Delist.ru

Управление качеством образования по физической культуре на основе актуализации функции контроля (25.12.2007)

Автор: Барабаш Ольга Алексеевна

Исследование функциональной подготовленности школьников проводилось нами с целью выявления состояния следующих систем: сердечно-сосудистой и дыхательной по общепринятым методикам.

При рассмотрении изменений показателей, характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы в возрастном аспекте от дошкольного к школьному возрасту, становится очевидной их положительная динамика. Так, если в дошкольном периоде показатели деятельности сердечно-сосудистой системы оценивались как низкие (О.А. Барабаш, 1997), то в школьном возрасте уже как средние. Исходя из того, что на протяжении практически всего школьного возраста сердечно-сосудистая система находится в стадии интенсивного формирования, можно предположить, что полученные результаты могут свидетельствовать о наличии различных функциональных изменений деятельности этой системы у детей интересующей нас категории. Исходя из этого, становится очевидным, что совершенствование резервных возможностей гемодинамики, достижение максимальной экономичности деятельности сердца у детей с нарушением интеллекта является одной из наиболее важных задач в системе их физического воспитания.

Состояние дыхательной системы определялось нами по результатам выполнения проб с форсированной задержкой дыхания на вдохе и выдохе (Штанге и Генча) и по результатам проведения спирометрии. Жизненная емкость легких у детей с умственной отсталостью имеет тенденцию к увеличению с возрастом. Проведя сравнение полученных результатов с результатами детей без нарушений в развитии (данные Н.А. Шалкова, 1957), приходится констатировать, что положительная динамика, наблюдающаяся у детей интересующей нас категории, выглядит незначительной в сравнении с приведенными показателями ЖЕЛ у детей без нарушений в развитии. Как известно, ЖЕЛ зависит от ряда факторов, как-то: возраст, пол, рост, окружность грудной клетки. Кроме того, на величину емкости легких значительное влияние оказывают систематические занятия физической культурой и спортом. Так, по данным Н.А. Шалкова (1957), наибольшее увеличение ЖЕЛ наблюдается у детей, систематически занимающихся лыжными гонками, легкой атлетикой, плаванием. Далее в порядке снижения следуют баскетбол, футбол, гимнастика, конькобежный спорт. Для интерпретации полученных результатов у приморских школьников обратимся к данным, полученным в результате использования карт самоанализа спортивного инвентаря и оборудования. Установлено, что в учреждениях Приморского края самое низкое количество спортивного оборудования имеется для раздела образовательной программы «Лыжные гонки», поэтому (а также из-за климатических особенностей края) он в большинстве учреждений заменяется разделом «Спортивные игры». Во внеклассной работе спортивные секции по лыжной подготовке и вовсе отсутствуют.

Из разделов программы, наиболее влияющих на величину ЖЕЛ, остается легкая атлетика; в программе рекомендовано 18 часов в год для занятий данным видом спорта в урочное время. Во внеурочное время из всех приморских учреждений лишь в 16,6% из них действуют секции по легкой атлетике при сопоставлении данных фактов, становится очевидным, что преимущество отдается игровым видам спорта, которые, как принято считать, комплексно развивают физические качества, в ущерб циклическим видам, что никак не способствует развитию системы внешнего дыхания.

Контроль сопутствующих основному диагнозу

заболеваний и дефектов развития

На основании данных Департамента здравоохранения администрации Приморского края и специально разработанной формы было впервые всесторонне изучено соотношение сопутствующих соматических заболеваний и дефектов в развитии у приморских школьников с умственной отсталостью. В результате можно констатировать, что за исследуемый период произошли незначительные изменения количества соматических заболеваний у обследуемого контингента по всем сопутствующим заболеваниям и нарушениям. Но тревогу вызывает рост заболеваний опорно-двигательного аппарата, увеличение которых произошло на 4,9%, и заболеваний органов дыхания (увеличение составило 7,5% к 2004 г. и 10,0% к 2003 г.). Сравнительный анализ полученных данных с результатами ученых Хабаровского края и Западной Сибири говорит о том, что уровень соматических заболеваний и нарушений в развитии у детей, проживающих в Хабаровском крае, выше, чем в Приморье практически по всему их спектру. При сравнении данных Приморского края и Западной Сибири ситуация выглядит достаточно обнадеживающей. Так, Н.В. Астафьев и В.И. Михалев (1996, стр. 13) говорят о том, что в Западной Сибири «…32% учащихся показаны занятия реабилитационной физической культурой». По нашим данным, в Приморском крае 17% детей нуждается в занятиях в специальных медицинских группах и 1,3% полностью освобождены от занятий физической культурой. В ходе проведенного исследования выявилась также некоторая специфика изменения количества сопутствующих заболеваний и дефектов в развитии у детей, проживающих в различных климатогеографических зонах. Здесь уместно заметить, что при анализе специфики межрегиональных различий у детей исследуемой нозологической группы дошкольного возраста установлено, что у детей, проживающих в Западной Сибири, различные заболевания встречаются чаще, чем на Дальнем Востоке России (О.А. Барабаш, 1997). Очевидно, что уровень и соотношение тех или иных соматических заболеваний могут быть обусловлены экологической обстановкой и климатическими особенностями региона проживания учащихся.

ОБСУЖДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ VIII ВИДА

В главе последовательно рассмотрены мероприятия, выполненные нами в период реализации разработанной модели, обсуждается полученный эффект, подтверждена принципиальная возможность и целесообразность использования модели управления в решении проблемы обеспечения качества образования по физической культуре. Систематизированы виды контроля качества и выработаны основные принципы контроля качества образования по физической культуре как наиболее существенные положения, отражающие основные закономерности этого явления.

Влияние экспериментальной модели на качество образования по физической культуре в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида Приморского края

В результате проведения углубленного исследования состояния образования по физической культуре в Приморском крае нами были обнаружены т. н. «проблемные зоны» в учебно-воспитательном процессе, внутренних факторах и результирующих показателях качества образования по физической культуре. Используя полученную информацию для перевода объекта управления в желаемое состояние, мы оказали целенаправленное воздействие на вектор управляемых внешних условий (на уровне региональной системы образования), влияющих на внутренние факторы обеспечения качества образования по физической культуре (на уровне образовательного учреждения).

Так, в период реализации разработанной модели при непосредственном участии соискателя был последовательно выполнен следующий перечень мероприятий и специально созданы необходимые организационные структуры:

1. Начата подготовка педагогических кадров по специальности высшего профессионального образования «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» в ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет». Выпускающей кафедрой стала кафедра теоретических основ физической культуры.

2. Создано и зарегистрировано юридическое лицо «Приморское краевое отделение Общероссийской организации помощи инвалидам с умственной отсталостью (Специальная Олимпиада России)», осуществляющее дополнительное физкультурное образование учащихся этой категории.

3. Обеспечено методическое насыщение процесса образования по физической культуре учебно-методической литературой через подготовку на кафедре теоретических основ физической культуры ГОУ ВПО «ДВГУ» кадров высшей квалификации. Выбор тематики диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата наук по специальности 13.00.04 был также обусловлен актуальной потребностью педагогов образовательных учреждений VIII вида края в методическом обеспечении по определенным вопросам.

Обозначенное воздействие на спектр внешних условий позволило, в свою очередь, оказать влияние на внутренние факторы обеспечения качества:

1. В связи с притоком выпускников ДВГУ в качестве учителей физической культуры и педагогов дополнительного физкультурного образования в специальные учреждения края насыщенность педагогическими кадрами возросла на 10%. Произошло снижение среднего возраста специалистов, работающих в специальных коррекционных учреждениях.

2. В результате деятельности Приморского краевого отделения Специальной Олимпиады России на территории края удалось улучшить состояние материально-технической базы специальных учреждений за счет привлечения спонсорских средств и грантов (была оказана адресная поддержка наиболее нуждающимся учреждениям, и к моменту завершения исследования, по данным самоанализа, обеспечение спортивным инвентарем учреждений VIII вида Приморья удалось улучшить на 15,6 %).

3. Насыщение необходимой учебно-методической литературой облегчило педагогам разработку программ «Здоровье» (которые были впоследствии подготовлены в 71% учреждений), индивидуальных паспортов здоровья (они стали заполняться в 38% школ), способствовало организации занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, и т. д.

Влияние на результирующие показатели качества было оказано через расширение календаря спортивных соревнований, что повлекло увеличение количества спортивных соревнований внутришкольного уровня и, как следствие, возрос процент охвата учащихся занятиями физической культурой и спортом на 16%, то есть увеличились объем и структура их двигательной активности, которая является ключевым условием развития двигательных способностей, состояние систем организма учащихся и формирование техники спортивных двигательных действий. Оценка влияния разработанной модели на показатели физической подготовленности учащихся проводилась также путем сравнения наших данных с результатами, показанными школьниками Республики Беларусь (П.И. Новицкий, О.А. Барабаш, 2006), поскольку в белорусских школах распространены трехразовые уроки физической культуры, которые к тому же проводятся на всех ступенях школьного образования. Таким образом, объем двигательной активности детей обоих административных образований был идентичен.

Сравнение возрастно-половых выборок выявило отсутствие статистически достоверных отличий. В связи с этим особый интерес представляет интерпретация полученных данных с точки зрения концепции спортивно-ориентированного физического воспитания (В.К. Бальсевич, 1988; Л.И. Лубышева, 1992). Тогда отсутствие достоверных различий в уровне развития двигательных способностей лежит в плоскости, связанной с содержанием третьего урока физической культуры в школах Беларуси, которое может быть ориентировано на решение коррекционно-компенсаторных или оздоровительных задач. Дополнительные же занятия школьников Приморья в спортивных секциях обеспечили целенаправленное развитие основных двигательных способностей у них.

Поскольку в результате научных исследований выявлена сильная положительная взаимосвязь между количеством физкультурных кадров и числом систематически занимающихся физической культурой и спортом (r = +0,87), (Г.В. Сафонова, 2004), мы можем предположить, что изменения в области качества произошли, в большей степени, за счет влияния именно этого внешнего условия.

У детей, участвовавших два и более года в эксперименте, зафиксирована устойчивая тенденция к повышению уровня знаний по предмету «физическая культура». Причем динамика показанных ими результатов тестирования идентична изменению средних суммарных баллов школьников аналогичного возраста до эксперимента, только проходит на более высоком уровне. Формирование знаний учащихся в период реализации модели управления качеством образования по физической культуре проходило на различных дополнительных формах внеклассной работы, тематических классных часах и т. п.

Рассматривая влияние экспериментальной модели управления качеством на результирующие показатели, надо помнить о том, что оценка этого влияния может быть выполнена только после завершения полного цикла образовательной услуги. Жизненный цикл любой образовательной услуги длится с момента поступления и до момента окончания учащимся образовательного учреждения. В общем среднем образовании учащихся с умственной отсталостью жизненный цикл образовательной услуги может длиться от 8 лет и более, в зависимости от скорости индивидуального продвижения ребенка в освоении образовательной программы, т. е. от успешности его учебной деятельности. В связи с тем, что продолжительность независимого преобразующего эксперимента составила 4 года, полученный эффект мы склонны рассматривать как «срочный». Кумулятивный же эффект может быть оценен только после завершения полного цикла образовательной услуги.

Резюмируя, надо сказать, что к непосредственным результатам внедрения модели следует отнести: становление адаптивного спорта в крае – Специального Олимпийского Движения; изменение показателей насыщенности учреждений педагогическими кадрами, омоложение и увеличение количества педагогов по адаптивной физической культуре в крае; повышение качества учебно-методического обеспечения процесса образования по физической культуре в учреждениях VIII вида; снижение нехватки в специальных учреждениях спортивного инвентаря; активизацию педагогов в спортивной жизни края через участие в ежегодных семинарах и совещаниях по проблемам адаптивной физической культуры и спорта.

К опосредованным результатам относятся: установление прочных отношений сотрудничества с руководством Специального Олимпийского Движения ( как на Российском, так и на евроазиатском уровне; налаживание взаимодействия в вопросах подготовки и повышения квалификации кадров между всеми участниками этого процесса: заказчиками ( органами управления образованием и физической культурой и спортом, образовательными учреждениями, ведущими подготовку специалистов по образовательным программам среднего профессионального образования, и учреждениями, осуществляющими прием на работу молодых специалистов. Практическими результатами являются: внедрение в практику деятельности образовательных учреждений разработанных методик и технологии контроля внутренних факторов обеспечения и результирующих показателей качества образования по физической культуре учащихся с умственной отсталостью, что позволило объективизировать процесс оценивания учебных достижений школьников по предмету «физическая культура».

Все изложенное выше позволяет констатировать, что за период внедрения разработанной модели качество образования по физической культуре возросло, поскольку были созданы благоприятные внешние условия, которые оказали влияние на внутренние факторы обеспечения качества образования по физической культуре в образовательных учреждениях.

Методологические принципы контроля качества образования по физической культуре в специальном учреждении

Контроль качества является одной из основных и наиболее наукоемких функций управления. Обсуждению отдельных составляющих контроля в педагогической литературе посвящено немалое количество научных изысканий, вместе с тем отсутствует стройная методологическая система, регламентирующая деятельность в этой области. В связи с этим в процессе экспериментальной работы нами был выработан и подтвержден спектр принципов, которые, базируясь на современной идеологии в области управления качеством, представленной в данном случае концепцией TQM, и общесистемных принципах управления качеством, отвечают актуальным вопросам контроля качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Они находятся в таких же отношениях с общими принципами педагогического контроля, как, например, специфические принципы спортивной тренировки по отношению к общим дидактическим принципам системы физического воспитания.

Принцип осознания необходимости является ведущим. Он заключается в осознании руководством образовательного учреждения и педагогическим коллективом цели в области контроля качества образования по физической культуре, необходимости постоянного совершенствования учебно-воспитательного процесса, в зависимости от результатов самоконтроля и контроля, и готовности в соответствии с полученными результатами предпринять соответствующие действия, которые могут быть связаны с определенными усилиями и затратами на устранение выявленных несоответствий установленным требованиям.

Выработанные нами принципы контроля качества образования по физической

Принцип оптимального соответствия требованиям связан с ориентацией современных концептуальных подходов в области качества на удовлетворение запросов потребителей образовательной услуги. С другой стороны, нельзя пренебрегать требованиями нормативных документов. Поэтому контроль качества образования по физической культуре должен быть направлен на выявление степени приближения результирующих показателей качества образования и качества учебно-воспитательного процесса и базовых факторов, с одной стороны, требованиям стандартов, а с другой ( требованиям потребителей образовательной услуги, то есть на выявление оптимального соответствия им. Этот принцип, как никакой другой, требует дальнейшей научной проработки в части выявления запросов потребителей, а также обоснования и принятия государственных стандартов.

Принцип непрерывности. Так как управление качеством представляет собой непрерывные замкнутые циклы с тенденцией к повышению качества, то и контроль качества должен осуществляться в течение всего жизненного цикла образовательной услуги – непрерывно, что обеспечит возможность своевременного предупреждения ошибок, поскольку ошибки в процессе физического воспитания учащихся нередко могут нанести серьезный ущерб здоровью детей. Учитывая тот факт, что физическая культура является наиболее травмоопасной областью, что связано с самим характером деятельности учащихся на уроке, она предъявляет повышенные требования к их физическим возможностям и зависит от состояния спортивного оборудования, его надежности, правильности эксплуатации, профессиональной компетентности педагога в области методики физического воспитания и др.

Далее необходимо акцентировать внимание на необходимости всесторонней оценки состояния большинства показателей (или оптимального их количества, перечень которых определяется в соответствии с поставленной целью контроля) для получения возможно более полной информации о контролируемом объекте, поскольку решить проблему обеспечения качества можно, только уделяя внимание всем факторам и условиям, от которых зависят результаты образования. Такая целостная и комплексная оценка происходящих в процессе школьного обучения изменений в состоянии подготовленности школьников позволяет обеспечить соответствие педагогических акцентов характеру биологического развития человека (принцип сформулирован В.К. Бальсевичем, 1981) через своевременное внесение необходимых корректив в педагогический процесс. Данная закономерность осуществления контроля качества может быть обозначена как принцип комплексности.

Следующим необходимо рассмотреть принцип адресности, который понимается нами как эквивалентность используемых методов контроля исследуемому объекту наблюдения, которые должны объективно отражать его состояние и изменение в любой момент времени. Реализация этого принципа позволит обеспечить объективную оценку состояния процесса и один из основополагающих принципов концепции TQM – «принятие решений, основанное на фактах».

Принцип постоянного совершенствования. Являясь последним, тем не менее, непосредственно связан с принципом целенаправленности, как бы замыкая цикл управления качеством образования по физической культуре. Это связано с тем, что в настоящее время наблюдается значительное развитие адаптивной физической культуры, и обновление методов, требований и форм контроля происходит постоянно, поэтому образовательное учреждение и органы управления образованием должны использовать в своей деятельности только научно обоснованные и современные методики и технологии контроля, результаты которых должны становиться мотивом к дальнейшему совершенствованию процесса. Реализация принципа постепенного совершенствования позволяет обеспечить такое принципиальное положение концепции TQM, как «постоянное улучшение».

Таким образом, руководствуясь данными принципами, возможно создать в специальном образовательном учреждении обстановку постоянного повышения качества на основе современных представлений о контроле, что позволит в конечном итоге эффективно управлять качеством.

1. Процесс развития подходов к управлению качеством разворачивается как последовательный переход от концепции итогового контроля конечного результата к контролю качества процесса, а затем проекта. Современная идеология управления качеством представлена концепцией, декларирующей контроль всей системы. Вопросы оценки качества образовательных услуг, реализуемых учебным заведением, наиболее полно разработаны в части, касающейся соответствия их государственным стандартам. Дальнейшей научной проработки требует выявление соответствия качества запросам потребителей. На эмпирическом уровне выполнено большое количество экспериментальных работ, касающихся особенностей развития всех видов двигательных и координационных способностей, формирования двигательных умений и навыков у учащихся с умственной отсталостью, имеется некоторое количество исследований о физическом развитии, функциональном состоянии систем организма и сопутствующих основному диагнозу заболеваниях и дефектах развития, минимальным числом представлены работы о формировании знаний по предмету «физическая культура»; как показатели качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида ни один из них не рассматривается.

2. Применение траекторного описания накопленного теоретического материала по вопросу выделения факторов, оказывающих влияние на качество образования по физи-ческой культуре, и метода групповых экспертных оценок (коэффициент конкордации Кендалла составил 0,587) позволяет обозначить спектр управляемых факторов, который в данном случае составляют: внутренние факторы обеспечения процесса (материально-техническое, кадровое) и такие внешние условия, как развитие адаптивного спорта, система подготовки и переподготовки педагогических кадров, уровень учебно-методического обеспечения процесса; вектор неуправляемых (на уровне региональной системы образования) факторов составляют такие внешние условия, как: состояние здоровья поступающих в 1 класс детей, качество руководства образованием на высших уровнях; результирующими показателями качества выступают образованность по предмету «физическая культура» и общее физическое состояние учащихся.

3. Модель управления качеством образования по физической культуре демонстрирует месторасположение и взаимосвязь внешних условий, внутренних факторов обеспечения качества, уровень организации учебно-воспитательного процесса и результирующие показатели качества; имеет форму спирали, наиболее точно отражающую процессный подход, цикличность процесса управления, тенденцию к непрерывному формированию и повышению качества образования по физической культуре после окончания каждого из успешно завершенных жизненных циклов образовательной услуги; обозначает «сквозное» использование функции контроля.

загрузка...