Delist.ru

Медико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению (25.12.2006)

Автор: Момот Владимир Александрович

низкие показатели психологического благополучия;

трудности в общении, установлении контактов;

быстрая утомляемость;

неустойчивое настроение, зависящее преимущественно от самочувствия и ряда внешних причин;

ухудшение памяти;

чувство неопределенности в будущем;

отсутствие аппетита;

нарушения социального характера, проявляющиеся в виде нарушений режима отдыха и лечения, злоупотребления алкоголем.

5 С наличием признаков психического заболевания

проявления признаков психического заболевания

наличие медицинского заключения

На основании полученных данных обосновано выделение групп (уровней) психического здоровья инвалидов по зрению, отражающих состояние психики в диапазоне от так называемой социально-психологической нормы до начальных признаков патопсихологических и психопатологических нарушений и расстройств с позиций дифференцированного уровневого подхода и функционального диагноза, включающих психологический, медицинский и социальный аспекты.

При этом, значимость различий между выделяемыми уровнями психического здоровья определялась состоянием психологической сферы инвалидов и основными факторами, влияющими на ее изменения в процессе жизнедеятельности и детерминирующими как динамику этих изменений, так и результат их социально-психологической адаптации в виде комплекса показателей и степени выраженности наследственно-анамнестических, личностных и медицинских факторов риска развития психической дезадаптации, нарушений межличностных отношений в коллективе и семье, психологических отклонений.

С учетом вышеизложенного, все обследованные были разделены на следующие группы психического здоровья: без признаков психологического неблагополучия (1-я группа); с признаками психологического неблагополучия легкой степени выраженности – психологическими стрессовыми реакциями (2-я группа); с признаками психологического неблагополучия средней степени выраженности – пограничными психологическими состояниями (3-я группа); с выраженными признаками психологического неблагополучия психогенными расстройствами (4-я группа); с наличием признаков психического заболевания (5-я группа).

Отсутствие в системе медико-психологического обеспечения Всероссийского общества слепых достаточного количества квалифицированных психологов, в частности в специализированных реабилитационных учреждениях, подразумевает необходимость применения унифицированного подхода к оценке состояния психического здоровья, в том числе и специалистами другого профиля, не имеющими психологической подготовки, в целях своевременной ранней диагностики психологических нарушений, психических расстройств и их целенаправленной медико-психологической реабилитации. Соответственно, это предполагает разделение всей совокупности состояний психической сферы и психологического статуса инвалидов по зрению на различные группы психического здоровья в целях организации эффективной медико-психологической реабилитации на всех этапах оказания психологической и медицинской помощи.

Сравнительный анализ распределения инвалидов по зрению и лиц, составивших контрольную группу, по состоянию психического здоровья при поступлении в реабилитационное учреждение представлен в таблице 3.

Таблица 3.

Распределение инвалидов, имеющих нарушения зрения и лиц контрольной группы

по состоянию психического здоровья

Группы психического здоровья Инвалиды по зрению Контрольная группа

чел. % чел. %

1 группа - без признаков психологического неблагополучия 91 5,9 48 23,3

2 группа – с признаками психологического неблагополучия легкой степени выраженности 793 51,4 106 51,5

3 группа - с признаками психологического неблагополучия средней степени выраженности 458 29,6 33 16,0

4 группа – с выраженными признаками психологического неблагополучия, психогенными расстройствами 198 12,8 19 9,2

5 группа - с наличием признаков психического заболевания 4 0,3 - -

ИТОГО: 1544 100 206 100

На основании проведенного обследования инвалидов по зрению установлено, что общими в структуре проявлений психологических отклонений и психических нарушений явилось преобладание нарушений и расстройств психологического и невротического уровня. Проявление их было вызвано определенными специфическими особенностями, обусловленными утратой зрения, однако, имели место и общие закономерности в их возникновении и дальнейшем развитии. Таким образом, в понятие психологической нормы на основании вышеперечисленных критериальных признаков укладывается лишь 5,9% инвалидов по зрению, инвалидов, имеющих собственно психологические нарушения, не достигающих психопатологического уровня (реакции и состояния) – 81,0%, невротические расстройства – 12,8% и психические заболевания – 0,3% от общего числа инвалидов по зрению.

Полученные в ходе распределения по группам психического здоровья данные позволили установить, что 99,7% инвалидам по зрению, имеющим признаки психологического неблагополучия различной степени выраженности, показано прохождение реабилитационного курса в санаторных условиях при отсутствии определенных ограничений по соматическим показателям.

Приведенная классификация групп психического здоровья инвалидов по зрению позволяет обобщить разные оценки психологического состояния. В то же время, она учитывает динамический характер психологических характеристик и предусматривает изменение уровня психического здоровья в зависимости от определяющих его факторов в процессе жизнедеятельности и своевременного проведения необходимых реабилитационных мероприятий.

В пятой главе «Анализ потребностей инвалидов по зрению в различных видах реабилитации» изучены критерии предпочтительности при выборе направлений реабилитационной работы, что, в свою очередь, послужило основой для составления и корректировки индивидуальных реабилитационных программ. В качестве основных критериев предпочтительности выступили: популярность и общеизвестность реабилитационных мероприятий, уверенность в достижении положительного эффекта реабилитации; строгое соблюдение предписаний врачебного персонала и выполнение назначенных процедур; апелляция к предыдущему опыту (при положительном результате лечения ранее); стремление к поиску новых, более эффективных способов реабилитации (при отсутствии медицинских противопоказаний).

В главе описаны наиболее часто встречающиеся и субъективно значимые для инвалидов по зрению психологические проблемы и пути их коррекции:

- нарушения эмоционально-волевой сферы (снижение психоэмоционального напряжения, тревоги, беспокойства, формирование способности к произвольной регуляции поведения);

- трудности коммуникативного взаимодействия (формирование устойчивых межличностных связей и навыков общения, обучение приемам коммуникации, развитие коммуникативных форм поведения);

- трудности межличностных отношений, вызванных нарушениями зрения (формирование навыков социального познания; ознакомление с навыками конструктивного взаимодействия; теоретические и практические знания, направленные на устранение психологических барьеров, препятствующих общению);

- наличие у инвалида негативных личностных установок к собственному дефекту или заболеванию и назначенному курсу реабилитации (коррекция внутренней картины болезни, мотивов, установок; формирование адекватного, гармоничного отношения к дефекту зрения и сопутствующим заболеваниям; создание адекватного, правильного представления о своих качествах и целостного образа «Я»);

- отсутствие благоприятного «поддерживающего» психологического климата в семье незрячего (обучение рациональным способам решения семейных проблем, стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, гармонизация внутрисемейных отношений).

Своевременное изучение показателей нуждаемости инвалидов по зрению в различных видах реабилитации позволило оптимально и качественно подбирать необходимое сочетание методов и способов медико-психологической и социальной реабилитации с учетом состояния психического здоровья инвалидов по зрению и их индивидуальных предпочтений. Это способствовало более качественному выполнению программ реабилитации и предупреждению формирования негативных установок на проведение курса лечения и оздоровления.

Анализ результатов проведенного исследования показал, что учет интересов и пожеланий инвалидов в процессе разработки индивидуальных реабилитационных программ способствует повышению мотивации к их строгому выполнению и снижает возможность самоустранения инвалидов от назначенного курса реабилитации.

Глава содержит основные методологические принципы, составившие основу настоящей работы по изучению психического здоровья инвалидов по зрению с целью обоснования системы мероприятий медико-психологической реабилитации:

загрузка...