Delist.ru

Архитектурный объект: образ и морфология (25.12.2006)

Автор: Янковская Юлия Сергеевна

???????

????y?$??

????????y?$

?????y?$???????y?$???????y?$???????y?$??

?????y?$??

цоцоцоцоцоцоцоиаиаиаиаиЩиаиаиаиаиаиаиаиаиаиаиаиаиаиаиаиаиаиаиаиаиаиаиаиа иаиаиаиаиаиаиа

??????????????y?$????

Mвающейся типологической системы» предполагает: универсальность, комплексный учет пространственных, сенсорных, объемно-планировочных, пластических, и эколого-средовых, ценностных (потребительских) характеристик архитектурного объекта, переживаемых человеком; открытость к развитию и соответствие новейшим тенденциям формообразования в современном зодчестве.

Во многих областях знания приняты и сосуществуют инвариантные типологии, рассматривающие предметное поле под разными углами зрения. Их способность к развитию и изменению реального мира обусловлена методологией современного типологического подхода, которая развивается вокруг идеи проектирования и основана: на введении точки отсчета – позиции «познающего субъекта»; выработке целостной модели – средства типологических процедур; определении изначально обоснованного минимума идеальных форм – типов и их инвариантов; возможности создания многообразных типологий вариативных по форме с целью поиска оптимальной типологии и выработки типологического метода, соответствующего специфике рассмотрения определенной предметной области; аксиологичностью – поиском ценностных ориентиров, лежащих в основе «типического» (и, соответственно, ориентации на потребителя).

Точкой отсчета для разрабатываемой типологии является изложенная в диссертации авторская позиция, основанная на приоритете субъекта-потребителя, специфике формирования образа архитектурного объекта в процессе пользования (ориентационной, идентификационной, интерпретационной и экзистенциальной значимости) и его зависимости от морфологических характеристик объекта. Предметное поле, к которому применялись типологические процедуры, ограничено современными общественными и жилыми зданиями (1990-2005-е годы). Генерализующий принцип – построение развивающейся архитектурной типологической системы.

Целостный конструкт – средство осуществления типологических процедур строится на взаимосвязи образной и морфологической структуры архитектурного объекта. Образная структура характеризует специфику конструирования ценностных и субъективно-потребительских характеристик архитектурного объекта, а морфологическая структура фиксирует характер построения архитектурной формы. Средством обоснования типов является элементарная природная система «преграда–стимул»: преграда ограничивает пространство действия, стимул определяет возможность и характер действия в выделенном пространстве (с точки зрения его вместимости, геометрии, способа соединения в целостность). Средством сопоставления и выделения типов является модель объемно-планировочной структуры, имеющая атрибутивные (ориентационно–планировочная структура) и модусные (пластическая структура) характеристики.

На основе характеристик планировочной структуры (коммуникационного каркаса и заполнения) выделяются базовые типы объектов. Средствами сопоставления являются: дифференциация коммуникационного каркаса и заполнения, структура каркаса, вместимость основных составляющих каркаса и заполнения. На основе приложения этих критериев к предметному полю выделяется шесть базовых типов ориентационно–планировочных структур, различающихся по сложности построения и вместимости: свободная большезальная – объект воспринимается как крупное нерасчлененное пространство; перетекающая – объект как система перетекающих зальных пространств; разветвленная – объект строится на выделении иерархической структуры коммуникационного каркаса (главный, дополнительный, вспомогательный) и, соответственно, иерархической структуры заполнения (главные залы, крупные аудитории, второстепенные ячейки); линейная и центричная – объект строится на выделении одноуровневого коммуникационного каркаса и заполнения (зал, ячейки); фрактальная – объект строится на основе системы вложений – основной каркас и основное заполнение (ячейка), в котором появляется второстепенный каркас и заполнение и т.д.; фокусная – объект строится на основе системы ядер, которыми могут быть и каркас, и заполнение (ячейка).

Масштаб здания и система поэтажных членений зачастую предопределены планировочной структурой объекта, а пластический характер ограждения – независимая переменная, материально фиксирующая взаимоотношения: архитектурный объект – среда и человек – окружающая среда. На основе свойств пластической структуры раскрываются инварианты базовых типов, с точки зрения ценностных и экологических характеристик объекта, его взаимоотношения с окружающей средой, культурой и традицией. Где ценностные характеристики раскрывают специфику выстраивания отношений архитектурного объекта с окружающей средой/культурой и возможность адаптации к быстроизменяющимся требованиям современного человека, в том числе:

– градостроительное значение объекта, его взаимоотношение с окружающей застройкой, контекстуальность/ контраст/ независимость (застройка на свободной территории);

– соответствие/ несоответствие существующим социально-культурным нормам и характер их закрепления в архитектурном объекте;

– ориентация на стабильность/ подвижность процессов социального взаимодействия, происходящих в архитектурном объекте – жесткость/ вариабельность его структуры.

Экологические характеристики раскрывают специфику адаптации архитектурного объекта к материально-физическим условиям окружающей среды, в том числе:

– светопроницаемость и характер организации естественного освещения внутреннего пространства здания;

– характер прохождения воздушного потока и организация естественной вентиляции здания;

– характер изоляции от неблагоприятных и специфика использования благоприятных внешних факторов (природно-климатических, градостроительных - шума, пыли и т.д.).

Критериями для выделения инвариантов преграды–плоскости ограждения являются: визуальная проницаемость, визуально воспринимаемая фиксация или нивелирование контура объекта, иерархическое построение преграды. Прикладывая эти критерии к предметному полю современной архитектуры, можно выделить ограниченный набор инвариантов преград – ограждающих поверхностей, определяющих и фиксирующих пространства действия, отношение к градостроительной ситуации, исторической, культурной или природной среде, визуальному взаимодействию внешнего и внутреннего пространств здания. Основа их выделения - такие комплексные морфологические характеристики преграды, как: перфорация непрозрачной плоскости и фиксация контура; прозрачность – нивелирование контура; зеркальность (переменная/ однонаправленная прозрачность) – растворение контура, отражение окружения/ неустойчивая геометрия контура. Выделяются следующие инварианты взаимоотношений объекта, как системы преград, со средой: традиционная изолированная – объект как система традиционных преград, состоящая из стен (перегородок) и типологических элементов; амбивалентная – объект как система визуально проницаемых преград; интровертированная – объект изолирован от внешней среды, система визуально проницаемых преград ориентирована внутрь; экстравертированная – объект ориентирован во внешнюю среду, но не является полностью визуально проницаемым, однонаправленная – объект частично изолирован от внешней среды, вложенная – выделение изолированного от внешней среды внутреннего пространственного объема/структуры свободно размещенного и самостоятельно воспринимаемого за счет наличия многосветных пространств. Инварианты определяют ценностные характеристики архитектурного объекта с точки зрения отношения к культуре/ среде: традиционность–стабильность, изменение–неустойчивость, растворение–непостоянство, прозрачность–призрачность.

Как мы видим, предложенная типологизация сводит к минимуму набор типов и вариантов их модификаций, вводит в типологическую систему человека с его телесностью, системой ориентации и визуального восприятия, ценностными и эколого-средовыми характеристиками. Результатом типологизации выступает обоснованная внутри ее морфологическая типология, в которой выделены шесть базовых типов и шесть их инвариантов. Выделенные базовые типы и их инварианты обладают генетической, структурной связью за счет чего покрывают все предметное поле современной архитектуры жилых и общественных зданий и комплексов, изначально ориентированы на возможность совершенствования и появления новых типообразований, в соответствии с изменяющимися требованиями архитектурной практики. Разработанная типологизация имеет эвристичный характер и обладает способностью к развитию.

Результатом применения типологического подхода и проведения типологических процедур на предметном поле современной гражданской архитектуры в процессе типологизации стала выработка современного архитектурного типологического метода. Он направлен на понимание сложных явлений формо- и типообразования в современной архитектуре в их структурной целостности, становлении и характере взаимодействия с потенциальным потребителем и окружающей средой.

Его принципиальным отличием от традиционного понимания типологии (в архитектуре) является: не сводимость к классификации (т.е аналитическому многоступенчатому делению объема родового понятия на виды и подвиды) как экстенсивному, способу организации научного знания.

В основе выдвинутого в работе архитектурного типологического метода лежит конструирование как интенсивный и эвристичный способ организации научного знания, т.е. создание синтетической мыслительной конструкции – «конструкта» – системы генетических и типических связей как существующих, так и возможных архитектурных объектов; указанные связи лежат в основании ценностных (потребительских) характеристик и культурной значимости архитектурных объектов. Архитектурный типологический метод строится на ведущем (генерализующем) принципе – построении развивающейся типологической системы. Этот принцип придает типологической системе способность на основе общей целостной модели формировать дополняющие ее взаимосвязанные концепции, направленные на развитие частных аспектов формирования архитектурных объектов. Этот принцип также определяет эвристическую направленность типологической системы на поиск и конструирование новых структур архитектурных объектов, появление новых типообразований.

Разработанный в диссертации архитектурный типологический метод предполагает следующую последовательность (алгоритмичность) типологических процедур:

– определение и фиксация авторской позиции;

– выделение и предварительный общий анализ предметного поля;

– формирование целостного конструкта (идеализированной модели) – средства осуществления типологических процедур; целостный конструкт связывает между собой основные структурные характеристики архитектурного объекта (образные и морфологические);

– сопоставление целостного конструкта с предметным полем (современной архитектурой жилых и общественных зданий);

– определение инструмента обоснования выделяемых типов, обеспечивающего генетическую связь типов, и дающего возможность их развития – элементарная природная система «преграда–стимул»;

– определение инструмента сопоставления выделяемых типов – «морфотип», фиксируемый моделью объемно-планировочной структуры; эта структура имеет атрибутивные (планировочные – коммуникационный каркас и заполнение) и модусные (пластические – система преград) характеристики и обеспечивает основу для выделения базовых типов архитектурных объектов и их инвариантов;

– определение наиболее оптимальных критериев выделения минимума базовых типов и их инвариантов, учитывающих: а) необходимость формирования их генетической, структурной, типической связи, б) возможность их различных смещений и модификаций, в) возможность покрытия всего предметного поля. Критерии для выделения: базовых типов – дифференциация, структура, вместимость коммуникационного каркаса и заполнения; инвариантов базовых типов: характер проницаемости, структура, кривизна поверхности преграды;

– выделение минимума базовых типов и их инвариантов путем приложения установленных критериев к предметному полю;

– сравнение и противопоставление конкретного архитектурного объекта с его базовым типом планировочного решения и инвариантом пластического решения, выявления типических и уникальных характеристик;

– выявление потенциальных возможностей развития типических характеристик объектов, конструирование эвристических (идеальных) типов, прогнозирующих направления развития новых структур архитектурных объектов.

Концепция архитектурного формообразования раскрывает формообразование как поэтику контура преграды, искусство создания граничности, посредством которой человек вступает в отношения с Другим: средой, культурой, обществом.

Основа формообразования – природная система «преграда–стимул», определяющая создание объемно-планировочной структуры здания (жилого или общественного). В процессе восприятия она формирует телесное переживание выделенного/ ограниченного пространства действия, определяя сущность архитектурного объекта как места пребывания/ действия/ возможного события. Культурный аспект формообразования – выстраивание взаимоотношений ценностных и экологических взаимоотношений с контекстом, основан на пластических характеристиках преграды – плоскости/поверхности ограждения, отражающих и материально фиксирующих отношение к миру, окружающей среде, культуре.

Диалогичность архитектурного объекта раскрывает его в двух ипостасях как пространство действия, место пребывания и как представление – лик объекта в среде/ культуре. Она обусловлена двойственностью чувственного переживания архитектурного объекта как телесно-тактильного поля, связанного с фиксацией границ пространства действия, систем их связи, степени изоляции, и визуального поля, лежащего в основе зрительного восприятия этих границ. Визуальное поле объекта определяет его восприятие как системы преград, характеризующихся: различной степенью визуальной- и свето- проницаемости, зрительной фиксацией или нивелированием контура объекта как пространства действия, структурностью построения. В зависимости от характера преграды складывается динамика отношений человек – объект – среда, раскрывающаяся:

– в фиксации/ разрушении (и создании нового) пространственного уровня ориентации;

загрузка...