Delist.ru

Управление качеством образования по физической культуре на основе актуализации функции контроля (25.12.2007)

Автор: Барабаш Ольга Алексеевна

4. Диагностическая карта анализа внутренних факторов обеспечения качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, содержащая объективные критерии, отражает состояние материально-технического обеспечения процесса образования дифференцированно для каждого из разделов образовательной программы по физической культуре и в среднем. Ее использование позволило установить неудовлетворительное состояние материально-технического обеспечения процесса образования по физической культуре в специальных учреждениях VIII вида Приморского края.

5. Изучение профессиональной и личностной деятельности учителей физической культуры, работающих в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, выявило высокий и оптимальный уровень сформированности профессиональных и личностных качеств педагогов Приморья (их итоговые оценки находятся в диапазоне от 4,3 и до 4,6 баллов). Формирование профессиональных качеств зависит от продолжительности педагогического стажа ( наиболее низкие показатели по уровню развития всех видов умений наблюдаются у учителей со стажем работы 3(7 лет; наиболее высокие ( стаж работы которых 10(13 лет. Педагогические умения ранжируются в порядке снижения уровня сформированности следующим образом: двигательные педагогические, направленность личности, коммуникативные, конструктивные, организаторские, проектировочные; наименее сформированы гностические способности.

6. Диагностические карты анализа организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, построенные на учете критериев деятельности учреждения по учебному, физкультурно-оздоровительному и спортивно-массовому направлению, объективно отражают состояние этих видов работы. Их использование позволило выявить следующее: баланс времени, затрачиваемого на различные компоненты учебной деятельности на уроке физической культуры в специальном учреждении VIII вида, зависит от ступени образования. Моторная плотность на уроках возрастает от 1 к 9 классу за счет снижения затрат времени на вспомогательные действия и отдых, количество времени, отводимого на осмысление заданий, остается практически неизменным на всех этапах обучения. Количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях, имеет прямолинейно-восходящую динамику от 1 к 6 классу, затем незначительно снижается; процентное соотношение учащихся, занимающихся в спортивных секциях, к их общему количеству составляет в среднем в крае около 30%. Наиболее популярными видами спорта являются игровые виды. Наибольшее количество учащихся, нуждающихся в занятиях в специальных медицинских группах, по районам Приморского края зафиксировано в г. Артеме (22,4%); наименьшее в г. Владивостоке (5,2%).

7. Двигательные способности учащихся с умственной отсталостью формируются на основе единых закономерностей у детей, проживающих в различных климатогеографических зонах России. Сравнение общей динамики, абсолютных и пиковых значений показателей, характеризующих уровень развития большинства двигательных способностей у детей и подростков, проживающих в Приморье, Западной и Восточной Сибири, не выявило статистически достоверных различий в большинстве исследуемых показателей у школьников 8(17 лет (Р>0,05). Периоды наибольшего благоприятствования для их развития у учащихся с умственной отсталостью смещены в сторону младшего и среднего школьного возраста, период до 12(13 лет является наиболее благоприятным для развития практически всех видов двигательных способностей.

8. Общая динамика, сенситивные периоды развития показателей, характеризующих координационные способности у детей, проживающих в разных климато-географических зонах, значительно отличаются. Установлено влияние некоторых погодно-метеорологичес-ких факторов на проявление координационных способностей, о чем свидетельствует установленная статистически достоверная сильная отрицательная взаимосвязь между рассматриваемыми явлениями (от r= -0,821 до r= -0,943, при Р <0,05), которая и обусловливает это отличие у детей с нарушением интеллекта, проживающих в условиях дальневосточного муссона. Не выявлено определенной концентрации сенситивных периодов развития координационных способностей на каком-либо из этапов школьного обучения, поэтому их целесообразно развивать на протяжении всего школьного возраста.

9. Становление большинства изучаемых номенклатурных показателей техники двигательных действий наиболее успешно происходит в 6 классе с тенденцией к снижению в 8-м. Формирование циклических локомоций имеет в целом поступательный характер с первыми пиками во 2, 3 классах, вторыми в 6 классе и снижением в 5 классе. Баллистические же движения имеют снижение показателей техники выполнения движений в 7 классе, максимальные значения суммарных баллов за технику их выполнения так же приходится на 6 класс. В игровых видах спорта наиболее высокие показатели дискриминативной эффективности приходятся на 6 класс. В движениях, эффективность выполнения которых зависит от уровня развития координационных способностей и быстроты, очевидна взаимосвязь сенситивных периодов развития этих способностей и периодов демонстрации учащимися наилучших показателей техники в соответствующих двигательных действиях.

10. Овладение знаниями по предмету «физическая культура» у учащихся наиболее успешно проходит в 1–4 классах (самые высокие суммарные баллы составляют в этом возрасте 5,3 б.); в основной и старшей школе начинается снижение, наихудшее овладение учебным материалом демонстрируют учащиеся 8 класса – 3,2 б. и 5 класса –3,6 б.

11. Состояние кардиореспираторной системы у школьников Приморского края 8(17 лет может быть охарактеризовано как среднее (его значения расположены в диапазоне от 3 до 5,9 у.е. согласно оценке полученных данных по индексу Руфье-Диксона). В возрастном интервале 8(17 лет отставание показателей ЖЕЛ и устойчивости к гипоксии от показателей здоровых детей не сглаживается (отставание в результатах ЖЕЛ составляет от 106 мл в начальной школе до 1346 мл ( в старшей).

12. Количество учащихся, нуждающихся в занятиях в специально организованных медицинских группах, и число детей, полностью освобожденных от занятий физической культурой, значительно возрастает ко 2, 5 и 8 классам. В среднем в Приморском крае 17 % детей нуждаются в занятиях в специальных медицинских группах, анализ имеющейся у них соматической патологии показал, что наиболее часто встречаются заболевания дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта; 1,3 % полностью освобождены от занятий физической культурой.

13. Контроль результирующих показателей качества образования по физической культуре (образованность по предмету) должен включать следующие комплексные показатели:

- оценку физической и координационной подготовленности школьников с умственной отсталостью, основанную на учете индивидуальной динамики развития двигательных и координационных способностей с использованием шкалы оценок темпов прироста;

- оценку технической подготовленности, основанную на определении таких номенклатурных показателей технической подготовленности, как объем освоенных движений; дискриминативную эффективность и освоенность (стабильность при выполнении в стандартных условиях);

- оценку знаний учащихся по предмету «физическая культура», которая должна проводиться с использованием педагогических тестов. Область содержания тестов должна включать те виды программного материала, по которым предъявлены требования к основам знаний школьников в государственных программах. Форма, инструкция, варианты ответов должны соответствовать общим требованиям тестологии.

14. Внедрение разработанной модели управления качеством образования по физической культуре в систему специального образования позволяет оптимизировать состояние потенциально управляемых внешних условий (обеспечить становление адаптивного спорта, развитие системы подготовки кадров по адаптивной физической культуре, учебно-методическое насыщение образовательных учреждений специальной литературой), что, в свою очередь, оказывает воздействие на внутренние факторы обеспечения качества образования (снижение нехватки спортивного инвентаря на 15,6%; изменение показателей насыщенности специалистами системы специального образования края, которая возросла на 10%) и такие результирующие показатели, как: увеличение объема и структуры двигательной активности учащихся (процент охвата школьников занятиями физической культурой и спортом возрос на 16%); развитие их двигательных способностей; формирование знаний по предмету «физическая культура» (у детей, участвовавших два и более года в эксперименте, наблюдается устойчивая тенденция к повышению данного показателя, результаты их тестирования в среднем на 3,5 балла выше, чем суммарные баллы школьников до внедрения модели).

15. Постоянное повышение качества образования по физической культуре в специальном учреждении возможно на основе использования следующей иерархии взаимосвязанных принципов контроля качества: осознание необходимости, соответствие требованиям, непрерывность, комплексность, адресность, постоянное совершенствование.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Для управления качеством образования по физической культуре в специальном учреждении через актуализацию функции контроля рекомендуется использовать опубликованные методические рекомендации по проведению комплексного контроля качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

2. В процессе проведения контроля качества образования по физической культуре может быть использован комплекс экспериментальных методик и диагностических карт:

С целью определения состояния базовых факторов обеспечения качества образования по физической культуре в специальном образовательном учреждении VIII вида рекомендуется использовать разработанную диагностическую карту анализа (самоанализа) состояния материально-технической базы специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Для определения уровня организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида рекомендуется использовать диагностические карты анализа (самоанализа) организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в специальном (коррекционном) учреждении, адаптированную схему анализа урока.

Для контроля результирующих показателей качества образования по физической культуре можно использовать: шкалу оценок темпов прироста двигательных способностей учащихся с умственной отсталостью; шкалу оценок темпов прироста их координационных способностей; протоколы наблюдения за уровнем освоения техники легкоатлетических видов, гимнастических упражнений, передвижений на лыжах, технических приемов волейбола и баскетбола; тесты для оценки знаний по предмету «физическая культура».

СПИСОК ОСНОВНЫХ РАБОТ,

ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Монографии, учебные пособия

Барабаш, О.А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном учреждении (на примере образовательных учреждений VII, VIII вида) [Текст] : монография / О.А. Барабаш. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. – 195 с.

Барабаш, О.А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида [Текст] : учеб. пособие / О.А. Барабаш; под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. – СПб. : СПбНИИ физической культуры, 2007. – 172 с.

Барабаш, О.А. Технология проведения комплексного контроля качества образования по физической культуре в специальных образовательных учреждениях [Текст] : учеб.-метод. пособие / О.А. Барабаш. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. – 100 с.

Научные статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях

Барабаш, О.А. Педагогическое тестирование знаний по предмету «Физическая культура» учащихся 1–4 классов, с легкой и умеренной степенью умственной отсталости [Текст] / О.А. Барабаш // Адаптивная физическая культура. – 2005. – № 4 (24). – С. 6–8.

Барабаш, О.А. Педагогическое тестирование знаний по предмету «Физическая культура» учащихся 5–9 классов, с умственной отсталостью [Текст] / О.А. Барабаш // Адаптивная физическая культура. – 2006. – № 1 (25). – С. 16–18.

Барабаш, О.А. Оценка профессиональных и личностных качеств учителей физи-ческой культуры, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида [Текст] / О.А. Барабаш // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 9. – С. 53–54.

Барабаш, О.А. Педагогическое тестирование знаний по физической культуре школьников 8–17 лет с легкой степенью умственной отсталости [Текст] / О.А. Барабаш // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – М., 2006. – № 1. – С. 46–49.

Барабаш, О.А. Технология оценки уровня технической подготовленности школьников с умственной отсталостью (на примере оценки двигательных действий по разделу школьной программы «легкая атлетика») [Текст] / О.А. Барабаш // Адаптивная физи- ческая культура. – 2006. – № 3 (27). – С. 23–27.

Барабаш, О.А. Оценка уровня технической подготовленности школьников с умственной отсталостью по разделу программы «подвижные и спортивные игры» (на примере оценки освоения технических приемов волейбола и баскетбола) [Текст] / О.А. Барабаш // Адаптивная физическая культура. – 2006. – № 4 (28). – С. 31–34.

Барабаш, О.А. Возрастная динамика формирования физических качеств у учащихся 8–17 лет с легкой степенью умственной отсталости [Текст] / О.А. Барабаш // Вестник Красноярского гос. ун-та. – 2006. – № 3 /1. – С. 214–218.

Барабаш, О.А. Формирование различных видов координационных способностей у детей 8–17 лет с умственной отсталостью [Текст] / О.А. Барабаш // Вестник Красноярского гос. ун-та. – 2006. – № 6. – С. 218–221.

Барабаш, О.А. Возрастная динамика формирования двигательных умений и навыков у детей и подростков с умственной отсталостью [Текст] / О.А. Барабаш // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. – Екатеринбург : Изд-во Уральского отделения РАО. – 2006. – № 5 (41). – С. 28–34.

Барабаш, О.А. Сравнительный анализ развития скоростно-силовых способностей у учащихся специальных учреждений образования Республики Беларусь и Российской Федерации [Текст] / П.И. Новицкий, О.А. Барабаш // Вестнiк ВДУ : Навуковы часопiс. – Витебск : Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова». – 2006. – № 4 (42). – С. 56–62.

Барабаш, О.А. Оценка организации физкультурно-оздоровительной работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида [Текст] / О.А. Бара- баш // Вестник Бурятского университета. Сер. 17, Физическая культура и спорт. – Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. – Вып. 2. – С. 3–10.

Барабаш, О.А. Роль организационных систем в региональной системе специального образования [Текст] / О.А. Барабаш // Вестник УГТУ–УПИ. – Сер. «Образование и воспитание. Экономика и управление физической культурой и спортом»; Современные проблемы развития физической культуры и спорта : сб. науч. статей / под ред. И.В. Брызгалова. – Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ–УПИ, 2006. – № 10 (81). – Том. 1, вып. 6.– С. 317–323.

загрузка...