Delist.ru

Архитектурный объект: образ и морфология (25.12.2006)

Автор: Янковская Юлия Сергеевна

– информационными – оснащение средствами массовой информации и коммуникации, связи и т.д.

Кроме того, эта позиция характеризует степень автономности или включенности в общую систему инженерных коммуникаций.

Выдвинутая в работе концепция развивающейся типологической системы построена на разработанном в диссертации архитектурном типологическом методе и включает в себя: типологизацию архитектурных объектов, концепцию архитектурного формообразования, концепцию модальности архитектурного объекта.

Концепция развивающейся типологической системы включает следующие положения:

– типологическая система – целостная теоретическая конструкция, имеющая единое основание и состоящая из взаимосвязанных концептуальных элементов: а) базовых: типологизации и ее результата – морфологической типологии архитектурных объектов (на основе выделения базовых конструируемых типов и инвариантов); б) дополнительных: концепции архитектурного формообразования (акцентирующей процесс создания пластических структур); концепции модальности (акцентирующей возможность и степень изменения структуры архитектурного объекта); технологичности (акцентирующей обеспеченность архитектурного объекта ресурсами);

– развитие (типологической системы) – понятие, позволяющее описывать открытость типологической системы к качественным изменениям, обновлениям, достройке базового элемента за счет введения (и изменения) дополнительных, а также преобразования внутренних и внешних связей основного элемента с дополнительными;

– следствием развития (типологической системы) является: а) генерирование новых эвристичных типообразований в рамках сконструированной морфологической типологии; б) генерирование новых типологий-интерпретаций, например, формирование процессуальной (динамичной) типологии архитектурных объектов на основе морфологической (статичной); в) генерирование теории (типология – форма представления знания предшествующая построению теории).

Одним из направлений развития типологической системы является построение динамичных рыночных типологий жилых и общественных зданий, включающих экономические показатели и системы оценок как существующих, так и возможных проектных решений с точки зрения их ориентации на определенный сегмент рынка. Это возможно, поскольку целостное основание (конструкт) типологической системы построен на основе взаимообусловленности двух амбивалентных структур образной и морфологической. Целостный конструкт связывает пространственные, сенсорные, объемно-планировочные, пластические и др. характеристики архитектурного объекта со спецификой формирования ценностных ориентиров пользователя. Поэтому представляется возможным и корректным выйти на оценку потребительских (рыночных) характеристик архитектурных объектов. Основой таких рыночных типологий является предложенная в работе морфологическая типология архитектурных объектов, которая дополняется переменными: модальность (возможность и степень изменения структуры объекта) и технологичность (степень автономности и обеспеченности ресурсами). В соответствии с показателями этих переменных может быть разработана корректная система оценок рыночной привлекательности проектируемых жилых и общественных зданий.

В пятой главе «Архитектурная деятельность» в развитии выдвинутых автором теоретических положений сформулирована теория архитектурной деятельности в постиндустриальном обществе (в условиях межсубъектного взаимодействия и быстроизменяющихся потребностей современного мира), направленная на оптимизацию, методологическое оснащение и формирование соответствующей современным экономическим условиям профессионального маркетингового мышления (в области архитектуры гражданских зданий) и архитектурного менеджмента.

Архитектурная деятельность понимается в работе как способ воспроизводства и организации социальных процессов, самореализации человека (архитектора и потребителя) и его связей с окружающим миром посредством архитектурных объектов. В аспекте архитектурной деятельности архитектурный объект наделяется процессными характеристиками и выступает как ее условие, представление и результат, открытый к возможным трансформациям (появлению новых качеств и модификации старых). Понятие «деятельность» связывает воедино предметный, социальный и личностный (самореализация архитектора, участников проектного процесса и пользователей) аспекты. Узкое понимание предметности практической профессиональной деятельности, сведенное к обезличенной форме создания (проектирования) материального объекта (здания, сооружения), обнаружило свою экономическую, культурную и научно-теоретическую несостоятельность как в функционализме, сводившем поведение людей к выполнению заданных функций, так и в структурализме, полагавшем, что любая человеческая деятельность вписывается в заранее заданные структуры (в том числе и структуры пространственной организации). Полисубъектность является условием архитектурной деятельности как в плане наличия межсубъектных взаимодействий в процессе проектирования и строительства, так и в плане коммуникационной сущности архитектурного объекта, который, будучи результатом профессиональной деятельности, не замыкает самореализацию зодчего (и участников проектного процесса), а открывает ее социальному миру, потребителю, организуя все новые и новые социальные процессы.

Создание теории подразумевает:

– конструирование адекватного объекта теоретического знания;

– формирование соответствующего объекту способа его описания;

– формирование логико-методологического аппарата теории;

– формулирование базовых положений.

Объект теоретического знания (как и в традиционной архитектурной теории) архитектурный объект, но принципиальным отличием является процессуальность его рассмотрения как материально закрепленного результата и организующего начала серии взаимодействий субъектов, а также условия реализации их потребностей (в том числе и потенциальных). Серии взаимодействий ориентированы на творческое развитие и взаимообогащение субъектов и включают в себя пары:

– архитектор-потребитель (субъект на уровне группы);

– архитектор и участники проектного процесса/ процесса создания;

– потребитель-потребитель и потребитель с окружающей средой и самим собой.

Процесуальность архитектурного объекта акцентирует момент направленности в изменении как самого архитектурного объекта – динамики его становления, функционирования и трансформации (предусмотренной его структурой), так и становлении его социальной природы.

Способ описания архитектурного объекта естественно также исходит из приоритета субъекта и включает в себя:

А) Двойственность основ морфологического описания пространственных форм:

- пространственно-телесная основа - описывается через систему «преграда-стимул», исходит из телесного присутствия человека в описываемом пространственном объекте, в основе своей имеет биологические стереотипы – телесная, досознательная основа формотворчества;

- геометрия - описывается через общеизвестные геометрические системы, исходит из позиции «идеального» объекта, абстрактно существующего вне зависимости от субъекта, первоосновой геометрического описания являются геометрические архетипы – формы наследования социального, т.е. априорные условия сознательного формотворчества.

Б) Формализованное описание архитектурного объекта как системы преград (параметрически заданных поверхностей, размещенных на произвольной сетке), позволяющее с высокой долей достоверности фиксировать его морфологию и характеризовать возможность и направленность изменений без перехода на традиционные геометрические описания формы.

В) Описание архитектурного объекта как здания, имеющего определенные функции, назначение, культурный смысл через морфотип с конструируемой объемно-планировочной структурой, которая включает в себя ориентационно-планировочную структуру как основу, материально и визуально закрепляемую в пластической структуре объекта.

В) Амбивалентность описания архитектурного объекта через морфологию и образ. Многослойность описания образа, основанная на выделении в ней слов, зависимых в разной степени от языковых практик, следовательно, в разной степени социально- или телесно- обусловленных.

Логико-методологический аппарат строится:

– на основе применения неклассических логик: логики изменений (времени и направленности), позволяющей описать процессы становления; интуиционистской и конструктивной логик, позволяющих описывать конструктивные объекты и процессы; модальной логики, позволяющей давать многомерные оценочные характеристики объекта;

– на применении в качестве основы формирования аналитического инструментария структур, основанного на выделении совокупности устойчивых связей при изменяющихся условиях как производных социального действия и взаимодействия;

– на применении конструктивных методов построения теоретических конструкций (типологической системы, теории);

– на предложенном автором архитектурном типологическом методе;

– на методологии гуманитарного проектирования в архитектуре, построенной на приоритете межсубъектных взаимодействий.

Методология гуманитарного проектирования ориентирована на современные экономические условия и определяющую роль межсубъектных взаимодействий в проектном процессе. Традиционно в архитектуре (хотя и не относящейся в полной мере к технической деятельности) превалирует техническое проектирование, т.е. «проектирование по прототипам», организованное задачным образом и нацеленное на достижение заранее известных целей. Отличием гуманистического (ориентированного на субъекта и взаимодействия субъектов) подхода к проектированию является проблемная организация, отсутствие заранее известного результата (аналога), а также технология осуществления преобразований, обеспечивающая развитие. Данный подход наиболее адекватен для таких многомерных динамических систем как новейшая архитектура.

Методология гуманитарного проектирования в архитектуре нацелена на создание схем деятельности субъектов, в ее основе концепция «межсубъектного взаимодействия», предполагающая принципиальное изменение, преобразование творческой роли архитектора как субъекта – организатора проектного процесса:

– через соучастие, принятие роли Другого (потребителя), и далее – творческого сосуществования личных и принятых ценностных установок в творческом проектном процессе;

– через принципиальную открытость трансформациям, Другому и Диалогу с ним и, соответственно, отказ от традиционного диктата творческого «Я» архитектора;

– через творческое интерсубъективное взаимодействие архитектор-потребитель, возможное на основе осознания семиотических механизмов поэтапного многослойного формирования образа архитектурного объекта;

– через телесность, обеспечивающую анонимность и единство опыта взаимодействия различных субъектов с материально-пространственными объектами.

Данная методология лежит в основе выдвинутой концепции архитектурного проектирования в современных рыночных условиях (построенной на приоритете субъекта-потребителя и межсубъектных взаимодействий), включающей в себя:

загрузка...