Delist.ru

Концептуальные основания и условия мультикультурализма в современном российском обществе (25.12.2007)

Автор: Федюнина Светлана Михайловна

ФЕДЮНИНА Светлана Михайловна

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Специальность 22.00.06 – Социология культуры,

духовной жизни

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Саратов 2007

Диссертация выполнена в ГОУ ВПО «Саратовский государственный

технический университет»

Научный консультант доктор социологических наук, профессор

Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Андреев Эдуард Михайлович

доктор социологических наук

Мукомель Владимир Изявич

доктор социологических наук, профессор

Черняева Татьяна Ивановна

Ведущая организация: Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского

Защита диссертации состоится «_____»____________2008 г. в____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.242.03 при ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет» по адресу: 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77, Саратовский государственный технический университет, корп.1, ауд. 319.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет».

Автореферат разослан « ___ » ____________ 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета В.В. Печенкин

общая характеристика работы

Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью фундаментального анализа трансформаций современной культуры и духовной жизни, ведущих к изменению характера социальных отношений и повседневной жизни людей в условиях роста социального и культурного разнообразия в современном российском обществе. Это связано с тем, что в современных поликультурных контекстах общественного развития духовная жизнь общества чрезвычайно усложняется, подвергаясь разнонаправленным векторам регулирования. Переопределение идеологических приоритетов государственной политики и расширение возможностей жизненного выбора людей по-новому формулируют повестку дня в сфере культурной индустрии и духовной составляющей в повседневной жизни людей. В таких условиях этнонациональная концепция политики может проявлять свои негативные аспекты, способствуя росту конфликтов.

Со второй половины ХХ в. в развитых странах сформировался новый тип отношений между гражданами и государством, основанный на ценностной и нормативно-правовой системе, которая предполагала иные формы взаимодействия граждан, государства и общества. Придавая большое значение сохранению и укреплению общественного правопорядка, защите конституционных прав и свобод граждан независимо от их национальной принадлежности, достижению гражданского единения общества, этот тип отношений выдвигает в качестве приоритетов системы ценностей согласие, мир и ненасилие. Формирование такого типа отношений взято за ориентир развития и в нашей стране еще с 1996 г., когда в Российской Федерации была принята новая концепция государственной национальной политики, представляющая собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности органов власти в сфере национальных отношений. В 2001-2005 гг. успешно действовала Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», миссией которой были консолидация гражданского общества, поддержка разнообразия, утверждение права всех людей быть разными. Однако в ситуации активно осуществляемых преобразований социальной сферы ключевые аспекты новой национальной политики стали предметом острых научных, политических и идеологических дискуссий, усугубляемых политическими спекуляциями на тему демографии, миграции, экономических и территориально-политических конфликтов.

На фоне процессов автономизации территорий и фрагментации национальных государств возрастает роль мультикультурализма как интегрирующей политики и практики, способной препятствовать процессам разобщения и форсировать развитие в странах с переходной экономикой. При этом отечественный опыт свидетельствует, что зарубежные модели мультикультурализма не могут быть в чистом виде перенесены на российскую почву и требуют теоретического переосмысления и адаптации к системе отношений между обществом и государством в нашей стране.

Актуальность социологического анализа мультикультурализма обусловлена усилением роли межкультурных взаимодействий в процессах глобальной интеграции при одновременном возрастании роли факторов, дифференцирующих и разобщающих население в ходе политических и социально-экономических трансформаций. В условиях усложнения ориентиров духовной жизни общества в контексте интенсификации транснациональных перемещений и межнациональных контактов, миграционных процессов, смены идеологических и политических векторов развития межкультурные взаимодействия приобретают новую специфику. Обретение независимости новыми государствами зачастую совпадает с ростом социальной нестабильности и экономического спада, вызывая к жизни межэтнические конфликты, вооруженные столкновения и междоусобицу. Противостоять этому возможно, только объединяя ресурсы институтов власти и гражданского общества.

Сегодня именно сфера культуры и образования является наиболее продуктивным полем для межнационального взаимодействия, развития диалога и взаимопонимания, выступая мощным фактором развития национального самосознания, самоутверждения этнической общности. Роль высшего образования в развитии и укреплении этой системы ценностей является стратегической. Растет интерес иностранных студентов к получению высшего образования в российских вузах, расширяется международное сотрудничество предпринимателей, ученых, деятелей культуры, общественных организаций. Формирование нового социологического подхода к развитию конструктивных межкультурных отношений особенно важно в современной России. Перспектива исследования межкультурных различий и взаимодействий в контексте мультикультурализма как теоретической концепции и системы практических действий способствует оздоровлению духовной жизни общества, задает ориентиры понимания и диалога культур.

Степень разработанности проблемы. Дискуссии о сущности межкультурных коммуникаций и различий имеют более чем вековую историю. История научного интереса к проблеме культурных особенностей восходит к трудам философов Нового времени, антропологов конца XIX – начала ХХ в., основателей социологической науки. С развитием наук о человеке и обществе проблема межкультурных коммуникаций оказалась в поле зрения представителей различных общественных наук в России и за рубежом. Проблематика политики в сфере национальных отношений оформляется в антропологии, социологии, политологии, философии в течение XIX-XX вв. В то время как с конца 1930-х гг. отечественные этнокультурные исследования по идеологическим соображениям прекратились, за рубежом анализ культурных особенностей становится важнейшим направлением социального и гуманитарного знания. Разрабатываются концепции, теории, модели культур, культурного релятивизма, межкультурного взаимодействия (Р. Бенедикт, М. Мид, Р. Брислин, Э. Холл). Выход в 1954 г. работы Э. Холла и В. Трагера «Culture as Communication» («Культура как коммуникация») считается датой возникновения теории и практики межкультурной коммуникации (МКК). Этот подход базировался на методологии изучения культур антропологов Ф. Клакхон и Ф. Стродбека, интерпретациях вербального и невербального поведения Л. Самовара и Р. Портера, концепциях и моделях адаптаций к инокультурной среде, преодоления культурного шока М. Беннета. С теорией межкультурных коммуникаций тесно связаны концепты культурной грамотности Э. Хирша, подход культурных измерений Г. Хофштеде и теория высоко- и низкоконтекстных культур Э. Холла.

В последние годы интерес к исследованию межкультурных отношений в России стремительно растет. Проблематика мультикультурализма помещает разнообразные аспекты инаковости, отличий, разнообразия в правовой, административный и социокультурный контексты, тем самым смыкаясь как с вопросами стереотипов, предубеждений, дискриминации и конфликтов, так и с разработкой механизмов толерантности, антидискриминационной практики (Ю. Арутюнян, Л. Дробижева, Н. Лебедева, М. Мукомель, Т. Стефаненко, В. Тишков), формирования позитивной межкультурной компетенции (А. Садохин, С. Тер-Минасова, Е. Верещагин и В. Костомаров, Ю. Рот и Г. Коптельцева, Л. Гришаева и Л. Цурикова, Д. Гудков, В. Красных, М. Бергельсон, Т. Персикова, А. Вежбицкая, О. Леонтович, И. Клюканов, А.В. Сергеева). Вопросы межнациональных, межконфессиональных отношений находятся в центре обсуждения ученых, политиков и общественных деятелей разных стран. Механизмы формирования межэтнических стереотипов, предубеждений, конфликтов анализируют А. Садохин, Т. Грушевицкая. Межкультурная коммуникация как подход в социально-гуманитарной науке и практике различных профессионалов, позволяющий понимать и преодолевать стереотипы, отражена в трудах Н. Иконниковой, В. Кашкина, В. Конецкой, Е. Милосердовой, А. Павлова, В. Попкова. Конфликтологи В. Авксентьев, А. Здравомыслов, С. Матвеева, Л. Морозова вносят вклад в разработку базовых причин межэтнического конфликта и способов его предупреждения. Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов аргументируют, разрабатывают и реализуют В. Тишков, К. Мокин, Е. Филиппова.

Наиболее часто в рамках концепций мультикультурализма рассматриваются вопросы этничности, религии и гражданства, хотя важно учитывать и такие измерения культурных отличий, как пол, возраст, инвалидность, иные аспекты идентичности и социального равенства (Ф. Армстронг, Л. Бартон). О соотношении этнического и социального в аспектах неравенства и идентичности пишут Л. Дробижева, З. Сикевич. Представления о социальном конструировании этнической идентичности развивают В. Воронков, О. Карпенко, И. Освальд, М. Соколов; H. Скворцов анализирует неомарксистскую перспективу в исследовании этничности. Принципиально важные положения о комплексных основаниях неравенства, новых формах социальной эксклюзии в современном российском обществе содержатся в трудах Ф. Бородкина, Т. Заславской, В. Ильина, В. Радаева, О. Шкаратана. Намеченной перспективе анализа близки работы по управлению в сфере межнациональных отношений С. Замогильного, идеи встречи культур, культурной трансляции и этнологического дискурса конфликта В. Ярской, представления В. Тишкова об антропологии российских трансформаций, принципы социологического анализа межкультурных различий В. Кочеткова.

Концепция мультикультурализма вступает в сложные и неоднозначные отношения с идеологией национализма. Л. Дробижева, А. Аклаев, В. Коротеева, Г. Солдатова изучают образы национализма в России в условиях демократизации политического режима и повседневной жизни населения. Отталкиваясь от теоретических положений Б. Андерсена и Э. Геллнера, сложные отношения между политической доктриной национализма и социально-психологическими, социокультурными основаниями повседневной коммуникации поднимают О. Волкогонова, А. Кац, В. Коротеева, И. Татаренко, В. Тишков. Проблематика национализма связана с аспектами этнической и национальной идентичности, особенно обостряющимися в эпоху социальных трансформаций: этим вопросам посвящены труды А. Вишневского, Д. Горовцова, Л. Дробижевой, О. Миронова, О. Оберемко, В. Ядова. О культуре патриотизма и его роли в консолидации общества пишут Э. Андреев, А. Кузнецова. Особенности рассмотрения межэтнических конфликтов в русской гуманитарной мысли конца XX века анализирует О. Денисова. С использованием концепции социальной дистанции (Э. Богардус) в отечественной социологии осуществляются исследования межэтнических и межкультурных взаимодействий, восприятия Другого, Иного (Л. Гудков, Л. Дробижева, Ю. Левада, В. Ядов). Межкультурные различия в бизнесе, образовании, повседневном взаимодействии изучают В. Кочетков, С. Лурье. В трудах Л. Гудкова анализируется идеологема «врага» в связи с концепцией негативной идентичности, формируемой в период радикальных социальных перемен. Ксенофобия показана массовым синдромом, эпидемией и механизмом социокультурной интеграции, в связи с определенными формами расизма, патриотизма и националистического экстремизма (Л. Гудков, Л. Борусяк, Е. Вовк, В. Ильин).

С вопросами мультикультурализма непосредственно связана проблемная сфера миграции и межэтнических отношений (Н. Воронина, С. Рязанцев). Позиции отечественных социологов и демографов поляризованы между акцентами на проблемах гражданского статуса и нарушении прав мигрантов (Л. Графова, А. Грешнова, Ж. Зайончковская), важности миграции для воспроизводства народонаселения (А. Вишневский, В. Ярская), рисках и конфликтогенности миграционных процессов (А. Дмитриев). Анализируя процессы миграции в современном обществе, исследователи проводят сравнительный анализ политики и социокультурных отношений к этническим меньшинствам (Т. Васильева), рассматривают миграционную подвижность как новую жизненную стратегию населения (С. Рязанцев), транснациональные культурные тенденции в международной миграции (Т. Фэйст). Типологии миграционных процессов формулируют Т. Лопухина, С. Градировский.

Динамику и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России анализирует в своих трудах Э. Паин. Отталкиваясь от теоретико-методологических положений Дж. Александера, У. Кымлики, отечественные исследователи В. Антонова, В. Малахов, О. Арбша, А. Куропятник, О. Щедрина проводят сравнительный анализ политики Великобритании, Канады, США и других стран, рассматривая тенденции отечественной национальной политики в аспектах мультикультурной модели интеграции мигрантов в России, поднимают вопросы идеологии и политики социальной стабильности полиэтнических обществ.

загрузка...