Delist.ru

Архитектурный объект: образ и морфология (25.12.2006)

Автор: Янковская Юлия Сергеевна

Общих понятий (категорий) как прообразов единичных вещей, которые являются моделями мышления.

То есть на естественном языке мы и говорим об архитектурном объекте, описывая его, и, называя его, создаем для этого объекта новые смыслы, присоединяя их к первичным.

По Дж. Келли

По С. Д. Смирнову

Только в формальном (искусственном) языке веер возможных значений сводится к одной линии, связывающей означающее (форму) и означаемое (ее значения и смыслы). И в естественном языке и в еще менее структурированном «языке» архитектуры существуют и взаимодействуют ядро и поле значения.

Только в искусственных языках, созданных для нужд информатики и формальной логики ядро значения строго ограничивается, а поле признается ничего не значащим.

Утверждение того, что пространство обладает определенными стимулирующими человеческое поведение качествами основано на работах таких психологов как: Б. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер, К. Роджерс, А. Маслоу; психологов-экспериментаторов как Вертгеймер, Нагель, Беркли.

Исходя из абсолютных размеров выделенного пространства и их соотносимостью с человеком/ группой/ коллективом/ массой людей; за базовые характеристики вместимости взяты представления о пространствах по виду размерности, основанные на «проксемике» Э. Холла, развитой М. Крампеном.

Определяет иерархию (по вертикальному размеру и его связью с ростом человека), выбор (в горизонтальной плоскости), возможность и продолжительность движения (в сагиттальном направлении).

Описывается как цель – движение к доминанте или связь – выбор направления движения исходя из ориентационной системы исходного пространства действия: центр – ориентация через круговой обзор, ось – ориентация через направленное движение и последовательность видовых кадров, перетекание – сложный маршрут движение и невозможность единовременного обзора и представления пространства.

Презентация – упрощенная связь воспринимаемый объект–слово на основе аналога, который может быть либо знаком, связывающим иконический облик и слово-название, либо стереотипом, связывающим облик и слово на основе многократного тиражирования.

Персона/ группа/ коллектив/ масса

Вертикаль, горизонталь, сагитталь

Рутинные формы – традиционные элементы здания следует разделить на основные группы: указатели (окна, двери, лестницы/ пандусы), входная группа, элементы соединения с землей (цоколь, решение первого этажа), завершение здания (кровля) и дополняют список типологические элементы здания, определяющие специфику и характер возможного социального взаимодействия (эркер, балкон, лоджия, терраса, солнце- и осадкозащита и т.д.). Адекватность их восприятия основана на возможности их редукции к характеристикам «преграды».

Ж. Дюшона, Р. Франке, М. Атья, П.-Ж. Лорана, У. Мэдича, С. Нельсона А.Ю. Бежаева, В.А. Василенко, О.В. Матвеева, А.Б. Певного и др. Наилучшие результат был предъявлен и обоснован в дисс. докт. физ.-мат. наук Матвеева О.В. «Интерполирование D’m сплайнами на хаотических сетках».

Матвеев О.В., Янковская Ю.С. Применение методов многомерной интерполяции к анализу архитектурных ансамблей // Теория приближений и гармонический анализ: Материалы международной конференции. – Тула: ТулГУ, МГУ, РАН, 1998, С. 172-174.

В большей степени отражает инженерный аспект организации архитектурного объекта - специфику материальной организации преград (материалы, конструкции несущие и ограждающие, инженерные коммуникации, позволяющие оснастить архитектурный объект ресурсами, необходимыми для жизнедеятельности организма человека и т.д.). Материальная морфология обеспечивает формирование перцептивной (чувственно воспринимаемой) морфологии архитектурного объекта.

Если понятие «типология» фиксирует результат, то «типологизация» – процесс дифференциации типа и фона.

Материалом анализа стала в основном зарубежная архитектура жилых и общественных зданий, представленная в работах архитекторов: Т. Акимото, Л. Бернстен, М. Вифорд, Ф.О. Гери, Н. Гримшоу, С. Калатрава, Дж. Р. Кирхас, Ф. Маки, Р. Мейер, Е.О. Мосс, Дж. Монео, Ж. Нувель, Р. Пиано, К. де Посдампарк, Дж. Полшек, Н. Фостер, К.П. Фокс, М. Фуксас, З. Хадид, К. Химмелблау, Х. Холяйн, Б. Чуми, П. Эйзенман и др.

Преграда фиксирует: характер взаимодействия со средой, опосредованный структурой проходящего света и визуальной связью с окружением, включением в переживание пространственно-временного потока окружающей среды; взаимодействие различных ориентационных систем при восприятии (в случаях зеркальной, нестабильной криволинейной, искажающей артикулированное зрительное поле воспринимаемой архитектурной среды).

В том числе и за счет конструктивного решения

Модальность от лат. modus – мера, способ - свойство объекта, которое в одних случаях проявляется, а в других не проявляется

Целостный конструкт

Фигуры, их наложения и изменения частей, их преобразования, принадлежность определенным плоскостям и поверхностям и их расположенности, типы пространств и способы построений, включающие в себя линейность (однонаправленность) и нелинейность (многовариантность).

На основе применения математических методов многомерной интерполяции.

загрузка...