Delist.ru

Медико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению (25.12.2006)

Автор: Момот Владимир Александрович

(после окончания реабилитационных мероприятий)

Группы психического здоровья Инвалиды по зрению Контрольная группа

чел. % чел. %

1 группа - без признаков психологического неблагополучия 537 34,8 92 44,7

2 группа – с признаками психологического неблагополучия легкой степени выраженности 719 46,5 82 39,8

3 группа - с признаками психологического неблагополучия средней степени выраженности 205 13,3 21 10,2

4 группа – с выраженными признаками психологического неблагополучия, психогенными расстройствами 79 5,1 11 5,3

ИТОГО: 1540 100 206 100

Положительный эффект от проведения реабилитационных мероприятий отмечается в 91,1% случаях, при этом значительное улучшение показателей психического здоровья отмечено у 57,3% инвалидов по зрению, что свидетельствует о правильной разработке и назначению комплексов реабилитации.

Показатели психического здоровья инвалидов по зрению до и после проведения реабилитационных мероприятий представлены на рисунке 1.

В целом показатели улучшения состояния психического здоровья выше у инвалидов по зрению в сравнении с контрольной группой на 17,8%. Это свидетельствует о правильной организации медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению в специализированном реабилитационном учреждении с учетом специфических факторов, условий и требований к лечению, оздоровлению и реабилитации людей, имеющих нарушения зрения. На основании анализа результатов проведенного исследования, учитывая особенности структуры психологических нарушений и психических расстройств, а также характер этих нарушений, можно утверждать, что в системе реабилитации инвалидов по зрению мероприятия психологической направленности должны являться доминирующими и включать в себя психопрофилактику, психокоррекционную работу, психологическое просвещение, консультативную психологическую помощь, психотерапию.

Показаниями для их применения являются психологические нарушения различной степени выраженности: психологические стрессовые реакции, пограничные психологические состояния, невротические расстройства, неврозоподобные состояния, психосоматические заболевания.

Психологические составляющие реабилитационного процесса предназначены для воздействия на ситуационные и личностные факторы, способствующие развитию и фиксации неблагоприятных психологических признаков, коррекции форм поведения и характерологических особенностей; знакомства с психологией человеческих отношений; снижения уровня эмоционального напряжения и тревожности; восстановления социально-психологического статуса инвалидов и обеспечения выполнения ими рекомендаций специалистов; выявления возможных перегрузок или стресс-факторов, негативно влияющих на состояние психического здоровья; обучения процессам регулирования своим психоэмоциональным состоянием с целью противодействия повреждающим эффектам стресса.

Организация медико-психологической помощи инвалидам по зрению должна осуществляться в специализированных центрах медико-психологической (медико-социальной) реабилитации с обязательным введением должностей психологов, врачей – психотерапевтов, социальных работников. Специалисты, задействованные в реабилитационном процессе, должны владеть специальными знаниями в работе со слепыми и слабовидящими людьми, едиными принципами диагностики, простыми и надежными методами психопрофилактики и психокоррекции, уметь оценивать эффективность проводимой работы, обеспечивать преемственность необходимых реабилитационных мероприятий.

Создание единой системы комплексной реабилитации слепых и слабовидящих людей, соблюдение общих организационных принципов и поиск наиболее эффективных способов решения задач, а также правильная организация деятельности реабилитационного учреждения создают предпосылки для восстановления функциональных возможностей организма, повышения уровня здоровья и качества жизни, а также более полному удовлетворению потребностей инвалидов в различных видах деятельности.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о полноте решения поставленных в работе задач, показывают эффективность распределения инвалидов по зрению по группам психического здоровья и применения разработанных комплексов медико-психологической реабилитации слепых и слабовидящих людей.

Результаты апробации применения системы дифференцированной оценки состояния психического здоровья инвалидов по зрению и разработанных комплексов медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению в специализированных реабилитационных учреждениях Всероссийского общества слепых, других Министерств и ведомств и их практическое внедрение позволило:

- значительно снизить выраженность признаков психологического неблагополучия у инвалидов по зрению в процессе их реабилитации;

- добиться полного или частичного улучшения показателей психического здоровья у 91,1% инвалидов с признаками психологического неблагополучия различной степени выраженности, включая психические расстройства;

- наметить перспективные направления в данной области исследований по совершенствованию программ медико-психологической реабилитации лиц, имеющих ограниченные возможности.

Изложенные результаты оценки эффективности разработанной системы медико-психологической реабилитации подтверждаются соответствующими актами внедрения.

Практическое внедрение предлагаемой системы оценки психического здоровья инвалидов по зрению и их медико-психологической реабилитации позволит, на наш взгляд, существенно повысить уровень психического здоровья незрячего человека, предупредить развитие и формирование неблагоприятных психологических признаков и различных заболеваний, эффективно использовать как целые комплексы, так и отдельные методы медико-психологической реабилитации слепых и слабовидящих людей на всех ее этапах.

1. Анализ признаков психологического неблагополучия у инвалидов по зрению, проходящих курс медико-психологической реабилитации в специализированном реабилитационном учреждении показал преобладание психологических нарушений различной степени выраженности, встречающихся в 94,1% случаев. Они представлены, преимущественно, психологическими стрессовыми реакциями – 51,4%, пограничными психологическими состояниями, не достигающими патологического уровня – 29,6%, психическими расстройствами невротического регистра – 12,8%, отдельными признаками психического заболевания – 0,3%.

Установлено также, что 38,4% инвалидов по зрению имеют психосоматические заболевания.

2. Высокий уровень развития у инвалидов по зрению психологических нарушений и психических расстройств, прежде всего, обусловлен воздействием комплекса неблагоприятных психотравмирующих факторов, среди которых факторы психологического характера составляют – 61%, социального характера – 44,5 %, другие психотравмирующие факторы, обусловленные полной или частичной утратой зрения, - 19,7%. Воздействие этих психотравмирующих факторов вызывает напряжение адаптационных резервов и повышает риск развития психической дезадаптации.

3. Основу психических расстройств у обследуемого контингента составили невротические расстройства – 12,8%. При этом, ведущими являются астенические расстройства, отмечавшиеся у 84,7% всех инвалидов по зрению с такими нарушениями. Невротические реакции у инвалидов по зрению не имели четких диагностических границ и характеризовались обилием различных стертых, невыраженных, полиморфных, перемежающихся проявлений. Классификация их по наиболее распространенной симптоматике установила преобладание следующих ее видов: астено-депрессивный синдром (37,3%), астено-невротический синдром (28,1%), астено-ипохондрический синдром (19,3%), тревожно-депрессивный синдром (11,4%), обсессивно-фобические формы невротических реакций (3,9%).

Полученные в результате работы данные об особенностях проявлений и динамики психологических нарушений и психических расстройств у инвалидов по зрению могут использоваться для оценки и прогнозирования состояния психического здоровья инвалидов по зрению и отборе при назначении показаний к медико-психологической реабилитации на всех ее этапах.

4. Понятие «психического здоровья незрячего человека» в качестве системообразующего фактора, объединяющего состояние психической сферы и особенности личности инвалида, обеспечивает дифференцированную оценку различных психических состояний, прогнозирование успешности социально-психологической адаптации. Для своевременного выявления психологических нарушений и начальных признаков психических расстройств у инвалидов по зрению разработаны критерии оценки их психического здоровья на основе данных психоэмоционального статуса, особенностей личности, коммуникативной деятельности, составляющих качества жизни, возможностей адаптации, ряда наследственно-анамнестических признаков.

5. В процессе исследования выделены пять уровней (групп) психического здоровья инвалидов по зрению:

- без признаков психологического неблагополучия и с отдельными признаками в анамнезе;

- с признаками психологического неблагополучия легкой степени выраженности (психологические стрессовые реакции);

- с признаками психологического неблагополучия средней степени выраженности (пограничные психологические состояния);

- с выраженными признаками психологического неблагополучия (психогенными расстройствами);

- с наличием признаков психического заболевания.

Они позволяют определять основные направления и объем медико-психологических мероприятий с высокой вероятностью достижения максимального эффекта.

6. Анализ структуры потребностей инвалидов по зрению в различных видах реабилитации (медицинской, психологической, социальной) позволяет прогнозировать тенденции нуждаемости инвалидов, имеющих нарушения зрения, в тех или иных формах и методах реабилитации и может служить основой для корректировки и составления индивидуальных реабилитационных программ. В качестве основных критериев при выборе тех или иных форм реабилитационной работы выступили: популярность и общеизвестность реабилитационных мероприятий, уверенность в достижении положительного эффекта реабилитации; строгое соблюдение предписаний врачебного персонала и выполнение назначенных процедур; апелляция к предыдущему опыту (при положительном результате проведения лечебно-реабилитационных мероприятий ранее); стремление к поиску новых, более эффективных способов реабилитации (при отсутствии медицинских противопоказаний).

7. В рамках комплексной реабилитации слепых и слабовидящих людей разработана и внедрена в практику реабилитационной работы концепция медико-психологической реабилитации, представляющая собой систему медицинских, психологических и социальных мероприятий, а также дифференцированный подход в зависимости от уровня психического здоровья к определению основных направлений, вида и объема реабилитационных мероприятий с последующим динамическим контролем состояния психического здоровья, оценкой эффективности проводимых мероприятий и рекомендациями по оптимизации психической деятельности.

8. Комплексная экспериментально-психологическая оценка современных методов медико-психологической реабилитации показала перспективность применения наиболее эффективных комплексов восстановления психического здоровья слепых и слабовидящих людей, сочетающих в себе мероприятия преимущественно психологической направленности в зависимости от степени выраженности имеющихся нарушений, укрепляющих и лечебно-оздоровительных мероприятий медицинской реабилитации и методов социальной реабилитации. Доказана эффективность применения собственно психологических методов воздействия, включающих психопрофилактику, психокоррекцию, психологическое просвещение, консультативную работу, методы психотерапии. Остальные направления выступали в качестве второстепенных, дополняя основной курс реабилитации.

9. Практическое внедрение разработанного комплекса мероприятий медико-психологической реабилитации позволило существенно повысить уровень психического здоровья инвалидов по зрению, находящихся в реабилитационном учреждении. У 91,1% обследованных инвалидов с психологическими нарушениями и психическими расстройствами полностью или в значительной степени нормализовалось психическое состояние, улучшились показатели функционального состояния организма.

10. Организация специализированной медико-психологической помощи инвалидам по зрению, с учетом характера и структуры психологических нарушений и психических расстройств, требует преобладания в структуре реабилитации психокоррекционных, психопрофилактических и психотерапевтических методов и должна включать в себя центр медико-психологической (медико-социальной) реабилитации на санаторном и последующих этапах реабилитации с обязательным введением должностей психологов, врачей-психотерапевтов, работников социальной сферы. Специалисты, задействованные в проведении реабилитационных мероприятий, должны быть обучены и подготовлены к работе в реабилитационном учреждении для инвалидов по зрению, владеть едиными принципами диагностики, простыми и надежными методами психопрофилактики и психокоррекции, оценкой их эффективности, обеспечивать преемственность необходимых реабилитационных мероприятий.

загрузка...