Delist.ru

Архитектурный объект: образ и морфология (25.12.2006)

Автор: Янковская Юлия Сергеевна

– процесуальность архитектурного объекта акцентирует динамику его становления, функционирования и трансформации, а также соответствию быстроизменяющимся потребностям пользователей;

– амбивалентность образной и морфологической структур архитектурного объекта;

– выделение в структуре образа онтологических слоев, основанных на приоритете телесно-чувственного или интеллектуального компонента и их морфологических основ;

– выделение в морфологии объекта природной основы, формирующей зрительное и телесно-тактильное поле восприятия, – система «преграда-стимул»;

– создание морфотипа архитектурного объекта на основе двойственности его переживания как пространства действия/места пребывания и как представления в среде/ культуре.

Концепция переживаемого архитектурного объекта, рассматриваемая на предметном поле новейшей архитектуры жилых и общественных зданий, получает ряд прикладных взаимосвязанных выходов в виде: типологизации архитектурных объектов, концепции архитектурного формообразования, концепции модальности архитектурного объекта.

VI. Создана методологическая база и основные концепции теории.

VI. 1. Методологическая база теории строится:

А) на основе применения неклассической логики, позволяющей описывать многомерные процессы становлении и лежащей в основе применения конструктивных методов теоретических построений;

Б) на применении аналитического инструментария структур как производных социального взаимодействия, лежащего в основе выделения совокупности устойчивых связей при изменяющихся условиях;

В) на методологии гуманитарного проектирования в архитектуре, построенной на приоритете межсубъектных взаимодействий и лежащих в основе формирования проектного мышления в архитектуре зданий, соответствующего современным экономическим условиям и требованиям постиндустриального общества.

Г) на разработанном автором архитектурном типологическом методе.

VI. 2. В работе предложен принципиально новый архитектурный типологический метод, направленный на понимание сложных явлений формо- и типообразования в современной архитектуре в их структурной целостности, становлении и характере взаимодействия с окружающей средой. Как особую форму осмысления и реализации современного типологического подхода архитектурный типологический метод характеризуют:

А) генерализующий принцип - построение развивающейся типологической системы, который придает ей способность к продуцированию на основе общей целостной модели (конструкта) системы взаимосвязанных концепций, направленных на детальное рассмотрение и развитие отдельных аспектов формирования архитектурных объектов;

Б) алгоритмичность типологических процедур, которая подразумевает определенную последовательность действий в процессе типологизации. Эта последовательность предусматривает в первую очередь создание целостного конструкта, связывающего между собой основные структурные характеристики архитектурного объекта. На основе этого конструкта происходит:

– обоснование типов архитектурных объектов, обеспечивающее при дальнейших типологических процедурах их генетическую связь, которая осуществляется через элементарную природную систему «преграда–стимул»;

– сопоставление типов архитектурных объектов на основе модели объемно-планировочной структуры, имеющей атрибутивные и модусные характеристики, что обеспечивает основу для выделения базовых типов и инвариантов базовых типов, обладающих структурной связью;

– поиск оптимальных критериев выделения обоснованного минимума базовых типов и инвариантов;

В) эвристическая направленность, которая исходит из способности типологической системы к совершенствованию и появлению новых типообразований.

VI. 3. Разработана концепция развивающейся типологической системы для архитектуры жилых и общественных зданий, включающая в себя:

Типологизацию архитектурных объектов. Ее основа – универсальность, соответствующая современным тенденциям перехода от моно- к полифункции, комплексный учет ценностных и эколого-средовых факторов, эвристическая направленность, открытость к развитию и появлению новых типов архитектурных объектов, соответствующих изменяющимся требованиям современного человека, и оптимизирующих характер взаимодействия человека со средой.

Предметное поле – современная архитектура жилых и общественных зданий. Точка отсчета – концепция переживаемого архитектурного объекта. Средство осуществления типологических процедур – целостный конструкт, построенный на основе двух амбивалентных структур: образной и морфологической, связывающих ценностные, пространственные, сенсорные и др. характеристики архитектурного объекта. Типологизация строится на выделении шести базовых типов ориентационно-планировочных структур и шести их инвариантов – пластических структур, обладающих генетической и структурной связью, и, за счет смещений и модификаций, покрывающих все предметное поле. Критериями для выделения базовых типов являются: дифференциация коммуникационного каркаса и заполнения, структура каркаса, вместимость основных составляющих каркаса и заполнения. На основе критериев: визуальная проницаемость, визуально воспринимаемая фиксация или нивелирование контура объекта, иерархическое построение преграды – выделяются инварианты преграды. На основе рассмотрения архитектурного объекта, как системы преград, определяющих характер взаимодействия человека с окружающей средой, выделяются инварианты базовых типов.

Генерализующий принцип развивающейся типологической системы основан на возможности создания, на основе общей идеализированной модели, системы взаимосвязанных и более специализированных концепций:

Концепция архитектурного формообразования раскрывает поэтику контура преграды, искусство создания граничности, посредством которой человек вступает в отношения со средой, культурой, обществом и самим собой. Основа формообразования обусловлена строением человеческого тела и определяет специфику взаимодействия человека с окружающей средой. Ценностный аспект формообразования – выстраивание взаимоотношений с контекстом, основан на пластических характеристиках преграды, отражает и материально фиксирует стабильность/ изменчивость отношения к миру, окружающей среде, культуре.

Концепция модальности архитектурного объекта раскрывает специфику организации структуры архитектурного объекта, обеспечивающую эффективное функционирование сложной динамической системы взаимоотношений «человек – архитектурный объект – среда» с позиции адаптивности структуры архитектурного объекта, ее открытости для реализации разнообразных потребностей человека и динамичности биоклиматических характеристик, обеспечивающих оптимальное взаимодействие архитектурного объекта с окружающей средой и включение в него природных компонентов.

Дополнение концепции развивающейся типологической системы позицией «технологичность» обеспечивает возможность развития рыночных типологий жилых и общественных зданий, включающих системы оценок, ориентации на определенный сегмент рынка и подходов к эффективному и конкурентоспособному проектированию архитектурных объектов в современных экономических условиях.

VI. 4. Выдвинута концепция архитектурного проектирования в процессе межсубъектного взаимодействия, направленная на методологическое обеспечение проектной деятельности в современных рыночных условиях, конструирование современных форм субъектности в архитектуре, схем взаимодействий субъектов проектирования и потребления, формирование концептуальных подходов организации архитектурных объектов, соответствующих быстроизменяющимся потребностям современного человека.

Прикладное значение результатов работы:

А) Раскрывается в выдвижении и обосновании позиции, акцентирующей принципиальную несводимость архитектурного объекта только к внешней вещественной (материальной) обезличенной форме. Эта позиция направлена на преодоление одномерных узкопрактических подходов к архитектуре и архитектурной теории. Архитектурная деятельность связывает воедино предметный, социальный и личностный (самореализация человека) аспекты.

Практичность выдвинутой в работе теории не сводится к выработке набора готовых к употреблению «рецептов» проектной деятельности. Практичность теории архитектурной деятельности заключается в переработке профессиональных стереотипов и автоматизмов, обуславливающих инерцию архитектурной практики. Пересмотр и преобразование базовых профессиональных представлений создает предпосылки для создания новых эвристичных подходов к формированию архитектурных объектов и взаимодействию людей с природой и друг с другом (в процессах проектирования, создания и пользования объектом).

Б) Заключается в формировании методологических основ архитектурного маркетинга и менеджмента.

Архитектурный маркетинг в современных условиях, когда потенциальный потребитель архитектурного объекта нацелен на возможность быстрого изменения материально-предметного мира и реализации своих разнообразных потребностей в архитектурном объекте, требует изменения подходов к организации архитектурных объектов в сторону отказа от стабильности и неизменности. Архитектурный маркетинг призван формировать современные гибкие, процессуальные подходы к архитектуре гражданских зданий и оценке ее экономической эффективности, ориентированные в первую очередь на потребителя (на уровне социальной группы), оптимальное удовлетворение его быстроизменяющихся потребностей, за счет специфики структурной организации архитектурного объекта (его формообразования, модальности, технологичности), обеспечивающей динамичные формы потребительской культуры, заданной в проектном решении возможностью определенных преобразований структур архитектурных объектов, а также в постоянном развитии и появлении новых типов объектов (в области архитектуры жилых и общественных зданий).

Архитектурный менеджмент призван формировать современные подходы к оптимальной и эффективной организации архитектурной проектной деятельности в современных экономических условиях постиндустриального общества. В том числе:

– стратегическое планирование проектного процесса, ориентированного на быстроизменяющиеся ценностные приоритеты потребителя, т.е. опережающее и расширяющее существующие на этапе проектирования требования и потребности потребителя;

– тактическое планирование проектного процесса как динамичного, т.е. ориентированного на постоянные обновления и совершенствования структур архитектурных объектов в процессе их проектирования, строительства, эксплуатации;

– оперативное планирование проектного процесса с позиции гибкости и открытости изменениям на всех стадиях проектной разработки архитектурных объектов.

Развитие современных рыночных форм системной организации архитектурных проектных образований (в том числе и временных), ориентированных на формирование профессиональной культуры социального взаимодействия участников процессов проектирования, строительства и потребления.

Формирование новых подходов к управлению участниками проектного процесса, с позиции ролевых взаимодействий. Выделение управленческих ролей в проектном процессе:

– технических, ориентированных в основном на профессиональные навыки и умения выполнять специализированные задачи;

– коммуникативных, ориентированных на профессиональную организацию эффективных межличностных взаимодействий, направляющих проектный процесс с точки зрения наибольшего удовлетворения полилогичных требований его участников и потребителей;

загрузка...