Delist.ru

Управление качеством образования по физической культуре на основе актуализации функции контроля (25.12.2007)

Автор: Барабаш Ольга Алексеевна

1. Проанализировать развитие систем управления качеством в теории управления; современное состояние проблемы контроля и оценки качества образования; степень разработанности показателей качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

2. Выявить факторы, оказывающие влияние на качество образования по физической культуре и разработать модель управления качеством образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

3. Апробировать и экспериментально обосновать объективные диагностические материалы и технологию контроля внутренних факторов обеспечения качества и организации процесса образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

4. Провести аналитическое исследование физического состояния и подготовленности учащихся Приморья с легкой степенью умственной отсталости и апробировать технологию комплексного контроля результирующих показателей качества образования по физической культуре.

5. Оптимизировать состояние потенциально управляемых внешних условий и внутренних факторов обеспечения качества и оценить эффективность внедрения разработанной модели управления качеством образования по физической культуре в систему образования Приморского края.

6. Обосновать принципы контроля качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Теоретико-методологические основы исследования базируются на: теории управления (Ф.У. Тейлор); теории управления социальными системами (П. Дракер); системах управления качеством (Дж. М. Джуран, У.Э. Деминг); концепции TQM; процессном подходе в управлении образованием (В.А. Якунин; В.С. Лазарев; М.М. Поташник); теории развития высших психических функций и общих закономерностях нормального и нарушенного развития (Л.С. Выготский); социально-педагогических и психолого-педагогических теориях развития детей и подростков (Л.С. Выготский; С.Л. Рубинштейн; А.Н. Леонтьев; В.В. Давыдов; Л.И. Божович); уровневой теории развития движений (Н.А. Бернштейн); теории системогенеза (П.К.  Анохин); современных положениях теории физической культуры (В.К. Бальсевич; Л.И. Лубышева; Б.А. Ашмарин; Л.П. Матвеев; Д.Д. Донской, В.М. Зациорский), теории адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев), а также на данных исследований в области качества обучения (С.Е. Шишов, В.А. Кальней); разработки средств контроля знаний (В.С. Аванесов); особенностях овладения учебным материалом учащимися с умственной отсталостью (В.И. Лубовский; И.М. Соловьев; В.Г. Петрова; Ж.И. Шиф); физического воспитания учащихся с умственной отсталостью (А.А. Дмитриев; В.М. Мозговой; Н.В. Астафьев; И.Ю. Горская).

Методы исследования. Общенаучные логические методы ( теоретический анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; моделирование ( широко использовались на всех этапах как для выделения проблемного поля исследования, его основных направлений, формирования методологического аппарата диссертационной работы, экстраполяции современных концепций управления качеством в педагогическое пространство специального образования, создания модели управления качеством образования по физи-ческой культуре, так и для осмысления полученного эмпирического материала.

Эмпирические методы: анализ данных научно-методической литературы, социологический опрос, методы самоисследования и самооценки, метод групповых экспертных оценок, педагогическое наблюдение, хронометрирование, пульсометрия, педагогические контрольные испытания, педагогический эксперимент, анамнестический метод, методы математико-статистической обработки результатов.

Логика организации исследования. Исследование выполнялось на протяжении 10 лет, с 1997 по 2007 гг., в Дальневосточном регионе.

Первый этап (1997–1998 гг.) включал в себя анализ существующей теории и практики управления и контроля качества образования в образовательных учреждениях и управленческих структурах, осмысление педагогических резервов повышения эффективности контроля качества образования по физической культуре. На этом этапе широко использовался весь арсенал теоретических методов и такие эмпирические методы, как анализ данных научно-методической литературы и социологический опрос.

На втором этапе (1999–2001 гг.) осуществлялось исследование факторов, оказывающих влияние на результирующие показатели качества образования по физической культуре, проводилось исследование деятельности образовательных учреждений края и накопление эмпирического материала с использованием таких методов, как самоисследование и самооценка, педагогическое наблюдение, педагогические контрольные испытания. Проводился ряд констатирующих педагогических экспериментов, включавших серию узконаправленных исследований, в ходе которых апробировались содержание, методы и формы контроля отдельных сторон учебно-воспитательного процесса, внутренних факторов и результирующих показателей качества образования по физической культуре. На этом этапе в исследовании приняли участие 6 проблемных экспертов; 63 специалиста; учащиеся 1–9-х классов, воспитанники муниципальных образовательных учреждений, специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии VIII вида Приморского края – всего 1373 детей и подростков. В этот период были разработаны и внедрены в практику методы и технологии контроля внутренних факторов обеспечения и результирующих показателей качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.

На третьем этапе (2002–2005 гг.) производились систематизация и анализ накопленного теоретического и эмпирического материала по проблеме исследования, разработка модели управления качеством образования по физической культуре; осуществлялся эксперимент по экспериментальному подтверждению эффективности внедрения разработанной модели управления качеством образования по физической культуре в систему образования Приморского края. В качестве экспериментальных учреждений выступили специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты для детей с отклонениями в развитии VIII вида Приморского края – всего 21 учреждение. Для уточнения основных положений разработанной модели использовалось групповое экспертное оценивание. В этот период с целью воздействия на внешние условия обеспечения качества образования был осуществлен ряд мероприятий и созданы необходимые организационные структуры.

На четвертом этапе (2006–2007 гг.) проводились сбор, оценка и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы (с участием 596 школьников 1(9 класса Приморского края и 855 учащихся аналогичного возраста, проживающих в Республике Беларусь); формирование выводов, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна:

- разработана модель управления качеством образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, раскрывающая взаимосвязь внутренних факторов, внешних условий и уровня организации учебно-воспитательного процесса и их взаимообусловленное влияние на результирующие показатели качества;

- обоснованы принципы контроля качества образования по физической культуре в специальном учреждении, основанные на общих закономерностях управления и общесистемных принципах управления качеством услуги;

- объективизация контроля внутренних факторов обеспечения качества образования и уровня организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре позволила получить новые данные, отражающие реальное состояние образования по физической культуре в образовательных учреждениях VIII вида Приморья;

- впервые получены данные о формировании знаний по предмету «физическая культура» у детей и подростков с умственной отсталостью на разных этапах школьного обучения;

- систематизирована информация об особенностях развития двигательных и координационных способностей школьников 8(17 лет с умственной отсталостью, проживающих в условиях дальневосточного муссона;

- выявлены особенности формирования двигательных действий, составляющих содержание программ по физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;

- определен спектр сопутствующих основному диагнозу заболеваний и дефектов развития учащихся исследуемой нозологической группы (8(17 лет), проживающих в Приморском крае.

Теоретическая значимость заключается в дополнении теории адаптивной физической культуры и специальной педагогики новыми знаниями о закономерностях управления качеством образования по физической культуре в специальном учреждении, демонстрации путей его повышения на основе научного обоснования модели управления и методологических принципов контроля качества образования по физической культуре.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании технологии комплексного контроля качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида:

- разработаны и экспериментально обоснованы диагностические карты анализа учебно-воспитательного процесса и внутренних факторов обеспечения качества образования по физической культуре и технология их применения, учитывающие специфику образовательного учреждения VIII вида, которые позволяют осуществлять сбор данных по важным образовательным аспектам на региональном и местном уровнях.

Объективизация контроля результирующих показателей качества образования по физической культуре дала возможность внедрить в систему специального образования детей с умственной отсталостью новые подходы к оценке их учебных достижений:

- экспериментально обоснована технология педагогического наблюдения за процессом формирования двигательных действий учащихся исследуемой нозологической группы;

- разработана технология оценки развития двигательных и координационных способностей у учащихся 8(17 лет с умственной отсталостью;

- обоснованы тесты для оценки знаний учащихся с умственной отсталостью по предмету «физическая культура».

Положения, выносимые на защиту:

1. Управление качеством образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида основывается на процессном подходе, современных концепциях управления качеством, траекторном описании постановки проблемы, актуализации функции контроля.

2. Реализация модели управления качеством образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, учитывающей взаимосвязь внешних условий, внутренних факторов его обеспечения в образовательном учреждении и уровень организации учебно-воспитательного процесса, объективизация совокупности методов и технологий контроля, а также адекватная оценка результирующих показателей позволяют обеспечить повышение качества.

3. Обоснование наиболее значимых закономерностей осуществления контроля качества образования по физической культуре должно базироваться на современной идеологии в области управления качеством, общесистемных принципах управления качеством и содержать следующую иерархию принципов: осознание необходимости, соответствие требованиям, непрерывность, комплексность, адресность, постоянное совершенствование.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация материалов диссертации была осуществлена на заседании кафедры теоретических основ физической культуры и спорта ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет». Результаты исследования внедрены в практику работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Приморского и Хабаровского краев, Омской и Томской областей, Республики Беларусь. Основные теоретические положения исследования были представлены автором на четырех региональных, десяти всероссийских и двух международных конференциях. Основные результаты исследования нашли отражение в монографии, учебном пособии для студентов, обучающихся по специальности 032102.65, в методических рекомендациях для специалистов органов управления образованием, руководителей специальных учреждений и педагогов, в журнальных статьях и статьях в сборниках научных трудов. Опубликована 61 печатная работа.

Достоверность и обоснованность полученных результатов определяется их всесторонним и многоаспектным обоснованием на базе современных философских, общенаучных, экономических и педагогических концепций; многообразием и адекватностью общенаучных логических и эмпирических методов исследования его задачам; достаточной продолжительностью и большим количеством участников опытно-экспериментальной части исследования; всесторонним анализом полученных результатов.

Конкретное личное участие автора в получении научных результатов заключается в определении ключевой идеи исследования, ее методологическом оформлении, непосредственном проведении, организации и руководстве экспериментальной частью работы, анализе и интерпретации полученных результатов. Автором сформулирован методологический аппарат исследования, подготовлен текст диссертации.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, 18 приложений и 6 актов внедрения результатов научно-исследовательской работы в практику. Основной текст изложен на 325 страницах, содержит 42 рисунка и 11 таблиц. Список литературы включает в себя 370 наименований, из них 38 ( на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

загрузка...