Delist.ru

Управление качеством образования по физической культуре на основе актуализации функции контроля (25.12.2007)

Автор: Барабаш Ольга Алексеевна

( функция контроля

К внутренним факторам обеспечения качества образования по физической культуре в учреждении мы относим: уровень материально-технического и кадрового обеспечения процесса. Перечисленные факторы служат «основой (базой) качества». Положительное влияние такой основы отображено в виде вектора качества. Под воздействием адекватного управления, на основе объективной системы контроля качество процесса (учебной, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы) будет повышаться.

При этом мы склонны думать, что некоторые из внешних условий относятся к т. н. «неуправляемым» (во всяком случае на уровне отдельно взятой региональной образовательной системы), потому что находятся в сильной зависимости от состояния основ системы физического воспитания. К числу неуправляемых внешних условий мы склонны относить качество управления образованием на разных уровнях, поскольку оно зависит от законодательной основы, регламентирующей деятельность органов управления образованием, а также состояние здоровья поступающих в первый класс детей, поскольку на него оказывают влияние и общая заболеваемость населения, и среднее число врачей, и жилищные условия и т. п., то есть многочисленные социально-экономические и экологические условия жизни населения страны. К числу потенциально управляемых внешних условий мы относим систему подготовки и переподготовки педагогических кадров (в данном случае по специальности 032102.65), учебно-методическое обеспечение процесса, развитие адаптивного спорта, а именно Специального Олимпийского Движения, так как эти условия могут быть созданы на уровне региональной образовательной системы. Разработанная модель, по нашему убеждению, обладает широкими возможностями и может применяться в области управления качеством образования по физической культуре не только в образовательных учреждениях VIII вида.

В теории социального управления его эффективность оценивается по тому, насколько удается достичь поставленной цели. Во многих случаях цели могут быть выражены количественно. Количественные показатели, характеризующие цели, служат для оценки степени приближения к ним в результате проведения тех или иных мероприятий. Такие показатели, называемые результирующими, являются основой формирования критерия эффективности управления (В.И. Франчук, 2000).

Основываясь на классификационной схеме единичных, групповых и комплексных показателей, принятой в квалиметрии, мы разработали многоуровневую модель результирующих показателей качества образования по физической культуре в специальном учреждении, основу которой составляют единичные показатели, характеризующие отдельные свойства избранного объекта наблюдения. Обобщенными показателями качества, а значит и в целом показателями эффективности управления выступают образованность по предмету «физическая культура» и общее физическое состояние школьников (определяется В.М. Зациорским (1979), С.А. Душаниным (1980) как совокупность морфологических и функциональных свойств организма, а также состояние опорно-двигательного аппарата), поскольку эти показатели интегрируют в себе как различные стороны их подготовленности, так и состояние функциональных систем организма и спектр сопутствующих основному диагнозу заболеваний и дефектов развития. Таким образом, уровень развития двигательных и координационных способностей школьников, высокое овладение техникой двигательных умений и навыков, прочные знания, с одной стороны, и оптимальное состояние функциональных систем организма и минимальное количество сопутствующих основному диагнозу заболеваний и дефектов развития, с другой, являются теми результирующими показателями, которые свидетельствуют о качестве процесса образования в данной области как с точки зрения производителей, так и с точки зрения потребителей образовательных услуг. А поскольку они достаточно «тугоподвижны», указанного результата можно достичь только при наличии хорошо организованного учебно-воспитательного процесса по физической культуре, проводимого в течение всего жизненного цикла образовательной услуги, то и само качество этого процесса должно постоянно подвергаться контролю с целью получения объективной информации о его ходе и внесения по мере необходимости своевременных корректив. Кроме того, известно, что качество самого контроля за процессом предоставления образовательных услуг и качество контроля результатов их предоставления оказывают несомненное влияние на качество образования. Таким образом, очевидно, что проблема качества образования тесно связана с реализацией функции контроля – одной из основных в управлении.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ VIII ВИДА

Структурная группировка материала этой части диссертационной работы представлена как последовательное изложение обоснования технологии и методов работы с диагностическими материалами (разработанными нами картами анализа, формами, тестами, шкалами, протоколами и т. д.) и последующее обсуждение данных, полученных в ходе их использования. Здесь показаны результаты контроля внутренних факторов обеспечения качества, уровень организации процесса образования по физической культуре в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида Приморского края. Обсуждаются закономерности развития и формирования различных сторон подготовленности школьников, представлена технология контроля результирующих показателей качества образования по физической культуре.

Разработка и апробация технологии контроля внутренних факторов обеспечения качества образования по физической культуре

В качестве средства контроля материально-технического обеспечения процесса образования по физической культуре в специальной школе VIII вида нами была разработана и апробирована диагностическая карта его анализа (самоанализа), учитывающая кроме наличия спортивного оборудования и инвентаря для основных разделов образовательной программы по предмету «физическая культура» специфические потребности людей с умственной отсталостью. В результате было выявлено, что наиболее обеспеченным является раздел “Спортивные и подвижные игры”: так, спортивным инвентарем для раздела “Волейбол” учреждения в среднем обеспечены на 75,8%, “Баскетбол” – на 59%, “Футбол” – на 52% и “Подвижные игры” ( на 52,2%. Далее идут разделы “Гимнастика” (48,8%) и “Легкая атлетика” (47,9%). Значительно менее обеспечены зимние виды: ”Коньки” (34%) и “Лыжная подготовка” (18,8%). 38,8% инвентаря и оборудования имеется для обеспечения занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам; 5,9% ( для направленной коррекции двигательных нарушений.

В связи с тем, что процесс физического воспитания школьников с умственной отсталостью имеет некоторые особенности, связанные со значительным отличием учащихся по состоянию здоровья, психоневрологическому статусу, актуальным вопросом представляется дальнейшая разработка единой базовой Номенклатуры спортивного инвентаря, оборудования и технических средств для проведения качественного учебного процесса, так как помимо стандартного инвентаря необходим дополнительный специфический инвентарь, который может использоваться для формирования и коррекции нарушенных движений с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

С целью изучения профессиональной и личностной деятельности учителей физической культуры, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, нами было проведено исследование с помощью комплексной методики, описанной в работах А.А. Деркача, А.А. Исаева (1981), В.Г. Тютюкова (2002). В результате обработки полученных данных удалось выявить, что наименьшие средние баллы были получены педагогами по уровню развития гностических способностей (4,3), равное количество баллов было получено за развитие проектировочных и организаторских умений (4,4), далее идут конструктивные (4,4), коммуникативные (4,5) способности, направленность личности (4,5), и наивысшие баллы получены за уровень развития двигательных педагогических умений (4,6). Поскольку формирование одних профессиональных качеств происходит быстрее, других – медленнее, оценивание необходимо проводить с учетом продолжительности педагогического стажа. В результате было получено следующее: наиболее низкие показатели по уровню развития всех видов умений у учителей со стажем работы 3–7 лет, наиболее высокие по большинству исследуемых показателей – у специалистов, стаж работы которых 10–13 лет, они уступают специалистам со стажем 20–26 лет только в развитии гностических умений и специалистам со стажем работы в специальном учреждении VIII вида более 26 лет – в развитии конструктивных умений.

Наиболее объективно относятся к себе учителя со стажем работы 20–26 лет, так как их мнение полностью совпадает с мнением коллег и руководства. Явно заниженную самооценку демонстрируют специалисты со стажем педагогической деятельности более 26 лет и 3–7 лет. Специалистов со стажем 10–13 лет руководители оценивают выше, чем коллеги и они сами. В результате анализа корреляционных связей между показателями самооценки и оценки деятельности педагогов было установлено наличие сильной положительной связи между самооценкой и оценкой со стороны коллег (r = +0,963 при Р = (0,05). Недостоверной оказалась взаимосвязь показателей самооценки и оценки деятельности со стороны руководства (r = +0,855 при Р = (0,05), что является, по нашему мнению, вполне естественным.

Думаем, что дальнейшая разработка и результаты применения специальных диагностических методик для оценки профессиональных качеств педагогов, работающих в специальном образовании, могут помочь как руководителям образовательных учреждений, так и методистам, специалистам системы повышения квалификации; дадут необходимую информацию для определения направления развития педагога и адекватного управления его дальнейшим профессиональным продвижением.

Разработка и апробация технологии контроля организации процесса образования по физической культуре

Оценка уровня организации процесса образования по физической культуре в специальном учреждении должна проводиться на основе результатов комплексного контроля следующих основных блоков: 1) учебная работа – оценка организации и методики проведения урока (серии уроков) по физической культуре; 2) спортивно-массовая работа – организация внеурочных занятий физической культурой; 3) физкультурно-оздоровительная работа – организация и проведение малых форм физкультурно-оздоровительной работы, занятия для детей, имеющих сопутствующие основному диагнозу соматические заболевания и нарушения в развитии и т. п.

Состояние учебной работы в специальных (коррекционных) учреждениях Приморского края было проанализировано нами на основе данных, полученных в результате проведения непосредственных, открытых дискретных педагогических наблюдений на уроках физической культуры по разделу образовательной программы «Подвижные и спортивные игры», фиксации результатов хронометрирования и пульсометрии. Поскольку методика проведения уроков в специальной школе имеет некоторые отличия, связанные с особенностями контингента учащихся, нами были внесены соответствующие изменения и в опорную схему анализа урока физической культуры. В результате ее использования удалось выявить наличие «проблемных зон» в проведении учебной работы: в частности выяснилось, что в первом блоке (содержание урока, документы планирования) в 100% наблюдаемых случаев отсутствует связь с другими предметами. В четвертом блоке (методика обучения и личность педагога) было установлено, что учителями вообще не применяются технические средства обучения, в некоторых случаях не проводится учет успеваемости. В пятом блоке (реализация задач урока) у учителей возникали сложности с реализацией коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач. Общая плотность на уроках составляет в среднем 99%. При рассмотрении же отдельных компонентов учебной деятельности оказалось, что соотношение времени, затрачиваемого на отдых, ожидание своей очереди выполнения движений и вспомогательные действия имеют практически линейную зависимость от ступени образования. Так, в младших классах времени, затрачиваемого на данные компоненты, больше, чем в старших. Показатели ЧСС находятся в рекомендованных для учащихся с умственной отсталостью пределах у всех обследованных школьников 1–9-х классов, вместе с тем надо заметить, что они не успевают восстановиться до исходного уровня к концу урока в среднем на 6 уд./мин.

Состояние спортивно-массовой работы в специальных учреждениях Приморья было проанализировано на основе данных, полученных в результате самоанализа, проведенного по специально разработанной нами диагностической карте. Так, наиболее популярны во внеклассной работе игровые виды: футбол – в 44,4% учреждений; волейбол и баскетбол развивается в 27,7% и 27,4% учреждений соответственно, пионербол – в 16,6% учреждений. Спортивные секции по ритмической гимнастке есть в 27,4% учреждений, по легкой атлетике – в 16,6%, по ОФП – лишь в 11,1%. Вовсе отсутствуют секции по зимним видам спорта. Выявлены наиболее и наименее успешные учреждения Приморского края по этому разделу работы.

Использование разработанной карты анализа позволяет получить самую разнообразную информацию, отражающую состояние данного направления работы. Несомненным преимуществом ее является предъявление и использование количественной, а не качественной (описательной) информации, которой в настоящее время пользуются органы управления образованием при формировании годовых отчетов образовательных учреждений.

Результаты анализа организации физкультурно-оздоровительной работы в При-морье, полученные на основании самоанализа деятельности учреждений VIII вида по разработанной нами форме, позволили получить сведения об общем количестве учащихся с умственной отсталостью, нуждающихся в занятиях в специально организованных медицинских группах, и детей, вследствие того или иного заболевания полностью освобожденных от занятий физической культурой. По нашим данным, их число значительно возрастает ко 2, 5 и 8-му классу. Применение разработанной карты позволило уточнить уровень организации физкультурно-оздоровительного направления в учреждениях края, выявить недостающие звенья в его организации, что позволило дать необходимые рекомендации, способствующие росту уровня квалификации учителей физической культуры специальных (коррекционных) учреждений края через прохождение соответствующих курсов повышения квалификации и других форм образования педагогов. Хотелось бы отметить, однако, что хотя проблема соматического здоровья детей с легкой степенью умственной отсталости находится в поле зрения отечественных ученых достаточно давно и к настоящему времени уже выполнен глубокий анализ имеющейся у них соматической патологии, содержание занятий ЛФК, обозначенных Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант) (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 № 29/2065), все еще является научной проблемой, требующей решения.

Разработка и апробация методов и технологии контроля результирующих показателей качества образования по физической культуре

Контроль двигательных и координационных способностей

Разработке технологии контроля уровня развития двигательных и координационных способностей школьников с умственной отсталостью предшествовало целостное (для всего школьного возраста) и комплексное (по большому количеству показателей) изучение возрастной динамики их формирования. Для этого был выполнен сравнительный анализ полученных нами данных с аналогичными результатами отечественных ученых (Н.В. Астафьев, В.И. Михалев, 1996; И.Ю. Горская, 2001; А.А. Дмитриев, 2004), полученными на идентичном контингенте учащихся в сходных с нашими контрольных упражнениях.

В результате было установлено, что общая динамика, абсолютные и пиковые значения показателей, характеризующих уровень развития силовых способностей мышц кисти (правая и левая рука), скоростно-силовых способностей мышц ног и рук, динамической силовой выносливости мышц брюшного пресса и рук, частоты движений, комплексных проявлений скоростных способностей, активно-статической гибкости детей и подростков, проживающих в Приморье, Западной и Восточной Сибири, практически идентичны (за исключением силовой выносливости мышц кисти и быстроты простой двигательной реакции), а зафиксированные в некоторых возрастных группах статистически достоверные различия показателей носят случайный характер. При сравнении общей динамики, пиковых значений показателей, характеризующих координационные способности у детей, проживающих в различных регионах, нами выявлены значительные расхождения с литературными данными.

Поскольку результаты тестов содержат только объективную основу для создания шкал их оценок, они были подвергнуты преобразованию. Анализ данных эмпирического распределения результатов тестов, характеризующих развитие двигательных способностей, говорит о том, что асимметричность результатов встречается достаточно часто, поэтому, с одной стороны, нельзя разрабатывать и предлагать к использованию стандартные шкалы, с другой стороны, поскольку в 60% случаев все же встречается нормальное распределение результатов, то и применение шкал иного типа не совсем корректно.

Что касается координационных способностей, то ни в одной возрастной группе от 8 до 17 лет ни у мальчиков, ни у девочек не обнаружено результатов, соответствующих закону нормального распределения в большинстве тестов. На основании этого можно заключить, что разработка стандартных шкал их оценки для детей с умственной отсталостью является некорректной.

Кроме того, в основу шкал любого типа должны быть положены абсолютные показатели результатов тестирования, но по абсолютным показателям результаты тестов школьников исследуемого контингента имеют значительные различия даже в одной возрастно-половой группе, на что указывают величины коэффициентов вариации и среднего квадратического отклонения. Это говорит об их изначальном неравенстве, преимущественно обусловленном особенностями физического состояния и основного дефекта; полиморфность их состава в одной возрастно-половой группе является, как известно, одной из наиболее существенных особенностей детей и подростков с умственной отсталостью.

В связи с этим наиболее объективным подходом, отражающим основной принцип специальной педагогики – принцип индивидуализации, в данном случае следует считать наличие положительной динамики результатов тестов, характеризующих те или иные двигательные способности. С этой целью на основе выявления статистически достоверных различий показателей у разных возрастно-половых групп учащихся нами были выявлены периоды наибольшего благоприятствования для развития двигательных и координационных способностей учащихся с умственной отсталостью.

??????????

=лы содержат четыре уровня вербальной оценки темпов прироста: «низкие», «удовлетворительные», «хорошие» и «отличные».

Контроль формирования двигательных умений и навыков

Оценка технической подготовленности учащихся с умственной отсталостью должна проводиться прежде всего с целью определения наличия у них двигательных нарушений при выполнении того или иного движения, объема движений, выявления их освоенности (стабильности) и т. д. В настоящее время в практике физического воспитания учащихся используется субъективная оценка с применением анализа качественных признаков выполненного движения на основе таких методов, как: наблюдение, вызов и т.п. Одно из затруднений в их применении заключается в правильном представлении самого учителя об эталонной технике того или иного движения и выборе способа фиксации наблюдаемого движения. Поэтому нами было проведено дальнейшее исследование, направленное на объективизацию методов педагогического наблюдения: были разработаны и апробированы протоколы наблюдения и оценки техники освоения условно-базовых движений по основным разделам школьной программы (Легкая атлетика: метание мяча в цель, прыжок в длину с места толчком двумя ногами и в высоту с разбега способом перешагивание; Гимнастика: опорный прыжок и ходьба по гимнастической скамейке; Баскетбол: ведение мяча в высокой стойке по прямой, бросок по корзине от груди двумя руками, ловля и передача мяча от груди двумя руками; Волейбол: нижняя прямая подача, передача мяча двумя руками снизу, передача мяча двумя руками сверху; Лыжные гонки: спуск в основной стойке, попеременный двухшажный ход, подъем «лесенкой»).

При разработке протоколов мы основывались на общих биомеханических характеристиках тела человека (Д.Д. Донской, В.М. Зациорский, 1979). В основу нами были положены пространственные характеристики техники. Сложные движения, имеющие в своей структуре подготовительную, основную и заключительную фазы, оцениваются по фазам, простые – исходя из анализа положения тела и его звеньев и их перемещения в процессе выполнения. Помимо пространственных характеристик в протоколы внесен такой показатель, как степень самостоятельности, проявляемая ребенком при выполнении. Этот показатель для учащихся с умственной отсталостью характеризует, по нашему мнению, освоенность техники, а именно ее стабильность при выполнении движения в стандартных условиях (чем выше освоенность движения, тем больше самостоятельности при его выполнении проявляет ребенок).

Мы использовали дихотомическую оценку результатов {0;1}: 0 – не выполнено, 1 балл – выполнено. Далее результаты группируются по блокам, количество блоков 5–6. Для оценки такого критерия, как степень самостоятельности, используется четырехбалльная шкала, при этом за большую степень самостоятельности присваивается большее количество баллов. После разработки протоколов было проведено их экспертное оценивание. В результате удалось выявить особенности формирования каждого из исследуемых движений в возрастном интервале от 8 до 17 лет (изменение отношения суммарных баллов за качество выполнения движений к максимально возможной сумме баллов как по каждому отдельному блоку, так и в целом за выполнение движения; наиболее нарушенные фазы движений, при выполнении которых дети испытывают наибольшие затруднения) и провести их ранжирование.

Применение протоколов позволяет учителю провести объективный самоанализ деятельности по формированию техники у учащихся: определить виды программного материала, по которым необходимо повысить уровень знаний и расширить арсенал методических приемов, облегчающих процесс обучения (в конечном итоге это будет необходимо для целенаправленного саморазвития педагога); выявить основные закономерности формирования двигательных действий учащихся исследуемой нозологической группы и на основе объективной оценки определить такие номенклатурные показатели технической подготовленности школьников, как объем освоенных движений, их разносторонность, дискриминативную эффективность и освоенность.

Безусловно, дальнейшее изучение рациональности техники (биомеханических, психологических, физиологических процессов) и ее реализационной эффективности (реализация двигательного потенциала, функциональная экономизация) и результативности является актуальным научным вопросом и может стать темой отдельного исследования.

Контроль формирования знаний по предмету «физическая культура»

Цель педагогического тестирования состоит в выявлении уровня знаний учащихся по предмету «физическая культура» и соответствия его требованиям нормативных документов различного уровня. Разработанные нами тестовые задания отличаются краткостью, строго определенной формой, содержанием и специальными параметрами, оцениваемыми в ходе математического анализа. В качестве области содержания теста выступили те виды программного материала, по которым предъявлены требования к основам знаний в образовательных программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2001, 2003). Из всего множества применяемых в практике форм заданий мы остановились на разработке тестов с выбором одного правильного ответа. Для учащихся первого класса это задания с выбором одного правильного ответа из двух, для второго класса – из трех, для третьего – из четырех и для четвертого – из пяти различных вариантов ответов, изображенных графически; всего по 7 заданий в каждом тесте. С пятого по девятый классы увеличивается количество заданий до 9 и уменьшается доля графических изображений в них. По каждому из разделов в тестах предлагается одно задание. Использовалась дихотомическая оценка результатов {0;1}: 0 – не выполнено или ответ вообще не дан, 1 балл – выполнено. После разработки и комплектования тестов было проведено их экспертное оценивание. Затем была выполнена проверка первичного теста на группе испытуемых, это позволило удалить из теста задания с экстремально высокими и низкими значениями меры трудности.

В интерпретации полученных результатов мы использовали градации, предложенные Т.Н. Стариченко (2004) для диагностики результатов овладения экономическими знаниями старшеклассников специальной школы VIII вида. Анализ результатов овладения знаниями по отдельным разделам образовательной программы говорит о том, что в начальной школе средние значения коэффициента трудности задания находятся в пределах 0,5–0,9 у.е., что характеризуется как средний и высокий уровни овладения знаниями. В основной и старшей школе по уровню освоения основ здорового образа жизни и самоконтроля учащиеся имеют высокие показатели, которые незначительно снижаются только в 8 классе (до 0,4 у.е.). По таким разделам, как гимнастика и легкая атлетика, более выражена волнообразная динамика овладения знаниями, которая, по всей видимости, обусловлена и возрастающей сложностью программного материала, и неравномерностью темпов роста и развития организма детей пубертатного возраста, и в какой-то мере большей сложностью самих тестов для учащихся основной и старшей школы. Экстремально низкие значения зафиксированы в 6-м и 8-м классах по таким разделам, как баскетбол и настольный теннис соответственно. В 9-м классе зафиксировано общее снижение результатов теста по всем четырем разделам программы до уровня низкого (начального) усвоения знаний.

Выявленное отсутствие положительной динамики формирования знаний школьников говорит о недостаточном воздействии школьного урока физической культуры на формирование этого компонента. По всей видимости, для формирования знаний по физической культуре в школе недостаточно использования традиционных комплексных уроков. В научной литературе уже накоплен достаточный арсенал различных типов уроков, таких как уроки валеологической, интеллектуально-развивающей, обучающей направленности и т. п., который, к сожалению, слабо используется сегодня в практике обучения учащихся с нарушением интеллекта. Использование разработанных тестов позволяет опосредованно влиять и на речевое развитие ребенка через воздействие на активный и пассивный словарный запас ребенка, его познавательную активность, расширение кругозора и т. п.

Контроль функционального состояния систем организма

загрузка...