкультурная коммуникация». В настоящее время термин «коммуникация» имеет, по крайней мере, три интерпретации и понимается как: а) средство связи любых объектов материального и духовного мира, б) общение-передача информации от человека к человеку, в) передача и обмен информацией в обществе. Выделяются различные виды коммуникаций – социальная, межкультурная, межэтническая и другие; уровни коммуникаций – массовый, межгрупповой, межличностный, которые неоднозначно толкуются в социологии, теории МКК, психологии, культурологии, социолингвистике, менеджменте и других «стыковых» научных направлениях. Останавливаясь на толковании понятия «социальная коммуникация», автор, вслед за В. Конецкой, понимает ее как деятельность людей, «которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе». Существует целый ряд объяснительных моделей социальной коммуникации: социально-психологи-ческое направление (бихевиоризм, диалоговый дискурс К. Ясперса, М.М. Бахтина, М. Бубера); символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Г. Блумер); социолингвистические концепты; феноменологический взгляд на природу данного явления (А. Шюц, Г. Гарфинкель); прагматические теории, рассматривающие практические аспекты передачи, обмена информацией, в частности массовую коммуникацию (А. Моль); теория информационного общества (Д. Белл, А. Тоффлер), коммуникативная парадигма Н. Лумана, по которой общество (социум) как самодостаточная, саморазвивающаяся система, постоянно взаимодействующая с внешней средой, по сути, и есть социальная коммуникация.

Межкультурная коммуникация как составная часть социальных и культурных систем, разновидность социальных коммуникаций включает обмен сообщениями в комплексном, сложном символическом пространстве и требует перевода для понимания символов разных культур. В межкультурной коммуникации выделяются международные коммуникации (на уровне представительства лица или групп от имени государства) и мультикультурные коммуникации (взаимодействие разных этничностей в рамках одного государства). Отталкиваясь от концепций социального действия М. Вебера, социологии повседневности А.Шюца, идей П. Бергера и Т. Лукмана, диссертант подчеркивает, что граждане нечасто рефлексируют в повседневной коммуникации по поводу символических кодов разных культур, а все иное, другое, не соответствующее репертуару принятых в своей культуре правил и понятий, типизируется как чужое, а потому опасное. Так как коммуникация происходит не только синхронно, но и диахронно, обеспечивая преемственность социального порядка и культуры в форме наследования некоторой системы достижений (Н. Иконников), субъекты, вступающие во взаимодействие, осуществляют типизацию ситуации и действующих лиц, соотнося их с имеющимся в их распоряжении репертуаром стереотипов и предрассудков. Автор солидаризируется с Н.Г. Братиной, что стереотип, понимаемый как категория культуры, регулярно воспроизводимая в вербальных и невербальных текстах, является необходимым условием взаимопонимания членов социума и может оцениваться как норма.

Диссертант подчеркивает, что дискуссии о терпимости и нетерпимости можно вести в терминах стереотипов и эффективной коммуникации, а можно затронуть аспект структурного неравенства между участниками взаимодействия. Проявляются различия парадигм в моделях объяснения характера межкультурного взаимодействия: функционалистская перспектива (например, С. Лурье) с очевидностью указывает на роль стереотипов как подспорья или помехи в общении, тогда как критическая ставит вопрос на макроуровне социального неравенства в том или ином обществе и глобальном контексте.

В третьем параграфе «Проблематизация межкультурных взаимодействий в аспекте неравенства» автор, опираясь на критическую перспективу социальной науки, затрагивает вопросы межэтнических конфликтов, подводит базу под концептуализацию мультикультурализма как идеологии и практики на разных уровнях: в государственной политике, в функционировании разных социальных институтов, средствах массовой информации, явлениях массовой культуры и повседневной жизни. Этнический конфликт понимается как «вид социального конфликта, субъектами – носителями которого являются социальные группы, различающиеся по этническим признакам» (В. Авксентьев).

Как отмечает диссертант, в 1970-80 гг. сложились концепции, основанные на различной методологии анализа этнических конфликтов (эволюционистские теории, социально-психологическая школа, культурно-антропологическая школа). Чаще всего в качестве главных причин этнических конфликтов выступают территориальные споры, миграции и перемещения, историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере разделения труда (В. Авксентьев). Однако диссертант обращает внимание на то, что в рамках социологии, социальной и культурной антропологии сосуществуют совершенно разные объяснительные схемы. Типология парадигм, приводимая Дж. Ритцером, представляется наиболее оптимальной. В соответствии с этой типологией можно представить типы объяснений этнических конфликтов, расположив их по следующим основаниям: объективизм-субъективизм, микро-, макроуровни социального анализа. Тогда природа этноконфликта может быть раскрыта в терминах структурного социального неравенства на макроуровне, существующем объективно, в ситуации взаимодействия крупных этнических групп (войны, колонизация, рабство), или же в терминах межличностной неприязни, вытекающей из условий социализации.

Анализируя различные подходы к проблематике расы, этничности, гражданства, национализма, расизма, социальной дистанции в рамках критической социальной теории (Н. Скворцов, Д. Голдберг, Л. Дробижева, В. Ильин, С. Соколовский, М. Райх, Э. Геллнер, В. Тишков) автор приходит к выводу, что фрейм критической социальной теории не только проявляет этнические различия, но и выявляет иерархии этнических групп в повседневных ситуациях, системах повседневных социальных практик. Несмотря на то, что это, прежде всего, противоречия социального свойства, связанные с борьбой за рабочие места, достойное и приемлемое по цене жилье, доступ к социально-значимым ценностям, следует сделать акцент на дискурсивных конструктах этничности и расы. Именно дискурсивный характер современных межкультурных противоречий делает их более сложно выявляемыми, укорененными и распространенными феноменами. Неравенству и дискриминации противопоставляется коллективное действие, которое, если им не управлять, может привести к дезинтеграции и повлечь деструктивные последствия. Осознание множественности современных идентичностей должно быть подкреплено концепцией позитивного взаимодействия. Речь идет о концепции мультикультурализма как идеологии и практики, формирующейся на самых разных уровнях: в индивидуальном опыте повседневной жизни, культуре, СМИ, учреждениях и организациях, законодательстве и государственной политике.

Вторая глава «Мультикультурализм как принцип государственной политики: отечественный и зарубежный опыт» посвящена сопоставительному анализу отечественного и зарубежного опыта управления полиэтническим обществом. В четвертом параграфе «Эволюция отечественной полиэтнической политики» диссертант рассматривает вопросы эволюции отечественной полиэтнической политики, полагая ее важнейшей составляющей духовной культуры общества. Сравнивая два основных подхода к интеграции полиэтничного населения: ассимиляционную, или «плавильный котел», и модель признания различий, или мультикультурную модель, автор приходит к заключению, что для России проблема интеграции не может быть ограничена вопросом включения мигрантов в сообщество. Как подчеркивает диссертант, этнические меньшинства России, в отличие от Канады, США и ряда европейских стран, – это, прежде всего народы, живущие преимущественно на своей исторической территории. В этом состоит особенность России как полиэтничного государства. Этнокультурный облик России отличается большим разнообразием, которое обусловлено вековыми традициями совместного проживания различных этносов на обширной территории. В связи с этим в СССР национальный вопрос, проблемы нациестроительства были отличительными признаками советской политики. Автор соглашается с В.А. Тишковым, что разграничение понятий «российский» и «русский» (применительно к культуре, государственности, традициям) свидетельствует о различных позициях в определении своей общности – по критерию гражданства либо этничности. Это, в свою очередь, отражает два реальных исторических процесса: становление гражданской нации в России (начиная со второй половины XIX века и до 1917 года) и конструирование этнонации советской властью: создание федеральных субъектов по этническому признаку, обязательная паспортная регистрация своей национальности.

Констатируя тот факт, что вопросы национальной политики были неотъемлемой частью коммунистической идеологии, диссертант отмечает, что лозунг «многонациональное по форме, социалистическое по содержанию» относился не только к творчеству народов, но и к их самосознанию. В исследовании подчеркивается, что статус этноса в межэтнических коммуникациях и тип его взаимоотношений с другими этносами определялись как в науке, так и в советской политике и на практике целым рядом факторов. Среди них наиболее важными были численность этноса, его миграционная подвижность и наличие у него необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своего языка и культуры. Попытка переформулировать основания нациестроительства в СССР, предпринятая в 1970-е-80-е гг. в форме концепции «советского народа как новой исторической общности», не привела к сглаживанию различий социальной структуры этносов в силу своей излишней идеологизированности и на практике была ограничена сферой рыночных отношений.

Обращаясь к феномену диаспор, автор отмечает, что исследования в различных науках фокусируются на социально-психологических измерениях человеческого опыта, анализируется жизнь этнической группы в иноэтничной среде. Признавая всю важность этого подхода к изучению контекстов мультикультурного взаимодействия, диссертант сосредотачивает внимание на вопросах структурных факторов неравенства и политических приоритетах мультикультурализма. При этом, вслед за Л.Г. Иониным, культура и духовная жизнь социальных групп и общества в целом рассматриваются в неразрывной связи с социальной структурой. Указывается, что процессы миграции вызывают растущую озабоченность населения России, которая имеет тенденцию усиливаться в последнее время. Проблема обостряется еще сильнее для больших городов, в которых межэтнические противоречия и конфликты наиболее заметны. Конфликты, возникающие между коренным населением и мигрантами, своими источниками имеют не столько этническую и культурную обособленность, сколько противоречия социального свойства, связанные с борьбой за рабочие места, достойное и приемлемое по цене жилье, доступ к образованию. Культурная составляющая не играет в этих процессах определяющей роли.

Автор считает, что Конституция РФ, российское законодательство и ратифицированные международные акты, создание Ассамблеи народов России представляют не только достаточную юридическую основу для профилактики и пресечения противоправной экстремистской деятельности и преступлений на почве национальной, расовой, социальной и конфессиональной вражды и ненависти, но и предпосылки мультикультурной модели построения общества в России. К ресурсам межэтнической и, шире, межкультурной интеграции следует отнести не только организацию «экономических ниш», но, прежде всего, совершенствование правовой базы и правоприменительной практики в сочетании с внедрением мультикультурных принципов в деятельность государственных структур, непосредственно взаимодействующих с населением.

В пятом параграфе «Зарубежное воплощение мультикультурализма в современной социальной реальности» исследуются мультикультурный дискурс и реалии социальной политики зарубежных государств. В диссертации подчеркивается, что политика мультикультурализма, выступая ключевым идеологическим принципом государственной политики ряда зарубежных стран, содержит ряд противоречий, связанных с его практическим воплощением. Наряду с явными достижениями зарубежной политики в сфере социокультурной интеграции иммигрантов и соблюдения прав меньшинств существует ряд дилемм, за которыми скрываются не только политические несогласия, но и трудность учета сложнейшей реальности социального взаимодействия разных культурных групп, влияния целого комплекса властных отношений и интересов. В частности, в жизни современной Европы провозглашение равенства культур не тождественно реальному равенству в экономической и политической сферах. Примеры тому – ограниченный доступ этнических меньшинств в органы власти и правосудия в Великобритании, статус «гастарбайтеров» у многих рожденных в Германии мигрантов, низкий жизненный уровень выходцев из бывших колоний во Франции и т.д. Будущее мультикультурализма в Европе зависит и от того, как сложатся отношения между христианскими и мусульманскими культурными ценностями: боязнь исламского экстремизма способствует замедлению мультикультурных преобразований со стороны европейских правительств. Автор солидаризируется с В. Малаховым в том, что возвращение к политике ассимиляции вызвало бы взрыв социальной напряженности, и этот путь в настоящее время отвергнут Евросоюзом.

Диссертант анализирует положительный опыт мультикультурных практик западно-европейских государств, отраженный в ряде документов по оказанию государственных услуг населению (Хартия граждан и ее отраслевые хартии, программа «Модернизация правительства» в Великобритании, Кодекс публичных услуг Пенсильвании в США, Закон о местном самоуправлении в Венгрии и др.). Подчеркивается, что учет таких факторов как обеспечение прав меньшинств, общественная безопасность, а также социальное обеспечение, медицинское обслуживание и доступность образования для всех культурных сообществ, отраженных в мультикультурных контекстах законодательных документов, является важной вехой развития гражданского общества, а жесткий контроль над соблюдением исполнения документов способствует регулированию деятельности органов по оказанию государственных услуг в многонациональном обществе.

Далее в диссертации осуществляется анализ профессионального тезауруса социальной работы в качестве одной из сфер мультикультурных практик. Переопределение понятий и развитие новых дискурсивных форм происходит как явным (интернационализация учебных планов), так и латентным образом. Диссертант приходит к выводу, что успех адаптации новых принципов социального обслуживания и их распространения на уровне конкретных организаций и сотрудников, работающих с людьми, можно сравнить с задачами мультикультурной коммуникации, которая зависит от взаимопонимания людей как в общечеловеческом, так и в языковом планах. Сопоставляя термины социальной работы в английском и русском языках, а также названия курсов в российских и зарубежных вузах, диссертант выявляет их адекватные смыслы, реальные контексты западной и российской систем подготовки социальных работников. Из специфической деятельности с четкими границами между теорией и опытом, образованием и практикой, ролями специалиста и клиента социальная работа эволюционирует в направлении признания равных, партнерских отношений преподавателя, специалиста и клиента. Недопустимыми становятся проявления языкового сексизма, эйджизма, расизма. В настоящее время осуществляется активная разработка стандартов социальных услуг; для этого, по мнению диссертанта, необходимо учитывать принцип культурной сенситивности, ярко проявляющий себя в работе с мигрантами, социальными сиротами, подростками в кризисной ситуации и другими группами, нуждающимися в квалифицированной помощи.

В третьей главе «Мультикультурализм и толерантность в профессиональном поле силовых структур» диссертант проводит анализ установок сотрудников МВД в отношении мигрантов, а также исследование репрезентаций миграции и этничности в профессиональной периодике. Выбор поля исследования обусловлен тем, что именно сотрудники милиции являются проводниками формальных и неформальных практик в отношении мигрантов, поскольку органы внутренних дел, наряду со службой миграции, являются тем механизмом, который выполняет регулирующие функции в области миграции. Автор анализирует, присутствует ли толерантность как элемент системы аттитюдов в профессиональном поле данных силовых структур. В шестом параграфе «Толерантность к межэтническим взаимодействиям с мигрантами в установках сотрудников МВД» проводится исследование результатов опроса сотрудников органов внутренних дел крупных промышленных центров России – Саратовской (54,2%), Самарской (25,4%) областей и других регионов: Республика Мордовия, г. Пермь, Томская обл., Тюменская обл., Кемеровская обл., г. Йошкар-Ола, г. Сургут, Иркутская обл., г. Киров, Алтайский край, выполненное автором в сравнении с данными социологических исследований межэтнических отношений в современной России, проведенных и опубликованных в сети Интернет фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Для оценки установок по отношению к мигрантам как одного из видов эксклюзии в исследовании использованы несколько подходов: 1) на основе оценки роли мигрантов в контексте социальной безопасности на территории России (вопросы субъективной оценки криминальных аспектов жизнедеятельности мигрантов); 2) на основе оценки роли мигрантов в формировании рынка труда; 3) на основе оценки общего характера взаимоотношений с представителями мигрантов, принадлежащих к иным этническим группам.

Респондентами в социологическом опросе, проведенном диссертантом, были: следователи, сотрудники оперативных подразделений, сотрудники следственных изоляторов, вневедомственной охраны, паспортной службы, ГИБДД (N = 343). Как показали проведенные исследования, сотрудники милиции по своим служебным обязанностям чаще остальных россиян сталкиваются с проявлениями межэтнических конфликтов. Это же обстоятельство порой мешает объективно воспринимать причины и внутренние механизмы динамики ситуации. Сравнительный анализ общественного мнения россиян и сотрудников органов внутренних дел указывает на более рельефное восприятие работниками милиции проблем межэтнического взаимодействия. О большом количестве приезжих, мигрантов за последние годы говорят 92% респондентов целевой выборки и 79% респондентов общероссийского опроса; ассимиляция представляется наиболее приемлемым вариантом поведения мигрантов для 62% опрошенных сотрудников МВД и 47% общероссийской выборки. В качестве основных причин конфликтов на почве национальной неприязни респонденты целевой выборки указывают на приезжих, мигрантов, тогда как согласных с таким мнением в общероссийском опросе вдвое меньше. На негативное влияние мигрантов на общую ситуацию в месте проживания указывают 70% сотрудников органов внутренних дел и 43% респондентов общероссийского опроса. Многонациональный состав населения России считают позитивным фактором 60 и 40 % соответственно; отдельные национальные группы, проживающие в регионе, вызывают ощущение раздражения и неприязни у 30 и 40 % респондентов соответственно.

Эти обстоятельства требуют, по мнению диссертанта, специальных усилий по изменению ценностно-мотивационных принципов регулирования установок сотрудников силовых структур, внесению коррективов в их профессиональную подготовку. Говоря о «профессионализме», автор имеет в виду следующее. Как известно, дискурс профессионализма изучается и применяется в социологии для того, чтобы изменять и оптимизировать организационные и управленческие задачи, а не поддерживать исторически традиционные и консервативные формы отношений и деятельности. На современном этапе профессионализация сотрудников правоохранительных органов должна, по убеждению автора, включать не только совершенствование навыков оперативно-розыскной работы, владение нормативно-законодательной базой и прочими специальными знаниями, но и формирование компетентности в вопросах мультикультурализма, толерантности и нон-дискриминации.

В седьмом параграфе «Репрезентации мультикультурализма в юридической периодике» диссертант описывает результаты контент-анализа периодических изданий «Государство и право» (ГиП), «Правоведение», «Милиция», освещающих юридические вопросы и различные аспекты применения права в контексте внутригосударственных и международных отношений. Критериями отбора были: широкая представленность издания на рынке юридической и правовой периодики, наличие материалов, обращенных к актуальному социальному контексту. Выборку составили материалы, опубликованные в номерах журналов «Правоведение» и «ГиП» в период 1990-2004 гг., и в журнале «Милиция» с 1998 по 2004 гг. Всего просмотрено 110 номеров, из которых отобраны 206 релевантных целей исследования проблемно-аналитических публикаций и визуальных материалов. Единицами анализа в исследовании выступают элементы содержания (устойчивые словосочетания, термины, имена и географические названия, дескриптивные выражения), служащие индикаторами проблематики мультикультурализма и толерантности. Единицами счета (количественной мерой взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений) выбраны частота появления и интенсивность высказывания. В качестве методологической схемы анализа материалов были выделены тематические поля мультимедийного дискурса: права человека, демократизация, становление правового государства, федерализм, «горячие точки», терроризм, меньшинства, расовая принадлежность, миграция, социальная толерантность, развитие юридической сферы, религия.

Диссертант выделяет следующие характеристики медиа-репрезен-таций, которые могут считаться признаками мультикультурализма и толерантности в рассмотренных изданиях: признание разнообразия, отсутствие проявлений нетерпимости, антидискриминационные акценты. Анализ наличия этих признаков в «ГиП», «Правоведении» и журнале МВД «Милиция» позволяет сделать следующий вывод. Первые два издания отличаются от издания МВД более сильным акцентом на вопросах признания культурного разнообразия и противодействия различным формам дискриминации, а также достаточно редкими (практически единичными) фактами проявления социальной нетерпимости. Вместе с тем качественный анализ публикаций позволил выявить латентные маркеры имперского дискурса при обсуждении таких тем, как «горячие точки», «религия», «меньшинства» и «раса»; кроме того, отмечена негативная динамика в обсуждении проблематики мультикультурализма, соотносимая по времени с процессами становления российского федерализма и укрепления «вертикали власти». Эффекту «объективности» и «политкорректности» в восприятии данных журналов способствует приоритет внимания авторов к макроуровневым процессам и явлениям – международным, межгосударственным отношениям (особенно это характерно для «ГиП») и уклонение от обсуждения «щекотливых» проблем, каковой, к примеру, является ситуация в Чеченской республике.

При любой степени так называемой «массовости» как со стороны источника сообщения, так и со стороны получателя, выясняется, что ответственным за создание текста и за конечную его интерпретацию всегда является конкретный пользователь языка, индивид со всей его включенностью в языковую и социальную среду. Журнал «Милиция» зачастую исходит из описаний микроуровня – отдельных людей, индивидуальных судеб, что способствует большей эмоциональной насыщенности публикаций данного издания. В целом проведенный анализ юридической профессиональной периодики позволил отметить присутствие дискурса о мультикультурализме в этих изданиях; наряду с этим, однако, зафиксированы факты интолерантности и тенденция к их росту.

В четвертой главе «Мультикультурализм и высшее образование: барьеры и ресурсы гражданской интеграции» диссертант показывает возможности гражданской интеграции в аспекте реализации прав человека, распространения идей толерантности и мультикультурализма в духовной жизни современного общества. Автор рассматривает контекст и достижения мультикультурного образования за рубежом и на основе эмпирических данных, полученных при помощи метода фокус-групп, анализирует проблемы иноэтничных студентов, обучающихся в вузах крупных российских городов. В главе представлен опыт внедрения мультикультурализма в образовательные программы российского вуза на примере Саратовского государственного технического университета.

Восьмой параграф «Риски российского высшего образования для иностранных студентов» посвящен изучению интолерантной социокультурной среды, в которой оказываются студенты – граждане иностранных государств, приезжающие в Россию на обучение. Как отмечает диссертант, процесс приспособления иностранных студентов к условиям принимающего их российского вуза во многом определяется исходной мотивацией самих студентов, их готовностью принять другие правила жизни, культурные нормы, а также величиной социально-культурной дистанции между населением принимающей среды и этническими сообществами. Отрицательную роль могут играть институциальные ограничения и дефицит каких-либо ресурсов, в том числе изоляция из-за ограниченности коммуникаций, незнания языка. Эти факторы зачастую обусловливают зависимость иностранных студентов от неформальных практик, коммунальных особенностей этнических сообществ по месту учебы и проживания. Одной из стратегий разрешения проблем адаптации является формирование определенного жизненного стиля, делающего акцент на собственной этнической идентичности, но не противопоставлении себя как чуждого элемента окружающей культуре. В этой политике достойное место займут принципы мультикультурализма, в том числе воплощенные в повседневной культуре учебного заведения, а также в образовательных программах специальностей. Речь может идти об организационных изменениях университетов, которые отвечают текущим социокультурным условиям мультикультурализма и усложнения организационных форм передачи знаний. Одним из примеров новой организационной формы может служить предложенное еще в 60-е годы ХХ века К. Керром, президентом университета Беркли (Калифорния, США), понятие «мультиверситет» («multiversity»). Обучение становится по своей сути постмодернистским как по форме организации образовательной программы, так и по функциям и структуре самого образовательного учреждения.

Девятый параграф «Неравенство в мультикультурном образовательном контексте» посвящен проблемам практического воплощения принципов мультикультурализма в образовании. На основании данных, полученных автором в 2006 г. при помощи метода фокус-групп в двух крупных вузах г. Саратова, а также с учетом вторичных данных опросов в ряде российских регионов диссертант рассматривает мнения студентов, принадлежащих к этническим меньшинствам, в сравнении с мнением молодежного этнического большинства, о ситуациях обучения в российских вузах. В фокус-группах, проведенных автором, были представители разных этничностей (татары, чеченцы, осетины) и иностранные граждане (из Казахстана, Азербайджана), всего 17 человек, включая 11 учащихся заочной формы обучения и 6 молодых преподавателей – слушателей программ повышения квалификации, из них - 9 женщин и 8 мужчин, включая трех женщин в группе заочников. В первую очередь автора интересовали мнения студентов, обучающихся в юридическом вузе, поскольку именно эта категория обучающихся в дальнейшем пополнит ряды сотрудников правоохранительных структур, адвокатур, т.е. будет непосредственно вовлечена в процессы, связанные с защитой прав человека.

загрузка...