Delist.ru

Медико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению (25.12.2006)

Автор: Момот Владимир Александрович

Во второй главе «Организация и методики исследований» представлена общая организация, основные направления, методики и объем исследований, характеристика обследованного контингента, описаны используемые методы исследования и медико-психологической реабилитации. Сбор первичного материала проводился на базе лечебно-профилактических учреждений Всероссийского общества слепых, санаториев других Министерств и ведомств, реабилитационных центров и учреждений, учебно-производственных предприятий.

Материалы диссертации основаны на изучении и анализе различных категорий инвалидов по зрению с психологическими нарушениями различной степени выраженности, которые были обследованы автором лично в условиях санатория ВОС и непосредственно в других реабилитационных и санаторных учреждениях в период с 2002 по 2006 гг.

Основную группу составили 1544 человека из числа инвалидов по зрению, из них 91 человек, не имеющих признаков психологического неблагополучия, и 1453 человека с различными отклонениями в состоянии здоровья, а именно:

С психологическими нарушениями различной степени выраженности:

- психологическими реакциями (гармоничными и дисгармоничными) – 793 человека;

- пограничными психологическими состояниями – 458 человек.

С психогенными расстройствами невротического уровня – 198 человек;

С признаками психического заболевания – 4 человека.

В качестве контрольной группы были обследованы 206 человек, не имеющих заболеваний органа зрения, но страдающих подобными психологическими нарушениями и расстройствами.

Работа была выполнена в несколько этапов.

На первом этапе исследования были направлены на изучение структуры психологических нарушений и психических расстройств у инвалидов по зрению, определение роли различных психотравмирующих факторов в их формировании. Выявлялись такие факторы, как время и причина потери зрения, степень выраженности дефекта и диагноз заболевания органа зрения, особенности адаптации, характер профессиональной деятельности, специфика семейных отношений, ориентировочные планы на будущее. Особое внимание обращалось на поведение испытуемых, учитывался характер предъявляемых ими жалоб, фиксировались различные анамнестические данные, выявлялись проблемные, социально-значимые вопросы. Исследование проводилось также путем анализа медицинских и других документов (историй болезни, санаторно-курортных карт, медицинских книжек, индивидуальных карт реабилитации инвалида, выписных эпикризов из стационарных учреждений, заключений МСЭК, ВТЭК и т.д.).

Учет этих факторов позволил более дифференцированно подходить к выбору методов и форм диагностики, разработке реабилитационных и лечебно-оздоровительных программ.

На втором этапе проводилось комплексное психологическое обследование инвалидов, имеющих нарушения зрения, а также контрольной группы лиц, не имеющих заболеваний органа зрения. В ходе обследования использовались различные психологические методики с целью изучения состояния эмоционально-волевой сферы, социально-психологического статуса, особенностей личности инвалидов по зрению и других составляющих компонентов психического здоровья.

В проводимом исследовании изначально было предложено 25 психологических методик.

При подробном анализе каждой из них отобрано 9 методик, удовлетворяющих задачам исследования. К ним относятся: методика САН; методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилбергера – Ханина; шкала депрессии Бека; шкала депрессии НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева; опросник «Индекс психологического благополучия»; опросник ЛОБИ; методика определения акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека; психологический тест СМОЛ; методика "Качество Жизни Больного".

Кроме того, в отдельных случаях использовались и другие методики, однако они не являлись ведущими и выступали в качестве вспомогательного инструментария: тест-опросник Е.Ф. Бажина, разработанный на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера; методика диагностики направленности личности Б.Басса (ориентационная анкета); методика, направленная на выявление эмоциональной устойчивости, экстра-интровертированности личности Г. Айзенка (в адаптации А.Г. Шмелева).

В связи с тем, что исследование проводилось с различными категориями инвалидов по зрению, были использованы различные способы регистрации результатов, выбор которых зависел от степени выраженности дефекта (зрения, слуха, осязания) и особенностей психологических методик. При этом для удобства обследования способы регистрации материала выбирались испытуемыми самостоятельно.

Обследование проводилось на основе объективных показателей психического статуса инвалидов и субъективной оценки испытуемым своего состояния. На этом этапе в ходе анализа полученных результатов рассматривался вопрос о возможности отнесения каждого инвалида по зрению в различные группы психического здоровья, с учетом степени выраженности признаков психологического неблагополучия.

На основании результатов медико-психологического обследования определялись факторы риска развития социально-психологической дезадаптации, обосновывались возможности уровневой оценки состояния психического здоровья, уточнялись критерии разделения инвалидов по зрению на группы с рекомендациями дифференцированного проведения восстановительных медицинских и психологических мероприятий.

На третьем этапе изучались возможности использования различных средств и методов медико-психологической реабилитации инвалидов. Разрабатывались, апробировались и внедрялись элементы реабилитационного комплекса, применительно к представителям каждой из групп психического здоровья. Обосновывались содержание, структура и объем реабилитационных программ, последовательность их применения, целесообразность сочетания.

На данном этапе осуществлялся периодический контроль за реабилитационным процессом, динамикой психологического статуса инвалида по зрению для своевременной корректировки лечебных мероприятий.

На четвертом этапе проводилось повторное медико-психологическое обследование инвалидов по зрению после проведения реабилитационных мероприятий. Исследовались показатели эффективности комплексного использования проведенных мероприятий для инвалидов по зрению относительно данных первичного обследования, а также по сравнению с контрольной группой.

Третья глава «Особенности личности и социально-психологического статуса инвалидов по зрению» содержит результаты экспериментально-психологических и статистических исследований. В главе представлены данные о распространенности инвалидности и структуре заболеваемости инвалидов по зрению во Всероссийском обществе слепых, показана роль различных факторов и условий в развитии и динамике отклонений в психологической сфере инвалидов по зрению. Изучены особенности личности и социально-психологического статуса инвалидов по зрению с различными сроками потери зрения, заболеваниями соматического и психосоматического характера, психическими расстройствами.

Анализ заболеваемости инвалидов по зрению позволил выделить в особую группу расстройства, в основе происхождения и развития которых ведущую роль играет психическая травматизация - это психосоматические заболевания, удельный вес которых у незрячих составляет около 40% и психические расстройства невротического уровня – их распространенность составляет около 13% от общего числа заболеваний. Таким образом, удельный вес инвалидов по зрению, страдающих психогенными заболеваниями, составляет свыше 50%. Высокие показатели психических расстройств и психосоматических заболеваний у слепых и слабовидящих людей в структуре общей заболеваемости данного контингента позволяют предположить наличие и психологических нарушений различной степени выраженности, не достигающих, однако, патологического уровня. В результате проведенного исследования установлено, что психологические нарушения донозологического уровня составляют более 80% от общего числа обследованных инвалидов, свыше 50% которых представлены психологическими стрессовыми реакциями и около 30% составляют пограничные психологические состояния.

Для исследования степени неблагоприятного влияния наиболее распространенных психотравмирующих факторов на состояние психической сферы было проведено обследование инвалидов по зрению с психологическими нарушениями и различными отклонениями в состоянии здоровья психосоматического и психогенного характера и лиц контрольной группы. Обследование проводилось с помощью специально разработанной анкеты психотравмирующих факторов (анкеты ПТФ). Психотравмирующие факторы ранжировались:

1. По частоте встречаемости у инвалидов по зрению.

2. По степени значимости для инвалида по зрению.

Установлено, что ведущими психотравмирующими факторами, действующими на инвалидов по зрению, являются: проблемы психологического характера; проблемы социального характера; проблемы взаимоотношений с окружающими людьми; проблемы, связанные с выполнением инвалидами профессиональной деятельности; вынужденное ограничение мобильности, связанное с дефектом зрения; проблемы семейного характера; проблемы со здоровьем (таблица 1).

Полученные данные позволили уточнить структуру и степень воздействия стресс-факторов, среди которых ведущими у инвалидов по зрению, вне зависимости от характера заболевания и степени его выраженности, являются психологические, к которым относятся: фрустрирующие события; отсутствие уверенности в собственной безопасности; ситуации, в которых отражается собственная неполноценность; большое количество людей в замкнутом помещении; непереносимость громкого шума; боязнь потерять собственную «независимость»; игнорирование потребности в общении; вынужденное длительное ожидание, например, в очередях; завышенные требования к собственным возможностям, а также социально-бытовые и семейные факторы.

Таблица 1

Удельный вес негативных психотравмирующих факторов у инвалидов по зрению

Психотравмирующие факторы Формы психологического неблагополучия

Психологические нарушения (%) Невротические расстройства (%) Психосоматические заболевания (%)

1 Психологические

63 62 58

2 Социально-бытовые

48 41 28

3 Взаимоотношения с другими людьми 13 22 19

4 Профессиональная деятельность 16 28 11

5 Вынужденное ограничение мобильности 34 27 21

загрузка...