Delist.ru

Архитектурный объект: образ и морфология (25.12.2006)

Автор: Янковская Юлия Сергеевна

– построение систем взаимодействий субъектов проектирования;

– полилогичность («каждый субъект прав по-своему») в организации деятельности субъектов проектирования, строительства и потребления, предполагающая динамичность и изменяемость объекта на всех стадиях его существования;

– пространственно-временную изменчивость архитектурного объекта – соединение в нем сотворенной и изменчивой природы, сближающее и позволяющее наиболее эффективно внедрять в его структуру природные компоненты;

– концептуальность проектирования – поиск новых структур архитектурных объектов, ориентированных на будущее как максимальное соответствие быстроизменяющимся потребностям современного человека;

–проверяемость на реализуемость проекта (концепции), а не на истинность.

Базовые положения теории:

– «приоритет субъекта-потребителя», историко-генетическая обусловленность перехода к пониманию значимости межсубъектных взаимодействий в архитектурном процессе;

– переход на новейший логико-методологический аппарат, его адаптация к задачам современной архитектурной деятельности;

– предъявление принципа взаимообусловленности предметности и социальности архитектурного объекта в его образе и морфологии;

– предъявление «архитектурных семитических механизмов» в качестве основы межсубъектных взаимодействий (субъектов – участников проектного процесса и потребления) при акцентировании ведущей роли архитектора;

– предъявление позиции полисубъектности и соответствия изменяющимся потребностям современного человека в качестве основы формо-, типо-, объекто- образования в архитектуре зданий;

– предъявление конструируемости и открытости к изменениям как основы формирования структур архитектурных объектов, соответствующих разнообразию быстроизменяющихся потребностей человека в постиндустриальном мире и соединению в объекте природных и искусственных компонентов.

Теория архитектурной деятельности в условиях постиндустриального общества, акцентирующих значимость межсубъектных взаимодействий, включает в себя в себя выдвинутые в работе взаимосвязанные концепции:

1. Концепция архитектурного проектирования в процессе межсубъектного взаимодействия, ориентированная на методологическую работу по созданию принципов проектирования в современных экономических условиях культуры потребления.

2. Фундаментальную концепцию переживаемого архитектурного объекта – рассматривающую архитектурный объект через призму полисубъектности в процессах проектирования и восприятия;

3. Прикладную концепцию развивающейся типологической системы, способствующую методологическому обеспечению формирования новых архитектурных объектов, оптимально реализующих постоянно изменяющиеся потребности современного человека в адаптивности, свободе и трансформации, общению с природой.

Теория архитектурной деятельности в постиндустриальном обществе направлена на формирование целостной, современной по своей концептуальной основе внутрипрофессинальной системы знаний, опережающих и дающих новые импульсы для развития практики в современных экономических условиях, открывает новое научное направление развития теоретических исследований в области архитектуры, нацеленное на изучение межсубъектных взаимодействий в архитектурном процессе.

На базе теории архитектурной деятельности в диссертации сформулированы основы архитектурного маркетинга и менеджмента.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

В диссертационном исследовании разработан комплекс теоретических положений (концепций), совокупность которых лежит в основе формирования теории архитектурной деятельности в постиндустриальном обществе, открывающей новое научное направление изучения межсубъектных взаимодействий в архитектурном процессе. Это научное направление ориентировано на оптимизацию и методологическое оснащение архитектурной деятельности в современной потребительской культуре, формирование адекватного новым экономическим условиям профессионального маркетингового мышления и архитектурного менеджмента.

I. Выявлен генезис профессиональных представлений, лежащий в основе перехода к пониманию роли и значимости субъекта-потребителя и межсубъектных взаимодействий в архитектурном процессе:

I.1. Доказано положение о существовании в отечественной архитектурной теории внестилевого формообразования «феноменологического» (субъект-объектного) направления (от греч. феномен – являющееся; переживание предмета в его сущности) наряду с общепризнанным «композиционным» (объект-субъектным) (от лат. compositio – составление, связывание).

Продемонстрирована концептуальная первичность и методологическая продуктивность феноменологического направления, ориентированного на поиск основ организации пространственной формы с позиции человека с его телесностью по отношению к композиционному направлению. Создана система моделирования (модель морфологической структуры архитектурного объекта), обобщающая основные композиционные представления о морфологии архитектурного объекта, наглядно доказывает, что из положений феноменологического направления можно вывести все положения композиционного.

I.2. Раскрыта принципиальная значимость развития архитектурно-семиотических концепций в рамках композиционного направления, как поэтапного перехода к акцентированию роли эмоционально-чувственного мира субъекта-потребителя в зодчестве. Выделены основные стадии развития этих концепций, произведен анализ, классификация и систематизация современных архитектурно-семиотических исследований. Сформулирована основная проблема, ограничивающая применение существующих архитектурно-семиотических подходов, – описательный характер и зависимость от лингвистических и культурологических работ, проявляющаяся в поиске смыслопорождающих средств архитектурной деятельности, по аналогии с языковыми средствами, основанными на прямой взаимосвязи форма–значение.

II. Сформирован терминологический и аналитический аппарат как способ корректного введения и описания межсубъектных взаимодействий в архитектурном проектировании:

II.1. Выдвинуто понятие «семиотические механизмы в архитектуре» – механизмы коммуникации, определяющие формирование образа архитектурного объекта, регулирующие поведение человека, направленные на сохранение и интерпретацию информации, полученной в архитектурной среде.

Определены условия работы и специфика семиотических механизмов формирования образа архитектурного объекта. Вторичность по отношению к семиотическим механизмам естественного языка определяет условия: двойственность текстовой и деятельностной функций, субъектность восприятия, уместность и сиюминутность переживания. Специфика семиотических механизмов в архитектуре – диалог во взаимодействии человека с архитектурным объектом, где объект выступает одновременно в двух ипостасях как выделение места действия и как коммуникационный инструмент: а) продуцирующий смыслы в интерпретационном процессе, б) являющийся условием для вступления в социальные отношения с другими, где смысл является результатом социального взаимодействия, в) подготавливающий и оформляющий место возможного события, порождающего принципиально новые непредсказуемые смыслы;

II. 2. Разработана модель образной структуры архитектурного объекта как основы коммуникативного процесса. Специфика предлагаемой модели – процессуальность, выделение слоев образной структуры и семиотических механизмов, управляющих их формированием. Выделенные составляющие образной структуры характеризуют различные ценностные проявления:

– образ ориентации формирует психологическое пространство действия, определяющее характер движения и эмоциональные состояния человека; характеризуется приоритетом телесно-чувственного компонента; семиотический механизм образа ориентации устанавливает связь материально-физических характеристик реального архитектурного объекта со стереотипами восприятия;

– образ узнавания ограничивает сферу значений по функциональному признаку и характеризуется приоритетом когнитивного компонента; семиотический механизм образа узнавания устанавливает связь модели-представления архитектурного объекта с культурно обусловленным речевым эквивалентом; порождает вторичные значения и смыслы, присоединяемые к обозначению, выполняет функцию передачи информации о назначении объекта;

– образ интерпретации формирует веер социально предопределенных значений и субъективных смыслов, характеризуется приоритетом когнитивного компонента; семиотический механизм образа интерпретации осуществляет функции: перевод наглядных иконических представлений, ощущений и состояний человека в архитектурной среде на естественный язык, генерирование смыслов при переводе, функцию семантической памяти;

– образ интуиции раскрывает бытийный аспект архитектурного пространства, обусловленный приоритетом телесно-чувственного компонента; семиотический механизм образа интуиции способствует саморефлексии, процессу экзистенциального переживания себя в мире, созданном архитектурно-проектными средствами.

Формирование образа ориентации и образа интуиции предопределено телесностью человека и врожденными стереотипами формотворчества и восприятия, в основе образа узнавания и образа интерпретации лежит естественный язык и социально-предопределенные стереотипы мышления.

II. 3. Выдвинуто положение о принципиальной двойственности описания морфологии архитектурного объекта: а) пространственно-телесное описание через систему «преграда-стимул», вводящее позицию субъекта с его телесностью, в его основе лежат биологические стереотипы; б) геометрическое, исходящее из идеальной реальности объекта, не зависящей от субъекта, его основа – геометрические архетипы – наиболее общие формы наследования социального опыта.

Введен способ морфологического описания, основанный на системе «преграда-стимул», который дает возможность: а) конструирования и формального описания целостного архитектурного объекта любой сложности как системы параметрически заданных преград-поверхностей, заданных набором точек на произвольной сетке; б) корректного введение переменной «стимул», определяющей возможность задания постоянно изменяемых характеристик субъекта-пользователя и его пространственных потребностей; в) любых профессиональных описаний архитектурного объекта как морфотипа.

Разработана модель морфологической структуры архитектурного объекта, осуществляющая связь материально-физического и социально-психологического пространства переживаемого объекта. Она строится на выделении двух уровней:

– базовый – природный, характеризует объект как систему «преграда–стимул», где преграда – ограничивает движение человека и оконтуривает пространство действия, стимул – определяет приоритетность движений человека в выделенном пространстве. Переменные преграды (плоскость с различной степенью проницаемости и контур) и переменные стимула (вместимость, направленность, мотивация) являются образующими всех возможных пространственных ситуаций;

– социально-обусловленный, характеризует объект как «морфотип», строящийся на соответствии обобщенных морфологических характеристик речевому эквиваленту. Устойчивые сочетания обобщенных морфологических характеристик формируют модель объемно-планировочной структуры объекта, в которой выделяются: а) ориентационно-планировочная структура, основанная на выделении связующих (коммуникационный каркас) и связуемых (заполнение) элементов, описываемая через переменные «стимула»; б) пластическая структура - описывается через переменные «преграды».

III. Сконструирован объект теоретического знания и представлен в «концепции переживаемого архитектурного объекта» следующими положениями:

– дискурс – архитектурный объект в коммуникативном взаимодействии различных субъектов (проектирования, строительства, использования и т.д.);

загрузка...