Delist.ru

Архитектурный объект: образ и морфология (25.12.2006)

Автор: Янковская Юлия Сергеевна

Как видно из основополагающих положений работы, автор придерживается концепции, развивающей гуманитарный характер архитектурной профессии и ставящей проблему методологической рефлексии архитектурного мышления, которую представляют работы И.А. Азизян, Г.Н. Айдаровой, А.В. Бокова, В.Л. Глазычева, А.В. Иконникова, А.Г. Раппапорта, и др. Направленность исследования лежит в русле гуманистического течения в архитектуре, которое развивали как сторонники эколого-психологического движения: Кр. Дей, Кр. Норберг-Шульц, Э. Холл, М. Крампен и др., так и теоретики постмодернизма: Р. Вентури, Ч. Дженкс, Р. Крие. Для комплексного освещения проблемы диссертационного исследования автором привлекались группы работ по смежным дисциплинам: работы по архитектурной психологии и экопсихологии; работы по психологии и социологии, философии и культурологии, экономике, маркетингу и менеджменту; работы по структурализму, семиотике, социосемиотике.

Фактологической основой исследования стали:

– работы по композиционной организации архитектурной формы отечественных и зарубежных авторов;

– работы по архитектурной семиотике;

– работы по истории архитектуры;

– публикации по современной архитектуре;

– работы по анализу и организации проектного процесса,

– работы по архитектурной педагогике.

Специфику данного исследования составляют:

– позиция «теория определяет развитие практики» и нацеленность данного исследования на формирование новых методологических подходов к решению практических проблем зодчества в современных экономических условиях и развивающейся в России новой культуры потребления;

– последовательное применение феноменологического подхода в его современных модификациях отличает данное исследование от более ранних по времени работ 1920-х годов А.Г. Габричевского, а также работ, использующих феноменологию как один из способов описания архитектурной формы (А.Г. Раппапорт, И.Г. Лежава), рефлексию исследовательской позиции (А.Г. Габричевский, А.В. Боков), сочетание феноменологии с традиционным структуралистским подходом (барьерная концепция Кр. Норберга-Шульца). Применение данного подхода в работе обосновано историко-генетическим анализом влияния философско-психологических концепций на развитие представлений об организации и восприятии архитектурной формы и определяет специфику и характер результатов;

– последовательное применение базовых феноменологических принципов: приоритет переживающего субъекта, телесность пространственного переживания, конструируемость образных и морфологических структур объекта как производных социального взаимодействия, – приводит к выделению новой предметной области, рассматривающей архитектурный объект как переживаемую человеком с позиции его личных и типических потребностей часть бытия, имеющую материальную художественно-упорядоченную структуру, являющуюся результатом и условием деятельностной и познавательной активностью человека, выполняющую посредническую функцию во взаимодействии с окружающей средой; эта предметная область выделена на основе пересечения ряда традиционно принятых в архитектуроведении областей (композиции, типологии, психологии восприятия, семиотики, герменевтики). Ее принципиальное отличие в том, что актуализируются потребности различных субъектов, а не только те, которые приняты архитектором.

– специфика исследовательской позиции определила последовательность анализа предметного поля, не характерную для большинства работ по архитектуре, – от анализа образной структуры к конструированию структуры морфологической и характер результатов.

На защиту выносится:

Теория архитектурной деятельности в условиях постиндустриального общества, акцентирующих значимость межсубъектных взаимодействий, включающая в себя:

А) концепцию архитектурного проектирования в процессе межсубъектного взаимодействия,

Б) фундаментальную концепцию переживаемого архитектурного объекта и ее составляющие:

– модель анализа образной структуры архитектурного объекта,

– модель анализа морфологической структуры архитектурного объекта;

В) прикладную концепцию развивающейся типологической системы и ее составляющие:

– архитектурный типологический метод,

– типологизацию архитектурных объектов,

– концепцию архитектурного формообразования,

– концепцию модальности архитектурного объекта.

Научная новизна работы состоит в формулировке и обосновании теории архитектурной деятельности в условиях постиндустриального общества, акцентирующих значимость межсубъектных взаимодействий, направленной на оптимизацию и методологическое оснащение проектного процесса, формирование адекватных современным экономическим условиям общества потребления профессионального архитектурного маркетинга и менеджмента. Сформированы базовые положения теории, логико-методологический аппарат, система описаний.

Для создания основ теории архитектурной деятельности, соответствующих современным требованиям в диссертационном исследовании:

– разработана модель образной структуры на основе выделения онтологических слоев переживаемого человеком архитектурного объекта, обусловленных характером рефлексии – приоритетом определенного вида мышления в процессе взаимодействия и ведущей ролью когнитивного или телесно-чуственного компонента в формировании составляющих образной структуры;

– разработана модель морфологической структуры на основе пространственно-телесного описания объекта в единстве и взаимосвязи природных и социально-культурных потребностей человека; модель характеризуется соответствием «материальный элемент – поведенческий стереотип» и основана на выделении двух уровней организации архитектурного объекта природного и социально-культурного;

– сформирована концепция переживаемого архитектурного объекта; ее принципиальным отличием является процессуальность и динамичность раскрытия архитектурного объекта, раскрывающаяся через взаимообусловленность двух амбивалентных структур образной и морфологической; доказана ее методологическая продуктивность как основы приращения нового теоретического и прикладного знания;

– разработан архитектурный типологический метод, как форма реализации современного типологического подхода в зодчестве; типологический метод отличает: генерализующий принцип развивающейся типологической системы; алгоритмичность типологических процедур: создание целостный конструкта, обоснование типов, определение критериев выделения базовых типов и инвариантов; эвристическая направленность на поиск новых потенциальных возможностей конструирования структур архитектурных объектов;

– разработана типологизация архитектурных объектов (на примере новейшей архитектуры жилых и общественных зданий и комплексов), основанная на выделение минимума базовых типов ориентационно-планировочных структур и их инвариантов – пластических структур, обладающих генетической и структурной связью, за счет смещений и модификаций, покрывающих все предметное поле;

– выдвинута система дополняющих типологизацию взаимосвязанных концепций: а) концепция архитектурного формообразования, основанная на специфике формирования архитектурных объектов как системы взаимоотношений человек и архитектурный объект в изменяющемся мире; б) концепция модальности архитектурного объекта, направленная на формирование комплекса архитектурно-планировочных свойств, обеспечивающих адаптивность как к изменяющимся потребительским ценностям и приоритетам, так и к условиям внешней среды;

– выдвинута концепция развивающейся типологической системы – теоретическая конструкция, имеющая единое основание и открытая к изменениям и дополнениям, состоящая из взаимосвязанных элементов: типологизации, концепции формообразования и модальности, технологичности архитектурного объекта. Она ориентирована как на возможность генерирования новых типообразований, в соответствии с постоянно изменяющимися требованиями архитектурной практики в современных экономических условиях, так и на создание вариативных типологий, (в том числе и рыночных), а также является основой формирования теории;

– выдвинута концепция архитектурного проектирования в процессе межсубъектного взаимодействия, ориентированная на методологическую работу по конструированию: современных форм субъектности в архитектуре, схем и технологий взаимодействия субъектов проектирования и потребления, лежащих в основе формирования современного архитектурного менеджмента;

Теоретическая и практическая значимость результатов работы

Диссертационное исследование открывает новое научное направление развития теоретических исследований в области архитектуры, нацеленное на изучение межсубъектных взаимодействий в архитектурном процессе, формирует его методологическую базу. В рамках данного направления в диссертации выдвинута Теория архитектурной деятельности в условиях постиндустриального общества, акцентирующих значимость межсубъектных взаимодействий, лежащая в основе формирования:

– архитектурного профессионального маркетинга,

– архитектурного менеджмента,

– рыночных типологий как комплексных систем оценок жилых и общественных зданий (и проектов гражданских зданий), с точки зрения ориентации на сегмент рынка,

– методологии проектирования жилых и общественных зданий в современных рыночных условиях;

загрузка...