Медико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению (25.12.2006)
Автор: Момот Владимир Александрович
6 Семейные 18 27 27 7 Проблемы со здоровьем 2 10 22 Представленные в таблице 1 сведения показали определяющую роль негативных психотравмирующих факторов у инвалидов по зрению. Установлено, что психологический фактор является доминирующим у инвалидов по зрению, именно он составляет высокий удельный вес распространенности психической травматизации инвалидов по зрению (61%). На следующем этапе для получения сведений о различных компонентах психологической сферы инвалидов по зрению нами были изучены особенности личности и социально-психологического статуса инвалидов по зрению с различными заболеваниями (психические расстройства, соматические и психосоматические заболевания) и сроками потери зрения. Изучение этих особенностей проводилось при помощи комплекса психологических методов и ряда психодиагностических методик. Анализируя полученные результаты, можно утверждать, что отмечается устойчивая взаимосвязь между сроками потери зрения (или его значительным ухудшением), степенью выраженности дефекта, различными заболеваниями и расстройствами и формированием определенных особенностей личности инвалида по зрению. Установлено, что для инвалидов, утративших зрение до 2 лет назад, в большей степени характерны признаки психологического неблагополучия в виде эмоциональной нестабильности, высокого уровня личностной тревожности, немотивированного беспокойства, снижения фона настроения. У них отмечались такие признаки психологического дискомфорта, как повышенная утомляемость, раздражительность, снижение психической активности. Субъективно это отражается в жалобах на расстройство сна, ухудшение общего самочувствия, нарушения в познавательной сфере и т.д. Это обусловлено недостаточной сформированостью защитных психологических механизмов вследствие относительно недавних сроков утраты зрения. У инвалидов, утративших зрение от 5 до 10 лет назад, признаки психологического неблагополучия выражены в меньшей степени, что обусловлено относительно давней потерей зрения и стабилизацией сопутствующих этому сроку приспособительных (адаптивных) механизмов. Для лиц с психическими расстройствами невротического уровня характерны такие особенности психологического статуса, как повышенная тревожность, психоэмоциональное напряжение, беспокойство, раздражительность, пессимистическая оценка перспективы; присутствует выраженный психологический дискомфорт. Это выражается в жалобах на общую астенизацию, слабость, истощаемость, плохое самочувствие, снижение работоспособности, плохой сон. Личностные особенности инвалидов с невротическими расстройствами имеют такие характерные признаки, как застенчивость, мнительность, отмечается тенденция к преувеличению важности проблем, что ведет к формированию психической патологии. Их отличает высокая чувствительность к психотравмирующим воздействиям, ранимость, обидчивость, болезненное переживание неудачи, легко возникающее чувство вины, фиксация на своих неудачах, ощущение превосходства других над собой, стремление к избеганию возможной неудачи, затруднения при необходимости принимать решения, недостаточная способность отстаивать свои интересы, зависимость, подчиняемость. Более чем в 34% случаях нами отмечались проявления враждебности, особенно при возникновении фрустрирующих ситуаций, злопамятность, конфликтность по отношению к ближайшему окружению. Для инвалидов с невротическими расстройствами характерен высокий удельный вес лиц с повышенным уровнем реактивной и личностной тревожности – 55%; у 29,4% инвалидов диагностированы смешанные типы акцентуаций; среди преобладающих типов психического реагирования на дефект и заболевание выделяются неврастенический, тревожный, эгоцентрический и сензитивный; для подавляющего большинства инвалидов с психическими расстройствами характерно наличие депрессивных проявлений – свыше 90%; снижение качества жизни различной степени выраженности у инвалидов этой группы составляет в целом 95,7% от общего числа. Анализ полученных данных показал, что у инвалидов по зрению, страдающих психосоматическими заболеваниями, ведущим защитным механизмом является отрицание, зачастую, даже при наличии серьезного заболевания или проблем, носящих психотравмирующий характер, наблюдается проявление анозогнозических тенденций. Проявления ситуативной тревоги имеют место при «срывах» в работе механизмов психологической защиты и обусловлены недостаточностью компенсаторных возможностей инвалида. В структуре личности отмечается ригидность, для которой характерна стойкость аффективных реакций, особенно в ответ на значимые стимулы (оскорбление личного достоинства, ситуации, расцениваемые незрячими людьми как наносящие урон престижу, социальному статусу и т.д.). Кроме того, в структуру личности могут добавляться элементы подозрительности и недоверия. Среди особенностей личности также выделяются энтузиазм, инициативность, вовлеченность во многие сферы деятельности, уверенность в себе. Для таких инвалидов в большинстве характерны оптимальные показатели реактивной и личностной тревожности; преобладающими типами реагирования на имеющееся заболевание являются: анозогнозический, эргопатический и ипохондрический. Депрессивные расстройства различной степени выраженности встречаются у 85,7% инвалидов и в 89% случаях отмечается снижение качества жизни, обусловленное различными негативными факторами. В структуре личности инвалидов с заболеваниями соматического характера на первое место выступили такие личностные особенности, как энергичность, энтузиазм, инициативность, предприимчивость, изобретательность, обширный круг интересов, оригинальность, стремление к разнообразию. Данный контингент характеризует отсутствие клинически значимых признаков тревоги, уравновешенность, эмоциональная стабильность, повышенный самоконтроль, способность справляться с трудными ситуациями, гибкость поведения. Среди инвалидов группы отмечается высокий удельный вес лиц с выраженными акцентуациями: по гипертимному типу – 19,9%; по возбудимому типу – 10,1%; по демонстративному типу – 8,5%. Для таких инвалидов характерна положительная оценка своего психологического состояния, адекватное отношение к своему дефекту и имеющемуся заболеванию. Они осознают свое положение и возможности, их отличает уверенность в себе, гибкость поведения, непринужденность в общении, оптимистичность, повышенная психическая и поведенческая активность. У инвалидов с соматической патологией преобладают оптимальные показатели личностной и реактивной тревожности, что свидетельствует о благоприятном психологическом состоянии испытуемых этой группы; ведущими типами психического реагирования в данной группе являются эргопатический, ипохондрический и эгоцентрический, которые напрямую зависят от тяжести и степени выраженности заболевания; оптимальные показатели актуального психологического состояния выявлены у более чем 90% инвалидов, депрессивное состояние различной степени выраженности отмечается у 68,8% испытуемых. Полученные в ходе психологического обследования инвалидов с различными заболеваниями результаты показывают, что слепота или нарушения зрения приводят к формированию таких психотравмирующих факторов, которые, в свою очередь, в той или иной степени затрагивают всю структуру личности инвалида, существенное влияние оказывают на его психологический статус, предопределяя, таким образом, дальнейшее формирование психологических отклонений, признаков психической патологии и ухудшение состояния психического здоровья в целом. В результате анализа всех исследованных показателей психологического статуса инвалидов по зрению были выделены основные компоненты, которые в первую очередь нуждаются в развитии и коррекции и оказывают влияние на состояние психической сферы инвалида. Этими компонентами являются: состояние психологического благополучия, особенности личности, общее функциональное состояние организма, наличие депрессивных и тревожных проявлений, тип психологического реагирования на болезнь. Сравнение основных показателей этих компонентов выявило разделение их по степени выраженности психологических отклонений у всего обследованного контингента. Это позволяет предположить наличие возможности выделения групп инвалидов по зрению с разной степенью медико-психологических признаков в целях их классификации и использования для дифференцированной оценки. В четвертой главе «Разработка и обоснование нового подхода к оценке психического здоровья инвалидов по зрению» представлены общие закономерности формирования психологических отклонений у инвалидов по зрению и условия их трансформации в психическую дезадаптацию. В целях обобщения и классификации многочисленных показателей психической сферы инвалидов по зрению мы использовали понятие психического здоровья, адаптировав его к контингенту слепых и слабовидящих людей. Анализируя современные подходы к определению психического здоровья и составляющих его компонентов, нами предлагается понятие «психическое здоровье незрячего человека», под которым следует понимать совокупность личностных качеств и свойств, обеспечивающих психологическое благополучие, эффективность адаптации в социуме, максимальную компенсацию дефекта зрения и адекватную условиям окружающей действительности реакцию поведения и деятельности. На наш взгляд, это краткое определение не может отразить все существенные признаки предлагаемого понятия. Тем не менее, при ведущей роли психологических факторов, оно подчеркивает взаимосвязь психического здоровья с возможностью успешного функционирования инвалида в системе общественных связей и отношений. При этом подразумевается, что инвалид может не только ориентироваться на помощь общества, но, в первую очередь, и сам активно стремиться к улучшению качества своей жизни, опираясь на собственные механизмы компенсации дефекта, адаптивные возможности и особенности своей личности. Понимая условность такого определения, мы, тем не менее, считаем оправданным его существование по следующим причинам: а) во-первых, в связи с отсутствием какого-либо другого, учитывающего особенности понятия «инвалидности» вообще; б) во-вторых, для правильного понимания целей деятельности медико-психологической реабилитации по оптимизации и сохранению психического здоровья инвалидов по зрению; в) в-третьих, представляя его в какой-то степени как рабочее, для продолжения дальнейших исследований в этой области, как по разработке новых теоретических положений, так и определению практических рекомендаций по оценке и восстановлению психического здоровья инвалидов по зрению. При этом психическое здоровье включает в себя как состояние так называемой социально-психологической нормы, так и различные состояния психической сферы, в том числе, не достигающие степени болезненного реагирования на факт утраты зрения, наличие определенных психологических трудностей, своевременное применение медико-психологических мероприятий, позволяющих сохранить оптимальный уровень психического функционирования инвалида по зрению. В результате проведенного исследования были сформированы основные критерии оценки психического здоровья инвалидов по зрению, качественный анализ которых позволил распределить обследованных нами инвалидов по зрению по группам психического здоровья с учетом степени выраженности признаков психологического неблагополучия; при этом, основными показателями распределения выступили психологические факторы и характеристики. В таблице 2 представлены критерии дифференцированной оценки психического здоровья инвалидов, имеющих нарушения зрения с разделением его на уровни в соответствии с наличием факторов риска развития психологических нарушений различной степени выраженности и в целях осуществления динамического наблюдения, ранней диагностики начальных проявлений психической и социальной дезадаптации, своевременного проведения психопрофилактических, психокоррекционных, лечебно-восстановительных и иных мероприятий. Таблица 2 Критерии распределения инвалидов по зрению по группам психического здоровья Группы Наименование групп психического здоровья Критерии распределения по группам 1 Без признаков психологического неблагополучия Основные критерии: отсутствие психологических нарушений на момент поступления в реабилитационное учреждение; отсутствие жалоб на общее состояние организма, хорошее самочувствие, повышенный фон настроения, высокий уровень активности, работоспособности; оптимальные показатели тревожности, эмоциональная устойчивость; отсутствие каких-либо значимых психотравмирующих факторов; хорошая социальная адаптация, гармоничные взаимоотношения с окружающими людьми, склонность к избеганию конфликтных ситуаций, стремление к поиску компромиссных решений; высокая стрессоустойчивость; |