Delist.ru

Архитектурный объект: образ и морфология (25.12.2006)

Автор: Янковская Юлия Сергеевна

– образ узнавания определяется влиянием словесно-логического и наглядно-действенного мышления, ведущую роль здесь играет интеллектуальная составляющая; отвечает на вопрос: что это?

– образ интерпретации создается под воздействием наглядно-образного и словесно-логического мышления, основа которых – интеллектуальная составляющая; отвечает на вопросы: зачем? почему так?

– образ интуиции складывается из продуктов бессознательно протекающей мыслительной деятельности человека, обусловленной телесностью человека; отвечает на вопрос: как я себя чувствую?

Образ ориентации – слой переживания основных психофизиологических потребностей человека: в ориентации, в опознании форм и их отношений, лежащих в основе представления о пространстве и возможности передвижения в нем. Образ ориентации выполняет функцию коммуникации посредством состояний человека и посредством действия.

Факторы, оказывающие влияние на работу семиотического механизма образа ориентации: стереотипы восприятия, индивидуальные психологические особенности человека (быстрота, сила реакции и т.д.); формально-композиционные качества объекта.

Работу семиотического механизма образа ориентации можно рассматривать в двух ракурсах: состояние и движение. Формирование образа ориентации, с одной стороны, зависит от психологического состояния человека, а с другой, управляет этим состоянием. В образе ориентации соединяются две последовательности: последовательность визуальных образов, получаемых человеком по мере продвижения в архитектурном пространстве и последовательность состояний и переживаний, вызывающих новый образ. Вся сила воздействия образа ориентации на человека в последовательности переживаний человеком организованного пространства и способности суждения о темпах, подвижности и перемещении в пространстве.

Образ ориентации тесно связан с формированием психического пространства действия, пространства ограничивающего и координирующего возможные движения. Характер объекта раскрывается в психологическом пространстве человека через его местоположение. Во внутреннем психологическом пространстве каждого из нас существует набор стереотипных ассоциаций: вертикаль – социальна, показывает установление иерархической связи между элементами; сагитталь (направление фронт-тыл) – иррациональна, она связана с целенаправленным движением и психологическим временем (долго–длинно, скоро–коротко); горизонталь – рациональна, вмещает в себя ассоциации, связанные с анализом, сравнением, это координата психологического выбора. Координаты психологического пространства человека имеют не понятийную, а эмоциональную значимость, они являются невербальным средством коммуникации.

Образ ориентации основан на соотнесении психологического пространства действия с физическим, при этом нельзя отрицать, что при дальнейшей интерпретации психологическое пространство будет наделено определенными значениями, но эти значения будут вторичны по отношению к необходимости в пространственной ориентации. Значениями будут наделяться и действия человека в пространстве.

Образ узнавания – слой переживания, связанный с присвоением архитектурному объекту определенного значения. Функция образа узнавания – вербализация, словесное определение объемно-пространственной структуры архитектурного объекта в соответствии с функциональным/ социальным назначением; смыслопорождающий потенциал образа узнавания связан с творческой функцией перевода (как генерации новых смыслов), с социально-культурной обусловленностью значений названия и плюрализмом субъективных смыслов, с ситуативно-ролевым социальным взаимодействием человека и архитектурного объекта,

Факторы, влияющие на работу семиотического механизма образа ориентации: структура естественного языка (его тенденции к изменениям, трансформациям), ценностные системы социальных групп, потенциал личности воспринимающего; композиционно-типологические особенности объекта.

Семиотический механизм образа узнавания связан с вербализацией. Называние объекта смыкается с сознанием номинаций. Через называние архитектурный объект попадает в многомерное языковое пространство смыслов. Благодаря способности воображения человек еще до встречи с архитектурным объектом имеет в сознании мысленный рабочий критерий для определения того, подходит или не подходит некоторое языковое выражение к тому, что будет презентовано. Этот критерий основан на том, что определенной категории объектов можно присвоить то или иное слово (или выражение), которое имеет социально культурно предопределенное словарное значение. Образ узнавания связывает архитектурный объект с его социальным значением (ролью, статусом, позицией).

Для образа узнавания, в отличие от образа ориентации, основой смыслообразования будет естественный язык, выполняющий одновременно и коннотативные и метаязыковые функции.

На первый взгляд простой механизм узнавания – обозначение архитектурного объекта по его функциональному назначению есть перенос этого объекта из несемиотической реальности в пространство семиосферы.

Образ интерпретации – слой переживания, связанный с приданием архитектурному объекту смысла. Функция образа интерпретации – смыслопорождение и культурной память. Смыслопорождающий потенциал образа интерпретации связан с существованием ядра и поля значения, бесконечности субъективных смыслов; образ интерпретации вторичен по отношению к образу ориентации и узнавания, он больше относится к гуманитарной сфере.

Факторы, оказывающие влияние на работу семиотических механизмов образа интерпретации: существование в психике человека элементарных стереотипов мышления, особенность которых – биполярность; взаимодействие репродуктивной и созидательной сущности восприятия; стилистические, ассоциативные, историко-генетические свойства архитектурного объекта.

Семиотические механизмы образа интерпретации связывают архитектурный объект с множественностью культурных значений и смыслов. Работа семиотических механизмов образа интерпретации основана на принципиальной неоднозначности любого знака, в котором выделяется ядро значения – то, что может быть определено независимо от контекста, и поле значения то, что складывается из всех бывших, настоящих и будущих отношений формы с возможным контекстом (средой).

Семиотический механизм интерпретации лежит в основе высшей психической деятельности человека – вербальной (или семантической) памяти, с помощью которой образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется становление и развитие культуры. Фиксация вербальной информации об архитектурных объектах в исторических, литературных и др. источниках, закрепляет их в культурной памяти общества.

Образ интерпретации определяет способность архитектурных объектов генерировать новые смыслы, связывает архитектурный объект с семиотическим пространством культуры, и сам является порождением семиосферы.

Образ интуиции – слой переживания архитектурного объекта, который определяется взаимодействием сознательного и бессознательного уровней протекания процесса мышления; поскольку в зоне ясного сознания находит свое отражение лишь малая часть сигналов внешней среды, то человек осознает свои мысли в меру невозможности приспособиться к окружению. Функция образа интуиции – эмоциональное отношение человека к архитектурному объекту, связанное с картиной мира человека; набор таких отношений является основой для формирования представлений человека о мире, бытии, проявляющемся в определенно организованном Месте.

Основными факторами, влияющими на работу семиотических механизмов образа интуиции, являются сенсорная и эмоциональная чувствительность воспринимающего; сенсорные качества объекта, определяющие его микроклиматические показатели.

Семиотические механизмы образа интуиции связаны, с одной стороны, с переживанием воздействия на человека материально-физическими качествами архитектурного объекта; с другой, – с бытийной основой, с практикой Места, которое человек своим присутствием обживает. Образ интуиции в большей части находится на уровне бессознательных спонтанных реакций, не подверженных или мало подверженных цензуре сознания факторов, и анализировать его семиотические механизмы можно только проективными методами.

Образ интуиции основан на эмоциональном отношении к объекту, его формирование напрямую не связано с вербализацией, роль социальных факторов минимизирована. Независимость от языка оставляет образ интуиции за пределами семиосферы. Только вторичные интерпретации дают возможность соотносить образ интуиции и пространство семиосферы.

Составляющие образной структуры демонстрируют различные проявления связи с семиотическим пространством культуры. В основе образа ориентации и образа интуиции лежат телесно обусловленные стереотипы восприятия, определяющие общность поведения в сходных пространственных ситуациях. В основе образа узнавания и образа интерпретации лежат социально и культурно предопределенные стереотипы мышления, воспринятые и передающиеся через язык. В постиндустриальном обществе происходит быстрое постоянное изменение наполнения материальной среды, окружающей человека, современная нам культура не успевает выработать устойчивые культурные стереотипы (каноны), связывающие архитектурную форму и ее значение, и закрепить их в традиции, понятной всем членам культурного сообщества.

Семиотические механизмы формирования образа. Семиотические механизмы зодчества вторичны по отношению к естественному языку, на их работу налагаются дополнительные условия, отсутствующие в естественном языке. Этими условиями являются:

– двойственность – основная характеристика семиотических механизмов в архитектуре, имеет вербальную функцию – текст и деятельностную функцию – передвижение человека в пространстве, событие, рожденное архитектурной формой/пространством;

– образность и субъектность восприятия объекта воздействуют на характер интерпретаций пространственной формы;

– уместность – характеристика переживания человеком спроектированной архитектурной среды как «места», определяющего образ жизни и поведение человека.

Специфику семиотических механизмов зодчества можно характеризовать как диалог во взаимодействии. Диалогичность раскрывает две ипостаси переживаемого в процессе взаимодействия архитектурного объекта – место действия, связывающее человека и среду в одну экоповеденческую систему, и коммуникационный инструмент, лежащий в основе многомерного смыслообразующего процесса. Архитектурный объект как коммуникационный инструмент раскрывается в трех проявлениях:

– продуцирование смыслов при переводе пространственных форм в интерпретационном процессе;

– условие для социального взаимодействия, где смысл появляется как результат вступления в социальные отношения с другими людьми;

– гипотетическая возможность проявления события, смыслопорождающий эффект событийной стороны зодчества; где задача архитектора – ограничить пространство, оформить его (придать ему форму), сделать пространство обитаемым и через это подготовить событие, действие, происходящее в пространстве.

Процесс коммуникации в зодчестве имеет двойственную природу – через форму, организующую пространство и через событие, возможное в организованном пространстве и происходит посредством семиотических механизмов:

– ориентации, связывающих реальный архитектурный объект, имеющий определенные материально-физические характеристики со стереотипами восприятия, формируя представление о местонахождении человека и определяя характер его движения и состояние как основу взаимодействия с объектом;

– узнавания, связывающих первичные образно-ассоциативные представления и речевой эквивалент, формируя вторичные смыслы, связанные с характером функциональной деятельности в архитектурном объекте/пространстве;

– интерпретации, генерирующих вторичные смыслы в процессе вербализации и осуществляющих функцию накопления информации о среде и ее фиксации в семантической памяти;

интуиции, формирующих экзистенциальный процесс телесного присутствия человека в мире.

В семиотических механизмах зодчества функция адекватной передачи информации о поведении в среде и функция памяти и генерации новых смыслов разделены, их несут разные составляющие образной структуры. Этим объясняется невозможность напрямую осуществить взаимосвязь: значение – архитектурная форма – отражение этого предварительно заданного значения в сознании потребителя.

В третьей главе «Морфология архитектурного объекта» обосновывается переход от традиционного морфологического описания к конструированию принципов моделирования морфологической структуры объекта, исходящих из приоритета субъекта и потребностей различных субъектов, раскрываются два аспекта:

– традиционные морфологические средства;

– морфологическая структура архитектурного объекта

загрузка...