Delist.ru

Медико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению (25.12.2006)

Автор: Момот Владимир Александрович

Определены показания и объем мероприятий медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению с учетом состояния их психического здоровья.

Разработан комплекс методов и определена программа проведения медико-психологических мероприятий у данного контингента.

Проведена оценка эффективности использования и сочетания методов психорегулирующей коррекции для слепых и слабовидящих людей.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Основу признаков психического неблагополучия у инвалидов по зрению составляют психологические нарушения и психические расстройства невротического уровня. Наряду с выраженными их формами преобладают психические отклонения в виде кратковременных психологических проявлений, не достигающих патологического уровня, которые приводят к значительному снижению компенсаторных возможностей незрячих, снижению адаптивных возможностей и требуют проведения целенаправленных реабилитационных мероприятий.

2. Особое значение в формировании психологических нарушений и психических расстройств у инвалидов по зрению имеет психогенная травматизация в процессе жизнедеятельности, вызванная нарушением зрения, в которой преобладают психотравмирующие факторы социального и психологического характера.

3. Выделение понятия "психическое здоровье незрячего человека" позволяет проводить дифференцированную оценку психического состояния инвалидов по зрению на всех этапах реабилитационного процесса. Критерии психического здоровья позволяют своевременно выявлять начальные признаки психологических нарушений и психических расстройств, прогнозировать их развитие, а также, в зависимости от степени его нарушения, определять основные направления и объем мероприятий медико-психологической реабилитации.

4. Анализ структуры потребностей инвалидов по зрению в различных видах реабилитации способствует установлению критериев предпочтительности в выборе медико-психологических мероприятий, что позволяет прогнозировать тенденции нуждаемости инвалидов по зрению в различных формах и методах реабилитации и выступает в качестве основы для составления и корректировки индивидуальных реабилитационных программ.

5. Система медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению предусматривает дифференцированное использование комплекса мероприятий медико-психологической реабилитации, направленных на устранение причин, предрасполагающих факторов, предпатологических и патологических проявлений выявленных психологических нарушений и психических расстройств, осложнений и рецидивов, на предотвращение хронизации этих неблагоприятных признаков, на восстановление психического статуса инвалида.

6. Структура психологических нарушений и психических расстройств у инвалидов по зрению, а также характер этих нарушений определяют особенности организации медико-психологической помощи с преобладанием психопрофилактических, психокоррекционных и психотерапевтических методов на санаторном и последующих этапах реабилитации.

Апробация результатов исследования

Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях, семинарах и советах по социальной реабилитации Всероссийского общества слепых, ученых советах МГОПУ им. М.А. Шолохова (Москва 2005, 2006), всероссийских и межрегиональных научных конференциях (Москва, Геленджик, Горячий ключ, Пятигорск, Сочи), международных конференциях и симпозиумах (Италия 2004; Турция 2004, 2005; Россия 2004, 2005, Греция 2006).

Внедрение результатов исследования

Представленная в настоящей работе система медико-психологической реабилитации внедрена в процесс комплексной реабилитации и восстановления психического здоровья инвалидов по зрению и других категорий лиц, имеющих ограниченные возможности, в следующих специализированных учреждениях:

1. Закрытое акционерное общество «Санаторий «Дружба – Геленджиккурортсервис», г. Геленджик.

2. Федеральное государственное учреждение санаторий «Вулан», г. Геленджик, п. Архипо-осиповка.

3. Закрытое акционерное общество «Базовый санаторий им. М.В. Ломоносова», г. Геленджик.

4. Культурно-спортивный реабилитационный комплекс ВОС, г. Москва.

5. Лечебно-профилактическое учреждение «Санаторий «Машук» ВОС», г. Пятигорск.

6. Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов «Санаторий «Лесная Поляна», г. Пятигорск.

7. Красноярское учебно-производственное предприятие ВОС, г. Красноярск.

8. Негосударственное учреждение Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп», г. Москва.

9. Краснодарский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сказка», г. Краснодар.

Результаты исследования используются в учебном процессе МГОПУ им. М.А. Шолохова, Геленджикского филиала СГУТ и КД.

По материалам диссертации опубликовано 64 научные и учебно-методические работы, автор принимал непосредственное участие в разработке и составлении программ комплексной реабилитации инвалидов по зрению в системе Всероссийского общества слепых на 2003, 2004, 2005 и 2006 годы.

Структура диссертации состоит из введения, шести глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Первая глава «Современное состояние проблем оценки психического здоровья и медико-психологической реабилитации инвалидов, имеющих нарушения зрения» посвящена теоретическому изучению современных подходов к проблеме оценки психического здоровья и медико-психологической реабилитации инвалидов, имеющих нарушения зрения, а также рассмотрению основных причин возникновения и развития психологических нарушений и психических расстройств у данного контингента.

Современный этап развития социальных реформ в Российской Федерации сопровождается усложнением характера труда, возрастанием неблагоприятного воздействия санитарно-гигиенических условий, резким ухудшением бытовых и социально-психологических показателей жизнедеятельности, что препятствует поддержанию необходимого уровня профессиональной работоспособности и сохранению здоровья лиц, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности. Указанные изменения являются основной причиной возникновения патопсихологических и психопатологических изменений личности инвалида, роста нервно-психической и психосоматической заболеваемости.

Вероятность возникновения психологических нарушений и психических расстройств особенно велика в случаях утраты жизненно важных функций (потеря зрения, слуха и т.д.), которые характеризуются значительным изменением социального и профессионального статуса инвалида и структуры его личности в целом (Кукушкина Е.Н., Докиш Ю.М., Чистякова Н.А., 1989).

В ходе анализа литературы выявлено, что применительно к инвалидам по зрению практически не рассматриваются формы психологических нарушений различной степени выраженности, которые наряду с невротическими расстройствами отнесены к группе функциональных нарушений, объединенных ведущим этиологическим фактором и патогенетическими закономерностями развития в виде чрезмерного воздействия ряда психотравмирующих факторов, в т. ч. специфических, обусловленных нарушениями зрения.

Показатели заболеваемости инвалидов по зрению чаще всего проводились по отдельным данным реабилитационных и лечебных учреждений, либо по материалам анализа индивидуальных карт реабилитации, санаторно-курортных карт, историй болезни, экспертных заключений, что, по ряду причин, затрудняет понимание состояния проблемы в целом (Савадова Л.С., 1990).

Большое внимание уделялось вопросам психологического обеспечения элементарной реабилитации слепых и слабовидящих людей, изучению возможностей их профессиональной и социально-трудовой реабилитации и поиску наиболее оптимальных путей социальной интеграции инвалидов по зрению в систему общественных связей и отношений (Силкин Л.Н., 1982, 1984; Жарков Д.С., 1984; Графов А.П., 1985; Гринвальд И.М., Шепетова О.Н., 1986; Либман Е.С., Мелкумянц Т.А., Рейфман М.Б., 1986; Сироткин С.А., Шакенова Э.К., 1986, 1989; Петров Ю.И., 1988; Мальков В.А., 1997; Неумывакин А.Я., Гилилов Е.И., 2001; Дудников С.В., 2003; Бармина А.В., Ваньшин С.Н., Гильд С.А. и др., 2004, 2005).

Все исследования проводились, в основном, в рамках изучения отдельных психологических и личностных особенностей незрячих, возможностей компенсации дефекта зрения, психолого-педагогического процесса слепых и слабовидящих людей (Бюрклен К., 1934; Земцова М.И., 1956; Литвак А.Г., 1972, 1978, 1997; Багдонас А., Пранскявичюте Р., 1986; Разумовский М.И., Танюхина Э.И., 1986; Ермолович З.Г., 1988; Солнцева Л.И., Семенов Л.А., 1989; Кроль В.М., 1998; Богун О.А., 2002; Гончарова Н.П., 2004). В литературе отсутствуют данные, касающиеся вопросов изучения психического здоровья инвалидов по зрению, слабо разработаны рекомендации и предложения по организации психологической помощи и реабилитационной работы с учетом степени выраженности признаков психического неблагополучия.

Проблема психического здоровья инвалидов по зрению, помимо чисто медицинских вопросов, включает и другие аспекты, такие как "душевное равновесие", внутренний мир, уровень культуры, нравственность, которые находятся в тесной связи и определяют состояние сферы отношений с окружающим миром. Многие личные переживания инвалидов находят свое отражение в тонких психологических реакциях, разнообразных трудных психических состояниях в повседневной деятельности, которые, затрагивая всю психическую сферу, в конечном счете, приводят к ухудшению здоровья в целом, формированию неблагоприятных психологических признаков и, в конечном итоге, к возникновению психологических нарушений и психических расстройств, психогенный характер развития которых предполагает их обратимость, а, следовательно, при адекватной психологической и медицинской помощи и возможность их устранения. (Психолого-педагогические аспекты элементарной реабилитации слепых, 1987; Хрусталев С.А., 1990; Садчиков А.П., 1997; Шакиро Н.Л., 2002; Быков А.А., 2004).

Установлено, что вопросы организации и проведения реабилитационных мероприятий лицам, имеющим ограниченные возможности, занимают важное место в многочисленных трудах отечественных и зарубежных авторов (Зимин Б.В., 1979; Осадчих А.И., 1988; Калмет Х.Ю., 1990; Кручинин В.А., 1991, 1992; Коробейников И.А., 1993, 2004; Dodds A.G., 1993; Amiel R., 1994; Алферова Т.О., Потехина О.А., 1995; Левченко И.Ю., 2000, 2004; Акатов Л.И., 2003; Ваньшин С.Н., Ваньшина О.П., 2005).

Система медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению располагает достаточным количеством средств и методов клинико-психологического обследования на всех ее этапах (Бараш В.А., Демьянов Ю.Г. и др., 1991; Медико-социальная реабилитация инвалидов, 1996; Коробов М.В., Дворкин Э.А., Деденева Ж.Г. и др., 1999; Ермаков В.П., Якунин Г.А., 2000; Акатов Л.И., 2003), однако применение их, в том числе непосредственно в реабилитационных учреждениях, не носит системного характера; до сих пор не отработана общепринятая концептуальная схема медико-психологической реабилитации инвалидов.

Это связано с отсутствием в регламентирующих документах обоснованных принципов оценки психической сферы инвалидов по зрению, учитывающих психологические и преморбидные особенности, профессиональный статус, структуру отношений, степень воздействия психотравмирующих факторов, наличие ранних проявлений социально-психологической дезадаптации. Не существует однозначной трактовки психического здоровья, отсутствует единая общепринятая концептуальная система его восстановления на различных этапах медико-психологического обеспечения, подразумевающая дифференцированный подход к изучению состояния психической сферы незрячего человека в целях правильной и целенаправленной организации медицинской и психологической реабилитации.

Указанные обстоятельства требуют применения новых подходов к оценке психологического статуса инвалидов по зрению на основе концепции психического здоровья и положений реабилитации, объединяющих психологические, медицинские, социальные, профессиональные и организационные аспекты проблемы.

Таким образом, анализ литературных источников свидетельствует о недостаточно полной разработке проблемы оценки, прогнозирования и восстановления психического здоровья инвалидов по зрению с различными признаками психологического неблагополучия и их медико-психологической реабилитации.

загрузка...